Организация экологического воспитания в условиях работы летнего передвижного палаточного лагеря «Следопыт»

1
0
Материал опубликован 27 February 2023


Название. «Организация экологического воспитания в условиях работы летнего передвижного палаточного лагеря «Следопыт».

Автор. Макарова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования,

МОУ Тетюшской средней школы Ульяновского района


Введение

Летние каникулы, это период, который благоприятен для развития у обучающихся личностных интересов, творческих возможностей, поиска новых увлечений, активного отдыха и удовлетворения индивидуальных интересов. Однако далеко не все родители, особенно в сельской местности, могут создать условия своему ребёнку, для полноценного, правильно организованного отдыха.

Проводя государственную политику в сфере оздоровления и отдыха детей в каникулярное время, правительством Ульяновской области проводится огромная работа по организации занятости обучающихся в период летних каникул в целях создания для них максимально благоприятных условий для укрепления физического и психологического здоровья, отдыха, дополнительного образования и воспитания.

Эта работа в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и практической деятельности, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и развивающий, познавательно-творческий характер.

Среди разных форм летнего активного и развивающего отдыха хорошо зарекомендовал себя летний передвижной палаточный лагерь. Особенностью и преимуществом его является сочетание в себе разных направлений деятельности, таких как: туристическая, учебно и научно-исследовательская, природоохранная и экологическая, досуговая, коммуникативная, культурно-массовая, физкультурно-оздоровительная, активный и пассивный отдых. Всё это представляет большие возможности для самореализации каждого участника лагеря в каких либо видах деятельности, а также для формирования разновозрастных объединений обучающихся по их интересам и потребностям.

Актуальность. Разработка проекта по организации и проведению летнего лагеря «Следопыт» для обучающихся была вызвана повышенным спросом среди родителей на грамотно организованный активный, развивающий отдых детей.

В программе летнего палаточного лагеря «Следопыт» нашло отражение гармоничное сочетание разноплановой деятельности, позволяющей в летний период продолжению обучения знаниям естественно научного цикла, выходящих за рамки школьной программы, применению на практике знаний, полученных в школе. Одновременно с этим обучающиеся получают возможность проявить себя в туристической, физкультурно-оздоровительной, культурно-массовой, практической природоохранной и экологической деятельности, получив при этом возможность для отдыха в природной обстановке.

Основной упор в программе летнего лагеря делается на создание условий для активного отдыха обучающихся и изучение ботанических и зоологических объектов района дислокации лагеря.

В течение всего времени пребывания в лагере, обучающиеся учатся проводить научные исследования в полевых условиях по специальным методикам, проводить камеральную обработку полученных данных, делать выводы, грамотно оформлять результаты, составлять коллекции. Заключительным результатом этой работы является отчёт, составленный в виде детской исследовательской работы и его защита на детской научно-практической конференции, проводимой в условиях лагеря.

Программа легко корректируется в связи с погодными условиями, обнаружением новых интересных с научной точки зрения объектов исследований, проведением практических экологических мероприятий и индивидуальными особенностями участников экспедиции.

Новизна программы. Программа разработана с учётом нового (в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения) методологического подхода – это экологическое воспитание с помощью природы и для природы, объединяющем в себе три направления:

- созерцание и наблюдения природных объектов и явлений (развитие чувственной сферы личности обучающихся);

- исследовательская деятельность (развитие когнитивной сферы личности обучающихся /развитие познавательного интереса к изучению природы/);

- практическая экологическая деятельность (развитие нравственной сферы обучающихся).

Условия палаточного лагеря идеально подходят для реализации данного методологического подхода, а квалификация руководителей, имеющих большой опыт педагогической и исследовательской работы в полевых условиях, гарантируют достижимость выполнения поставленных задач.

Программа летнего палаточного передвижного лагеря «Следопыт» разработана в соответствии с условиями реализации областных и районных экологических проектов: «Флора», «Фауна» и «Вместе на чистой земле» (экологические операции «Живи родник» и «Река моего детства»).



Основные идеи, на которых базируется данный проёкт

Социальная идея. Укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Создание условий для воспитания экологически грамотного подрастающего поколения, способного в любой сфере деятельности принимать экологически целесообразные решения.

Научная идея. Формирование понятий закона единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему. Основные положения педагогики и возрастной психологии.

Общепедагогическая идея. Школьный возраст – это время, когда взрослые могут реально повлиять на формирование культуры отношений в системе человек – окружающая среда. Воспитание у детей школьного возраста уважительного и бережного отношения к окружающему миру и его обитателям является важным делом в формировании личности подрастающего поколения.

Цель и задачи проекта.

Цель: организация активного, развивающего отдыха детей в период летних каникул в условиях палаточного лагеря.


Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:


оздоровительные:

- содействовать укреплению физического и психологического здоровья детей – участников лагеря;

- развивать физическую культуру и физическую выносливость детей;

- способствовать формированию и развитию у детей навыков походной жизни;

воспитательные:

- создать условия для воспитания у детей активной жизненной позиции;

- содействовать развитию способности эстетического восприятия природы и воспитанию у детей экологической культуры;

- создать условия для приобретения детьми опыта экологически-грамотного поведения в природе;

- создать условия для развития доброжелательных отношений между детьми и формирования детского коллектива в условиях походной жизни;


образовательные:

- содействовать повышению уровня теоретической и практической подготовки детей в области экологии, ботаники, зоологии;

- создать условия для повышения уровня образованности по вопросам охраны природы и развития практических умений природоохранной и экологической деятельности;

- создать условия для обучения наблюдению за природными объектами и явлениями;

- создать условия для изучения некоторых методик полевых исследований, развития умений и навыков проведения исследований в природе;

- способствовать развитию умений и навыков оформления результатов исследования, презентации детских учебно-исследовательских работ;


развивающие:

- создать условия для развития интереса детей к научно-исследовательской деятельности;

- способствовать развитию у детей самостоятельности в исследовательской деятельности;

- создать условия для развития познавательных способностей детей;

- создать условия для формирования навыков самоорганизации;

- создать условия для развития потребности и умений ставить цели и добиваться их достижения;

- создать условия для развития познавательных способностей детей;

- способствовать развитию у детей способности к созерцанию и наблюдению за природными объектами и явлениями;

- содействовать развитию коммуникативности, умений и навыков совместной деятельности в условиях походной жизни;

- способствовать развитию у детей активности, креативности и самостоятельности в различных видах деятельности;


Принципы реализации проекта:

принцип безопасности жизни и здоровья обучающихся, защиты их прав и личного достоинства;

принцип приоритета индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации обучающихся;

принцип развивающего обучения;

принцип гуманности;

принцип научности;

принцип системности;

принцип развития самостоятельности;

принцип доступности и наглядности;

краеведческий принцип;

принцип единства теоретической и практической деятельности;

принцип учета реальных возможностей.


Вид проекта – краткосрочная, рассчитанная на 12 дней.

Участники реализации проекта – дети в возрасте 12-18 лет.


Содержательная часть.


Смена в летнем палаточном лагере «Следопыт » организуется в форме «Лесной академии». Такой подход обеспечивает возможности для формирования позитивной направленности личности обучающихся и облегчает организацию реализации программы.

Занятия проводятся на пяти факультетах:

«Ботанический факультет»;

«Зоологический факультет»;

«Факультет практической экологии и охраны природы»;

«Оздоровительно-развлекательный факультет»;

«Факультет культурного и эстетического развития»;


Занятия «Ботанического факультета» и «Зоологического факультета» посещаются детьми по интересам. Все участники лагеря для этого по своему выбору делятся на две группы. Одна группа «Ботаники», посещает занятия соответственно на «Ботаническом факультете», вторая группа «Зоологи», занимаются на «Зоологическом факультете». Группы по численности могут быть не равнозначные. Занятия «Оздоровительно-развлекательного факультета», «Факультета культурного и эстетического развития» и «Факультета практической экологии и охраны природы» посещают все участники лагеря.


Направления деятельности на факультетах:


На «Ботаническом факультете» - реализуются основные разделы учебно - исследовательского характера в рамках областного экологического проекта «Флора».

Участники факультета делятся на три группы по желанию. Одна группа проводит флористические исследования, вторая группа – геоботанические исследования и третья группа – изучает редкие виды растений, кроме того все участники получают задания по сбору ботанического материала для создания коллекций и наглядных пособий.

Обучающиеся получают задания и проводят исследования в окрестностях каждого места дислокации лагеря. Осуществляют сбор и обработку полученных материалов с помощью специальных методик полевых исследований, учатся определять растения, фотографируют природные объекты, закладывают гербарные образцы, обмениваются опытом по проведённой работе.


Формы работы:


Исследовательская работа

Флористические исследования растительных сообществ вокруг мест дислокаций передвижного палаточного лагеря.

Содержание и виды деятельности:

сбор гербарного материала;

определение растений;

составление полного списка видов растений основных растительных сообществ;

количественная оценка видового состава растений;

установление степени редкости видов, возможности их охраны;

хозяйственная оценка растений (выделение лекарственных, медоносных, красильных и др. видов растений).

Методические материалы для проведения флористических исследований


Геоботанические исследования растительных сообществ вокруг мест дислокаций передвижного палаточного лагеря.

Содержание и виды деятельности:

проведение геоботанических описаний в типичных биоценозах: лесных, степных, луговых, поляно-опушечных;

проведение геоботанических исследований карбонатных и песчаных субстратов, интересных в экологическом отношении и часто включающих редкие и исчезающие виды растений;

выявление эталонных сообществ карбонатных и песчаных субстратов с характерными видами;

эколого-физиологическое изучение растений этих субстратов, их приспособленности к жизни в столь специфических условиях среды.

Методические материалы для проведения геоботанических исследований



Изучение растений, занесенных в «Красную книгу Ульяновской области».

Содержание и виды деятельности:

картирование участков ценозов, содержащих «краснокнижные» растения;

флористическое и геоботаническое изучение ценопопляции избранного редкого вида;

биометрические характеристики ценопопуляций изучаемого вида;

оценка экологического состояния естественных популяций редких растений;

Методические материалы для изучения редких видов растений.


Практическая работа по созданию наглядных пособий

Содержание и виды деятельности:

собирание и засушивание листьев различных форм для создания коллекций листовых пластинок;

собирание и засушивание листовых пластинок с различными краями и видами расчленений для создания наглядных пособий: «Край листа» и «Расчленение листьев»;

сбор и подготовка материала для создания коллекции простых и сложных листьев;

собирание и засушивание различных видов соцветий растений для создания наглядного пособия «Типы соцветий»;

фото- и видеосъёмка объектов живой природы;


Методы работы:

дневные экскурсии;

полевой практикум (флористические, геоботанические и ценопопуляционные исследования);

изучение признаков 10 основных семейств;

сбор и камеральная обработка ботанического материала;

работа с определителями;

ведение дневников исследований;

составление отчёта исследований.

В конце смены каждый готовит пакет документов по итогам полевой практики, включающий:

полевой дневник с записями всех занятий и проведённых работ;

списки растений по изученным растительным сообществам (сосново мелколиственный лес, влажные луга, мелколиственный лес, степь, сосновый бор, широколиственный лес);

знание признаков основных семейств (Розоцветные, Бобовые, Лютиковые, Зонтичные, Крестоцветные, Сложноцветные, Норичниковые, Губоцветные, Гвоздичные, Злаковые) и растений по ценозам;

описание растительных сообществ по выбранным направлениям (флористические исследования, геоботанические описания, изучение редких видов растений);

подготовка гербарных образцов ботанического материала (коллекция соцветий, коллекция листовых пластинок различных форм; коллекции листовых пластинок с различными краями и видами расчленений пластинки листа, коллекция простых и сложных листьев).

По результатам исследований составляются отчёты в форме детских исследовательских работ. На научно – практической конференции, организуемой в конце смены, обучающиеся учатся проводить защиту своих работ.


На «Зоологическом факультете» - реализуются элементы программы учебно - исследовательского характера в рамках областного проекта «Фауна».

Участники факультета делятся на две группы по желанию. Одна группа проводит орнитологические исследования, вторая группа – энтомологические.

Обучающиеся получают задания и проводят исследования по изучению орнитологической и энтомологической фауны окрестностей каждого места дислокации лагеря. Осуществляют сбор и обработку полученных материалов с помощью определителей и специальных методик полевых исследований в условиях, приближенных к экспедиционным, учатся проводить учёты птиц, фотографирование объектов исследований, обмениваются опытом по проведению работ.

По результатам исследований составляются отчёты в форме детских исследовательских работ. На научно – практической конференции, организуемой в конце смены, обучающиеся учатся проводить защиту своих работ.


Формы работы:

Орнитологические исследования:

Содержание и виды деятельности:

- изучение общего видового состава птиц;

- определение статуса каждого вида;

- определение приблизительной численности птиц по видам;

- определение экологических групп птиц;

- маршрутные учёты численности птиц;

- учёты на постоянных площадках;

- точечные учёты;

- отображение маршрутных и точечных учётов птиц на карте-схеме;

Методические материалы для проведения исследований

Энтомологические исследования:

Содержание и виды деятельности:

- определение видового состава насекомых: жуки (жесткокрылые), бабочки (чешуекрылые), пчёлы (пчелиные);

- сбор насекомых в окрестностях каждой стоянки передвижного лагеря;

- определение видового состава насекомых;

- определение экологических групп насекомых.

Методические материалы для проведения исследований


Методы работы:

- дневные экскурсии, сбор материала;

- полевой практикум;

- наблюдения в окружающей природе;

- работа с определителями;

- камеральная обработка;

- экологические наблюдения;

- фотосъёмка объектов исследования;

- ведение дневников исследований;

- составление отчётов в форме детских исследовательских работ.


На «Факультете практической экологии» реализуются элементы программы по оказанию практической помощи окружающей природе через участие в областных экологических операциях «Река моего детства» и «Живи родник», входящих составными частями в областной проект «Вместе на чистой Земле»;


Формы работы:

Участие в областной экологической операции «Река моего детства».

Участие в областной экологической операции «Живи родник».

Акция «Муравейник».

Пропагандистская деятельность среди местного населения.

Формирование общественного мнения среди местного населения в необходимости решения конкретных экологических проблем.


Методы работы:

- практическая работа по расчистке берегов рек, озёр и прудов, находящихся в шаговой доступности от мест дислокации лагеря, от бытового и хозяйственного мусора.

-практическая работа по расчистке и благоустройству родников, обнаруженных в шаговой доступности от мест дислокации лагеря;

- практическая работа по огораживанию муравейников в лесных биоценозах в шаговой доступности от мест дислокации лагеря;

- ознакомление местного населения населённых пунктов в местах дислокации лагеря с результатами проведённых практических экологических мероприятий;

(выпуск плакатов, листовок экологического содержания и распространение их среди местного населения);

- установка аншлагов экологического содержания в местах проведения работ.

Методические материалы для проведения факультета «Практической экологии» (Приложение № 6).


На «Оздоровительно-развлекательном факультете» реализуются элементы программы по оздоровлению, отдыху и организации досуга участников лагеря.

Оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья, через правильную организацию режима дня, закаливание, пребывание на свежем воздухе, купание, ежедневные утренние зарядки, проведение спортивно-массовых мероприятий и активных игр, пропаганды здорового образа жизни.

Досуговая деятельность направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникабельности и кругозора, что позволяет детям быстро познакомиться, создать доброжелательную атмосферу в микрогруппах, группах и коллективе в целом. Это достигается при проведении досугово - развлекательных мероприятий.


Формы работы:

1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

2. Досуговая деятельность.


Методы работы:

- Спортивные игры (волейбол, футбол, игры на воде);

- утренние зарядки;

- закаливающие процедуры;

- туристические мероприятия;

- игры на знакомство

- интеллектуальные игры;

- эколого-развлекательные конкурсы;

- экологические викторины;


Мероприятия:

Инструктаж по технике безопасности;

Спортивные игры (волейбол, футбол, игры на воде);

Экологические викторины; «Знаток природы»;

Этапы верёвочного курса: «Муравьиный путь», «Круг Енота», «Убегающие островки», «Землемер», «Пятнашки», «Бычий глаз», «Платформа»;

Интеллектуально – познавательный блиц - турнир «Эрудит».

Флористическая викторина «Занимательная ботаника»;

Развлекательный конкурс «День индейцев»;

Конкурсы: «Весёлые забавы» («Найди золушку», «Музыкальные пары», Спортивно-развлекательная программа в «Парке приключений»;

Игры по экологии растений («Лесные ягоды», «Зарисуй дерево», «Суд над растениями», «Определи высоту дерева»;

Купание и обтирание холодной водой;

Методические материалы для проведения спортивных и досуговых мероприятий (Приложение № 5).


На «Факультете культурного и эстетического развития»

- реализуются элементы программы культурологической направленности через проведение мероприятий, связанных с годом Культуры; с областными проектами: «Начни с себя»; «Ульяновск – культурная столица СНГ»; «Уроки успеха» и областной акции «Правовой экспресс».

- реализуются элементы программы эстетической направленности (развитие чувственной сферы личности обучающихся через специальные занятия - созерцание и наблюдение природных объектов и явлений.


Формы работы:

1.Мероприятия, связанные с годом культуры.

2.Мероприятия эстетической направленности.


Методы работы:

Воспитательные беседы;

Экологические игры;

Акции;

Фестиваль;

Викторины;

Конкурсы на знание истории Ульяновска – «Культурной столицы СНГ»;

Созерцание и наблюдение природных объектов и явлений;


Мероприятия:

Игры на знакомство («Снежный ком», «Я возьму с собой в поход», «Давай познакомимся», «Часы», «Расскажи про своего соседа»);

Воспитательная беседа «Тайны доброты»;

Беседа «Год культуры и национальной славы»;

Праздник «Фестиваль искусств»;

Конкурс на знание архитектурных сооружений и других достопримечательностей г. Симбирска – Ульяновска, связанных с именем

И.А. Гончарова;

Беседа – «Ульяновск – культурная столица СНГ»

Викторина «Дворянские усадьбы Симбирского края»;

Викторина «Портретный ряд известных деятелей Симбирской Земли»;

Викторина «Знаковые исторические здания Симбирска – Ульяновска»;

Акция «Летний правовой экспресс»;

Эколого-развлекательный конкурс: «Эти удивительные растения»;

Акция «Урок успеха» о профессии лесника.

Методические материалы для проведения мероприятий.

Этапы и сроки реализации программы

Подготовительный (Май – июнь) – выбор места дислокации, информирование органов управления, формирование команды руководителей экспедиции, составление списков детей, подготовка оздоровительно-образовательной программы, проведение учебы для вожатых, привлечение спонсоров, консультации по программе с учебно-преподавательским составом экологического факультета УлГУ, естественно-географического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова.


Организационный (Июнь – июль) – На этом этапе в каждый заезд организаторы встречают детей, уточняют списки детей, проверяют наличие медицинских справок, проводят вводный инструктаж по техники безопасности. Проводят установление палаток, оборудуют кострища, обустраивают место приема пищи и места гигиены, знакомят с режимом дня и руководителями экспедиции.

Все участники лагеря отвечают на вопросы теста (Приложение №5), который даётся в первый и последний день пребывания в лагере для выявления эффективности программы «Лесной Академии» по расширению кругозора детей.

Формируются органы самоуправления. Участники лагеря делятся на отряды, выбираются командиры отрядов.


Основной – реализация программы по направленности «факультетов» «Оздоровительно – развлекательного», «Культурного и эстетического развития», «Ботанического», «Зоологического» и «Факультета практической экологии».


Итоговый – анализ и подведение итогов смены, подготовка детских научно-исследовательских работ и защита их на научно-практической конференции в условиях лагеря. В заключительный день запланировано проведение итоговой диагностики, которая направлена на выявление недостатков и достоинств работы лагеря с целью совершенствования дальнейшей работы летнего передвижного палаточного лагеря «Истоки».

Отъезд участников лагеря.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет.



Механизм реализации передвижного палаточного лагеря «Следопыт»

Легенда

В передвижном лагере «Следопыт» обучающиеся кроме активного и пассивного отдыха принимают участие в учебно и научно-исследовательской, природоохранной, экологической, досуговой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной деятельности. Всё это представляет большие возможности для самореализации каждого участника лагеря, в каких либо видах деятельности, а также для формирования разновозрастных объединений обучающихся по их интересам и потребностям.

Особенность данного лагеря состоит в том, что в течение 12 дней лагерь 5 раз меняет места своей дислокации, отводя в среднем по 2 дня на исследование каждой новой территории.

Вся деятельность участников лагеря организована в форме «Лесной Академии», которая составлена из пяти факультетов: «Ботанического», «Зоологического», «Оздоровительно - развлекательного», «Культурного и эстетического развития» и «Практической экологии».

Участники лагеря делятся по интересам на две группы: ботаников и зоологов. Ботаники изучают флору и растительность, а зоологи животный мир исследуемых территорий. В мероприятиях остальных факультетов участвуют все участники лагеря.


Структура смены


С целью оптимизации организации управления детьми в лагере вводится форма самоуправления. Разрабатываются законы жизни лагеря, создаются отряды, выбираются командиры. Каждый отряд разрабатывает свою эмблему, девиз, название своего отряда.

Через командиров отрядов вожатые организуют детей на мероприятия следующих факультетов: «Оздоровительно - развлекательного», «Культурно - эстетического развития» и «Практической экологии». Учебно-исследовательская деятельность на «Ботаническом» и «Зоологическом» факультетах организуется методистами лагеря.











12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.