Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в эколого – биологическом направлении

6
0
Материал опубликован 30 August 2021 в группе

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей в эколого – биологическом направлении


«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,

без активной поддержки и специальных методов обучения,

они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые они

стали знаменитыми».

(Американский исследователь А. Блум)


Каждый человек талантлив. Добьется ли он успеха в жизни, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свои способности. Поэтому одна из основных задач –«создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи» (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов).

Педагогический коллектив нашей школы давно уделяет внимание этому направлению и старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов.

В своей профессиональной деятельности по развитию одаренности детей каждому педагогу приходится решать 3 основные задачи: как найти (выявить) увлеченных детей, удержать их, развить и приумножить их способности. Я хочу поделиться своим опытом по развития одаренности учащихся в эколого – биологическом направлении.

Главный критерий, по которому обычно выявляют талантливых и одаренных детей – это их достижения и победы в различных конкурсных мероприятиях. Чаще всего это бывает у ярких, общительных, уверенных в себе ребят, которые хорошо учатся. Мы их видим сразу, нужно только их, как говориться, «подхватить» и работать с ними дальше. Но практика показывает, что чаще всего у детей одаренность бывает скрыта. Выявление ее - это долгий процесс, связанный с анализом развития каждого конкретного ребенка. Я работаю со всеми детьми, которые проявляют хоть маленькую долю заинтересованности в моем предмете. При этом использую широкий спектр методов: наблюдение, беседа с педагогами и родителями, оценивание результатов обучения, участия в экологических мероприятиях, творческой деятельности детей и т.д.

Для того, чтобы дети могли проявить себя, я стараюсь привлекать их к различным направлениям работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности: исследовательская, теоретическая, просветительская и практическая природоохранная.

Теоретическое направление способствует повышению интереса учащихся к науке, расширению и углублению знаний в области биологии и экологии. Ребята привлекаются к участию в олимпиадах, викторинах, конкурах различных направлений и форм, где от них требуется прочное знание предмета.

Исследовательская деятельность направлена на получение знаний через использование навыков изучения природы.

Ребята привлекаются к участию в исследовательских, практико – ориентированных, информационных и социальных проектах.

Просветительская деятельность связана с пропагандой охраны окружающей среды, навыков ЗОЖ. Ребята участвуют в организации, составлении сценариев и проведении тематических дней, например, День Экологии, День Леса, День Воды, и т.д.. Участвуют во Всероссийских экологических уроках, в конкурсах рисунков, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Практическая природоохранная деятельность связана с участием в акциях «Чистый берег», «Чистый город», «Зеленая весна», «Покормите птиц» и других.

В этих мероприятиях выявляются и развиваются разнообразные способности и таланты ребят: интеллектуальные, творческие, лидерские, ораторские, музыкальные, художественные и т.д. а из тех, которые проявляют устойчивый интерес к биологии, формируется наше школьное объединение «Юный эколог», состоящее из ребят разного возраста.

Развитие талантов и способностей происходит постепенно и постоянно, и занимает длительное время. Этому способствует система работы на уроке и во внеурочной деятельности.

В нашей школе реализуется программа учебного предмета «Экология». Для эффективной работы мне помогают нетрадиционные уроки, разнообразные методы и приемы, вызывающие интерес к знаниям, науке, природе, развивающие мышление ребят, формирующие навыки исследовательской деятельности.

В разные годы мной были разработаны и реализованы программы курсов по выбору, таких как «В мире животных», «Гигиена человека», «Нестандартные задания по биологии», «За страницами учебника «Ботаника», «Картография» и «Земля – планета солнечной системы» и др. На занятиях происходит расширения и углубления знаний учащихся, подготовка к предметным олимпиадам.

В школе более 10 лет действует объединение «Юный эколог». Его работа нацелена на совместную деятельность обучающихся разного возраста, желающих проявить и развить свои интеллектуальные, организаторские, творческие способности в области биологии и экологии. Со временем возникла необходимость систематизации планов, программ разных кружков, курсов.

Таким образом, родилась моя авторская программа «Юный эколог», рассчитанная на 5 лет обучения. Она прошла экспертную оценку Федерального детского эколого – биологического центра и стала лауреатом Всероссийского конкурса в 2017 году. В 2020 году программа стала победителем областного конкурса программ «Открываем таланты», направленных на поиск, поддержку и развитие одаренных детей.

В летнее время ученикам предоставляется возможность продолжить занятия в летнем профильном экологическом лагере, где они собирают материал для исследовательских работ, занимаются природоохранной и просветительской деятельностью.

Ребята также занимаются на занятиях областной очно-заочной школы «Юный эколог», где продолжают формировать более глубокие знания по разным разделам экологии и биологии под руководством опытных педагогов, преподавателей ВУЗов г. Иваново.

Более подготовленные учащиеся, которые овладели навыками самостоятельной деятельности, участвуют в областной учебно-исследовательской экспедиции и мастер-классах по исследовательской деятельности, проходящих в заказнике «Клязьминский» Южского района Ивановской области.

Развитие навыков социального взаимодействия происходит при участии в акциях по благоустройству территории города и улучшения качества городской среды, таких как «Чистый город», «Чистые игры», «Зеленая весна» и др. при проведении экологического марафона «Эковзгляд» с участием представителей администрации города и района, при взаимодействии с социальными партнерами – ЦДЮТ, газета «Приволжская новь», Районная библиотека.

Развитию способностей учащихся способствует материально-техническая база школы, новое оборудование, поступившее в прошлом году – мобильный интерактивный комплекс, состоящий из панели и ноутбуков сразу же пошел в дело. Мы его используем для индивидуальной и групповой работы на уроках, классных часах, занятиях кружка.

Как мы видим, возможностей для проявления талантов обучающихся очень много. На данном этапе необходим индивидуальный подход. Важно выявить интерес, возможности и склонности каждого конкретного ребенка. Главное, чтобы деятельность была интересная и актуальная, поэтому необходимо постоянно заниматься новыми идеями, проектами, мероприятиями. Здесь основная роль отводится постепенному, дозированному усложнению деятельности. Нужно сделать так, чтобы ребенок не напугался трудностей, неудач, научился справляться с ними. Важно поддержать ребенка, помочь, направить, создать «ситуацию успеха», которая окрыляет, помогает бороться с трудностями, толкает на новые открытия, мотивирует к работе, учебе, помогает поверить в себя, обрести уверенность в своем настоящем и будущем.

Очень важна поддержка родителей, самих ребят в коллективе и конечно, учителя. Дети вдохновляется, если видят, что есть люди, которые заинтересованы в их деятельности, радуются и огорчаются вместе с ними, помогают справиться с трудностями. Поэтому, я стараюсь, чтобы коллектив был разновозрастный, где уже опытные ребята помогают новичкам, обучают их, поддерживают, делятся опытом. Все это сплачивает коллектив, делает работу наиболее эффективной. Ребята социализируются, у них появляются новые друзья с общими интересами.

Развитие ребенка – процесс довольно длительный и кропотливый. Для эффективной работы необходимо постоянно осуществлять анализ деятельности. Мониторинг динамики успешности развития способностей, умений и навыков помогает проводить сравнение новых достижений ученика с его прошлыми успехами. Большинство ребят из объединения развиваются по собственной индивидуальной программе развития. Мы составляем планы на год, где фиксируем деятельность, мероприятия, конкурсы, в которых будет участвовать ребенок, корректируем их, если необходимо. У учащихся есть портфолио достижений, в которых они отражают всю свою деятельность, прикладывают работы, рецензии, дипломы, листы самооценки, где указывают свои сильные и слабые стороны. Постоянно анализируем причины успеха и неудач, определяем необходимые меры по устранению своих недочетов и активизации деятельности. Такой подход помогает вырабатывать адекватную самооценку, формировать ситуацию успеха, планировать дальнейшую деятельность.

Способности и таланты, выявленные в школе, помогают ребятам успешно справляться с учебой, определиться с профессией, и остаются с ними на всю жизнь. Умение трудиться, не пасовать перед трудностями, планировать свою работу, отвечать за результат своего дела, помогают в любой дальнейшей деятельности и способствуют формированию успешной личности.

Главное правило развития способностей и талантов детей прозвучало в одном очень мудром мультфильме. Всего 3 слова «Направить, взрастить и поверить». Ведь ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Пусть ваш профессиональный путь всегда будет светлым и ярким.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.