Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Бельтирская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г .Протокол № __________________ |
|
Утверждаю: Директор МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа» ______________ /Молтушева Д.С./ «___» ________________ 20____г. |
Дополнительная образовательная программа
передвижного палаточного лагеря
«Ирбис»
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: последняя декада июня – первая декада июля
Разработчик:
Карлафьева Айару Алексеевна, учитель географии
с. Новый Бельтир,
2018 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Эко-туризм - это одни из направлений экологического, оздоровительного образования детей, воспитания любви к природе своего края, понимания уникальности и хрупкости отдельных живых видов, экосистем и биосферы в целом, пропаганда бережного отношения к природе.
Данная программа является естественнонаучной и туристско-краеведческой, следовательно, предусматривает совокупность мероприятий, направленных на развитие экологического взгляда и ответственного отношения за сохранение окружающего мира, творческого потенциала детей, через созерцание природы, укрепление психического, физического здоровья и формирование навыков здорового образа жизни, занятие их туризмом.
В данной программе исследовательская деятельность сочетается с активным отдыхом, что очень полезно в современном, мало динамичном времяпровождении детей.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование интереса к изучению и сохранению природы родного края.
Задачи:
- создать условия для организации активного отдыха детей в каникулярное время;
- мотивировать стремления детей к исследовательской, туристско-краеведческой деятельности, через выполнение практических заданий на местности;
- прививать ответственное отношение за сохранение чистоты, целостности окружающей природы;
- способствовать укреплению здоровья детей, в результате воздушных, солнечных, водных ванн и активных игр на свежем воздухе.
Деятельность курса
Программа охватывает небольшую группу детей – 10 человек (из-за отсутствия машин с большим количеством мест) и на короткое время. Основная деятельность - эколого-краеведческая и исследовательская.
Продолжительность реализации программы передвижного палаточного лагеря
Программа рассчитана на 5 дней.
Возрастные категории.
От 12 до 15 лет
Ожидаемые результаты
школьники проведут интересный активный отдых в течение недели, сочетая короткие пешие походы со спортивными играми на свежем воздухе:
приобретут навыки проведения полевых исследований, тем самым закрепив теоретические знания, полученные во время обучения и занятия в экологическом кружке;
научатся осознанному отношению к уборке территории от различных источников загрязнения, пропаганда экологического воспитания;
укрепят здоровье;
приобретут опыт самостоятельного социального действия.
Условия реализации программы:
Кадровые ресурсы:
Воспитательную работу будет проводить педагог-предметник. Также педагог отвечает за безопасность детей во время пребывания в лагере. Еда будет готовиться в полевой кухне. Для обеспечения полноценного пятиразового питания детей, необходим штат повара.
Во время нахождения детей в лагере будет сопровождать медицинский работник, который следит за состоянием детей. Водитель будет обеспечивать безопасную перевозку детей.
Материально-технические ресурсы:
шестиместные палатки – 2 шт.;
шатер (для кухни) – 1 шт.;
кухонная утварь общего пользования (2 кастрюли, чайник, половники, разделочные доски, ножи);
инструменты для проведения полевых исследований (термометр, барометр, флюгер, нивелир, компас, метр);
спортивная инвентарь (футбольный мяч, волейбольный мяч, скакалки, обручи);
Информационные ресурсы:
Нормативно-правовые документы, инструктажи, разработки мероприятий, методики проведения полевых исследований.
Методическое обеспечение:
перечень методов: маршрутный, стационарный, гербаризация,
конспекты занятий;
разработки (сценарии) сборов, отрядных дел, огоньков;
подборку игр, упражнений, коллективно-творческих дел;
необходимый для проведения диагностической деятельности инструментарий.
Летняя программа передвижного палаточного эколого-туристического, спортивно-оздоровительного направлений лагеря состоит из шести разделов, каждый из которых соответствует направлениям работы туристического клуба «Ирбис»:
Программа передвижного палаточного лагеря состоит из следующих разделов:
Раздел «Исследователи природы» - научно-исследовательская деятельность.
Цель: формирование интереса к научным исследованиям, изучение видового состава растительного и животного мира. Закрепить на практике знания и умения по метеорологическим, гидрологическим, геоморфологическим, астрономическим исследованиям.
Топографические снимки окрестностей озера Манжерок;
Гидрологические исследования реки Усть - Муны;
Метеорологические исследования маршрута.
Раздел «Школа юного туриста» - туристическая деятельность.
Цель: обучение навыкам туризма и закрепление их на практике.
Школа Робинзона (инструктив по технике туризма, основам выживания, спасработам, первой медицинской помощи, спортивному ориентированию (постановка палатки, укладка снаряжения, разведение костра, ориентирование на местности, виды переправ, одежда, питание в походе);
Радиальные походы (однодневные, с 1 ночевкой);
Лично-командные соревнования по технике туризма;
Контрольно-туристский маршрут;
Раздел «Я и природа» - экологическая деятельность.
Цель: развитие экологического мышления, экологической культуры, организация экологического мониторинга за окружающей средой, проведение акции «Чистый берег», «Чистый лагерь – чистая страна»
Раздел «Быть здоровым» - оздоровление детей.
Цель: укрепление здоровья детей через воздушно-водное закаливание, дыхательную гимнастику, спортивные мероприятия, лектории об использовании лекарственных растений, использование фиточаев.
Активный отдых: максимальное пребывание детей на открытом воздухе с использованием природных факторов внешней среды; правильная организация подвижных спортивных игр, прогулок, некоторых видов трудовых процессов; сочетание подвижных и спортивных игр с тонизирующей и тренирующей нагрузкой; комплекс спортивных соревнований (волейбол, футбол, армрестлинг, гандбол); радиальные походы.
Оказание первой помощи: ссадины, порезы, вывихи; кровотечения; ожоги; солнечные и тепловые удары; укусы ядовитых змей, насекомых; первая помощь утопающему;
Раздел «Под голубыми небесами» - информационно-развлекательные мероприятия.
Цель: создание благоприятной психологической обстановки в коллективе, развитие творческого потенциала ребенка и организация содержательного досуга участников лагеря.
Культурно-массовые, спортивно-оздоровительные мероприятия в соответствии с программой воспитательной работы: вечер туристской песни, вечерние конкурсные программы, экскурсии по звездному небу;
Деятельность пресс-центра, подготовка и выпуск номера газеты лагеря «Следуй по азимуту»
Раздел «Правительственный центр» - деятельность по самоуправлению.
Цель: учить ребят определять задачи деятельности коллектива согласно поставленной цели и намечать пути их достижения, проводить анализ результатов и необходимую корректировку действий. Воспитывать ответственность за принятые решения.
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Дата проведения |
Примечание |
1 |
Конкурс туристского быта |
Соревнование туристского быта |
1 день |
|
2 |
Исследования на местности |
Полевая практика |
2 день |
|
3 |
По следам Робинзона |
Спортивное состязание по туристским навыкам |
3 день |
|
4 |
«Чистый берег», «Чистый лес» |
Экологическая акция |
4 день |
|
5 |
«Романтики» |
Смотр песен и танца |
5 день |
Оценка эффективности программы:
Программа будет работать на протяжении ряда лет для оздоровления детей, приобретения ими туристических навыков и действий в экстремальных ситуациях, воспитания чувства товарищества в походных условиях, изучения растительного и животного мира Республики Алтай и создания фото и видеоматериалов.
Ежегодно в летнем лагере отдыхают от 10 до 15 детей.
Преимущества отдыха в профильном туристском лагере:
Жизнь непосредственно на природе обеспечивает прочное закрепление имеющихся навыков самообслуживания, жизнеобеспечения, тренирует волю, выносливость, учит жить в гармонии с природой и в ладу с окружающим миром, выживать в экстремальных ситуациях, пробуждает лучшие человеческие чувства.
Практические умения по технике туризма, организации быта в полевых условиях, приготовлению пищи на костре, оказанию первой медицинской помощи, ориентированию на местности усваиваются подростками сразу и на всю жизнь.
Опыт межличностного общения и человеческого общежития, приобретенный в палаточном лагере, - уникален и бесценен.
Здоровый образ жизни, а под этим мы понимаем единство физического, психического и нравственного здоровья; правильное и экологически чистое питание, насыщенная творческая деятельность, высокий эмоциональный тонус являются залогом качественного оздоровления и отдыха детей.
При оценке эффективности лагеря и их последействия могут быть использованы следующие показатели:
сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;
трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта;
укрепление (развитие) социальных связей;
формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело;
компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);
ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов. Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
с. Новый Бельтир – Кош-Агач – Акташ – впд. Девичьи Слезы (Ширлак) – Белый Бом – Калбак Таш - Онгудай – Туекта – Шебалино – Усть – Сема - Аскат – Новый Бельтир
1 день - Новый Бельтир – Акташ – Онгудай – Туекта – Шебалино – Усть – Сема - Аскат;
2 день – экскурсия в остров Патмос, в музей – заповедник Г.И. Гуркина;
3 день – поход в Камышлинский водопад;
4 день – экскурсия в Ботанический сад, флористические исследования возле Серебряного источника;
5 день - экскурсия в Чемальский ГЭС, поход в гору Сугун – Туу; отъезд в Новый Бельтир
Список литературы.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» / СанПин 2.4.4.2599-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы для лагерей с дневным пребыванием» / СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления» / СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха для подростков»/ СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».
Методы полевых экологических исследований : учеб. пособие / авт. Коллектив: О.Н. Артаев, Д.И. Башмаков, О.В. Безина [и др.] ; редкол.: А. Б. Ручин (отв. ред.) [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. Ун-та, 2014. – 412 с.