Статья «Организация познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время»

3
0
Материал опубликован 15 April 2022

Мещерякова Г.В.,

учитель начальных классов,

МКОУ Новокурлакская СОШ


Организация познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время.


Не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает.

К. Д. Ушинский

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель - формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир книг, мир удивительных открытий.

Работать над повышением познавательной активности детей – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Организация познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.  Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Приведу примеры таких активных форм обучения, которые использую в своей работе:

урок – соревнование;

урок – викторина;

урок – диспут;

урок – турнир;

урок – путешествие;

урок – экскурсия;

урок – творческий отчет;

интегрированные уроки.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки и занятия, я сделала вывод, что такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика, а уроки выполняют познавательные и воспитательные функции.

Для повышения познавательной активности младших школьников применяю в своей работе проектно-исследовательскую деятельность. Внедряя в свою работу данный вид деятельности детей, я исходила из того, что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная методика позволяет решать такую задачу. Это доказывает мой собственный опыт и практика.

Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.

Формирование исследовательской дея­тельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Очевидно, что процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического спо­собов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью кото­рого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д. Этот научный метод в современной науч­ной терминологии определяется как анализ через синтез.

Важнейшее значение и смысл исследо­вательской деятельности в младшем школьном возрасте — овладение научным методом. Дело в том, что метод не есть нечто внешнее, что может быть «перелито в учащегося» извне. Ученик сам должен как бы настроить себя, свою душу на опреде­ленный научный лад. Овладение научным методом позволяет ему увидеть явление, мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается только физи­ческой и психической действительностью, что кроме этого существуют и другие его грани и измерения, а именно область чело­веческих ценностей и смыслов.

Учащиеся моего класса на уроке, во внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания используют проектно-исследовательскую деятельность, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты.

При выполнение домашнего задания по литературному чтению (узнать об авторе произведения, составить диафильм по прочитанной сказке (группа ребят), инсценирование отрывка – по желанию.) Чаще мы заслушиваем индивидуальные проекты на уроках литературы и окружающего мира, но бывают темы, которые ребята готовят группой. Ребята организуются в группы по желанию, где сами распределяют вопросы по теме. Цель у нас единая: найти, узнать и рассказать товарищам. А для этого необходимо поработать не только с материалом учебника и рабочей тетрадью, но и найти информацию в других источниках. Следовательно, ребята учатся отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми (специалистами в разных областях знания), совершают экс­курсии в музеи, посещают различные выс­тавки. Следует отметить, что ученики выпол­няют намеченную программу без принуж­дения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.

Проектно-исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем пуб­лично представлять его перед классом. В нашем опыте используются следующие формы представления результатов проек­та: книжки-раскладушки, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков (математики, окружающего мира и др.), сценарии праздников.

Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку та­кая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской ра­боте, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается само­оценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, са­мостоятельность, самоконтроль.

Овладение исследовательскими умени­ями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников поз­навательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьни­кам чувствовать себя уверенно в нестанда­ртных ситуациях, повышает не только адап­тивные возможности, но и творчество.

Не первый год использую информационно-коммуникационные технологии на уроках и во внеурочной деятельности и пришла к выводу, что такие учебные занятия имеют огромные преимущества.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Применение на уроках ИКТ позволяет сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным.

При подготовке к уроками и внеклассным мероприятиям использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тесты, электронные энциклопедии.

Использование мультимедийных презентаций на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. На таких занятиях познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Я считаю что уроки, внеурочная деятельность с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают интерес детей к учёбе.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Такой вид деятельности требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. Для этого необходимо подобрать способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение детей к культуре умственного труда

Но, подбирая, то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Оно должно быть эмоционально окрашено, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.


Литература:

«Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода» М.В.Дубова, «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» №1 2010 г.

Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008

Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) /Авт.-сост.С.В.Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003.

Ю.В. Сухаревская «Занимательное естествознание». Ростов/н/Д.: Издательство «Учитель», - 2003



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации