Организация групповой работы на уроках и во внеурочное время как эффективный способ формирования увлеченности, поддержки интереса и развития способностей обучающихся
Организация групповой работы
на уроках и во внеурочное время как эффективный способ формирования увлеченности, поддержки интереса и развития способностей обучающихся
Автор работы: Дмитриева Валентина
Леонидовна – учитель русского
языка и литературы МБОУ
«Карагайская СОШ №1», с.п.
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
с. Козьмодемьянск, 2021 год
I.Введение
Актуальность: в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования социализация личности обучающегося определена как одна из важнейших задач. Социализация личности школьника – это приобщение его к жизни и культуре того общества, в котором он родился и живет, а также к культуре человечества. А задача школы – поддержать ребёнка, формировать увлеченность, интерес к знаниям, развивать его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Гипотеза: в современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на организацию социального поведения ребёнка, на формирование увлеченности, развитие интересов и способностей.
Цель: изучить влияние групповой работы на уроках и во внеурочное время на социализацию обучающихся, на формирование увлеченности, развитие интересов и способностей.
Задачи:1.рассмотреть, чему учит групповая работа;
2.способы деления на группы;
3. распределение ролей в группе;
4.правила работы в группе.
2. Основная часть
Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка и литературы. Она дает возможность вовлечь каждого ученика в процесс познания. Дает возможность сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и проявлять ответственность, слушать других, отстаивать свое мнение.
«Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,
по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
группы, объединенные по темпераменту членов; и т.д.
А также есть способы деления на группы спонтанные. Например, по количеству рядов парт, по вариантам». (1)
Обязательно нужно соблюдать правила работы в группах: думай, слушай, высказывайся, уважай мнение других, помни, каждый имеет право на ошибку, записывай идеи, не спрашивай у учителя, спрашивай у группы, не бери всю инициативу на себя, не жди подсказки. Есть правила и для учителя, который хочет организовать эффективную групповую работу: нельзя сидеть за своим столом, проверяя тетради,
_______________________________________
Максимова С.С. «Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время»
ж-л «Русский язык в школе», №1990
воспринимать групповую работу как "законную передышку", когда можно позволить себе выйти из класса, уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных, исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами), оказывать давление на учеников или мешать им высказываться.
Хорошо, если к групповой работе дети приучены в начальной школе. Тогда в средних и старших классах эта деятельность будет иметь осознанный и целенаправленный характер.
Сначала я использовала групповую работу на кружке «Художественное чтение» в 5 классе. Художественные и публицистические произведения, изучаемые на занятиях кружка, отличались гуманистической направленностью. Предпочтение отдавалось текстам позитивным по звучанию. Они дополняли учебники основного курса литературы. Форм групповой работы было много.
Так, например, изучая сказку «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа), говорили о правилах жизни в обществе. Групповая деятельность использовалась при знакомстве с новыми словами.
Когда изучали рассказ Е. Носова «Трудный хлеб» и говорили об уважении и сострадании, в группах составляли план рассказа .
Обсуждали афоризмы при изучении сказки – были А. Платонова «Неизвестный цветок».
Творческие работы выполняли в группах при изучении сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда». Первой группе нужно было объяснить высказывание Купера: «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри». Второй группе прокомментировать высказывание Фалеса: «Не наружность надо украшать, а быть красивым в духовных начинаниях». Дети с заданием справились.
На уроках внеклассного чтения я искала новые формы групповой работы: выразительное чтение, инсценировка сказок, басен, отзывы о
произведении, составление вопросов по прочитанному тексту. В результате такой работы исчезли отказы отвечать, дети охотно знакомились с произведением, чтобы успешно работать в группах.
Иногда творческая поисковая группа (3-4 ученика) создавалась прямо на уроке, распределялись роли. Так, например, после изучения в 8 классе биографии французского писателя Сент-Экзюпери ученикам предлагается разделиться на группы, распределить роли: организатора в группе, исследователя творчества, художника и предлагается выполнить несколько заданий: из высказываний писателя выбрать эпиграф к уроку: первой группе:
« Ищите меня в том, что пишу», «Величие всякой профессии, быть может, прежде всего, в том, что она объединяет людей», «Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе».
Второй группе: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться», «Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их», «Не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Художники рисовали по произведению и оформляли выставку своих работ.
Вопросы, которые помогли подвести итог, тоже задавала по группам:
первой группе: Чему учит Лис мальчика? Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»? Сразу ли появляется тяга людей друг к другу? Второй группе: Что в дружбе самое главное? Что понял Маленький принц во время своего путешествия? Какие слова показались вам самыми важными в сказке? Так, отвечая на вопросы, дети постепенно приходят к выводу, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», - вот главная мысль сказки. Выставка рисунков учащихся послужит образным представлением некоторых эпизодов и героев сказки.
При изучении темы «Человек и природа» в рассказе Тургенева «Бежин луг» в 6 классе задание по тексту выполняют учащиеся в 3 группах:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Задание: восстановить текст и ответить на вопрос: Что мы узнаем о Павлуше? | Задание: восстановить текст и ответить на вопрос: Какой художественный прием использует автор? | Задание: восстановить текст и ответить на вопрос: Какой художественный прием использует автор? |
-А что,- спросил Федя,… Стр. учебн. 326 | «Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли…» Стр. 332-333 | «Гляньте-ка, гляньте -ка, ребятки, раздался…» Стр. учебн.334 |
В ходе этой работы учащиеся дают характеристику героям рассказа и повторяют художественно - изобразительные средства.
На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Лексика» дети выполняют в группах словарную работу. Первая группа находит слово «Аннотация» в орфографическом словаре. Вторая находит значение этого слова в толковом словаре. Обе группы составляют с ним словосочетания и предложения. На этом же уроке проводится еще одна групповая работа: каждой группе даны карточки со словами: учащиеся первой группы выписывают однозначные слова, второй – многозначные. Затем дают определение однозначности и многозначности слов в русском языке.
Успешно применяю метод групповой работы и в старших классах.
Приведу пример урока литературы в 10 классе на тему: «Нравственный выбор героя» по рассказу Шолохова «Судьба человека». Поставлен проблемный вопрос: как выжить в экстремальных условиях, не став предателем или погибнуть геройски.
II. Слово учителя: Великая Отечественная война… Как давно это было, это было как будто вчера. Этих дней не смолкнет слава… .
Класс поделен на две группы: в каждой группе есть организаторы, историки, литературоведы, поэты, критики. Слово предоставляется историкам каждой группы, затем поэты рассказывают стихи о войне, критики читают высказывания о войне, продолжают разговор литературоведы о рассказе Шолохова . Урок проходит интересно. В конце учащиеся делают вывод: «Человек – хозяин своей судьбы. Он делает выбор в любой критической ситуации».
Я применяю традиционные методы обучения, проверенные временем, но при этом их дополняю. Причина очень веская – реализация ФГОС второго поколения. Надо, чтобы обучающиеся могли хорошо ориентироваться в современном мире, чтобы могли применять знания, умения, навыки в практической, самостоятельной деятельности. Кроме групповой деятельности учащихся использую работу в парах и индивидуальную.
В результате такой деятельности за последние годы повысилась техника чтения, уровень воспитанности детей, наблюдается положительная динамика результатов ВПР по русскому языку, в выполнении образовательной программы. (В 2015-2016 учебном году -75%, в 2017-2018 -82%). Улучшились результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Поэтому задача учителя — способствовать социализации личности. Социализация – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе. Современный специалист — это профессионал с высокой культурой коммуникативной деятельности.
Русский язык и литература являются для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом формирования увлеченности, развития интересов.
Использованная литература:
1.Интернет- ресурсы.
2.Мартынова С.С. «Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время», ж. «Русский язык в школе», 1990 год, №3.
3.Поташник М.М. «Требования к современному уроку», М., 2007 год.