Статья «Проектная деятельность как способ активизации самостоятельной работы и развития творческих способностей обучающихся»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ обучения, я столкнулась с рядом проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Проектная деятельность дает возможность применения знаний, на практике связав их воедино и является, на мой взгляд, действенным способом активизации учебной деятельности и развития творческих способностей учащихся.
На начальном этапе работы над проектом знакомлю с его структурой. Приобретенный мною опыт работы по развитию проектных способностей учащихся позволил выработать ее алгоритм: Проблема;
Почему? Что делать? Как? Что получить (результат)? За основу взят вариант последовательности работы учителя и учащихся над проектом Т.И. Шамовой, модернизированный Н.И. Запрудским [1].
Начинаю работу, как правило, с выполнения несложных урочных проектов, например, проект игра «Аукцион» - ребятам необходимо было подобрать иллюстрацию к фразеологизму, а затем продемонстрировать одноклассникам, чтобы те узнали, какое изречение скрывается за картинкой. Проектные задания дифференцирую, учитывая индивидуальные особенности школьников, помогая тем самым восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, умениях, навыках, а высокомотивированным – расширять и углублять свои познания и умения.
Немалую пользу для интеллектуального развития несут ребусы: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Решение подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда зашифрованная картинка может иметь неоднозначную трактовку.
Помимо индивидуальных проектов, включаю групповые задания, поскольку такие задания на уроках возможны только тогда, когда учащиеся уже овладели необходимыми навыками и умениями по решению проектных задач. Привлекают внимание учащихся творческие, ролевые проекты, развивающие артистические способности. Например, при изучении комедии Гоголя «Ревизор» учащимся было предложено несколько проектных заданий: художники-рисовали афишу, сценаристы –выбирали фрагмент произведения для инсценировки, режиссер-распределял роли и осуществлял постановку, костюмер-придумывал костюмы.
По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: учащиеся могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Например, при изучении сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» учащиеся самостоятельно придумывают тему проекта (задание- выделить наиболее важные высказывания, проиллюстрировать), что позволяет развивать критическое мышление средствами поискового чтения. Показательны в этом направлении и проекты «Узнай героя», в которых учащиеся, работая с текстом, учатся находить важные детали, характеризовать героев.
Работа над проектом в старших классах приобретает форму исследования, что способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ученики таким образом не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых. Примером может служить проект, реализованный учащимися 9 класса, по творчеству М. Ю. Лермонтова. После прочтения романа ребятам предложено было составить по 5 вопросов. Повторяющиеся и интересные были вынесены как темы проектов. Каждый выбирал один вопрос и раскрывал его в различных формах (учебное сообщение, мультимедийная презентация, кластер и т.д.), а затем защищал его на завершающем изучение произведения уроке-конференции.
Прочно вошли в мою практику игровые проекты, которые выполняют ряд функций: развивают познавательные интересы, толерантность, творческие способности, коммуникативную, способствуют повышению самооценки. Получив проектное задание, учащиеся становятся разработчиками игры: подбирают языковой материал, ранжируют его по степени сложности.
Многие из детских проектов становятся частью одного учительского проекта, который оформляется и потом используется в работе. Я считаю, что создание проекта - это не самоцель, а способ мотивации учебной деятельности. Отдаю предпочтение проектам, реализованным с помощью компьютерных информационных ресурсов, т. к. эта форма наиболее интересна учащимся.
Первый опыт реализации долгосрочного группового проекта был приобретён в 2008 году – это «Электронный самоучитель по русскому языку. 6 класс». Задачи проекта: расширение и углубление знаний учащихся в области русского языка; развитие интереса к предмету как к науке; формирование навыков анализа литературы (учащиеся 6 класса); систематизация материала; освоение программы test, публичное представление результатов работы (учащаяся 8 класса). В ходе реализации проекта, учащиеся 6 класса выбирали определенную тему по предмету (по желанию), предлагали наиболее оптимальный вариант для её изучения, составляли тест по данной теме; работа ученицы 8 класса заключалась в подборе иллюстративного материала, его компьютерном оформлении. Данный ресурс размещен в открытом доступе на сайте нашей школы и позволяет учащимся изучить самостоятельно материал и проверить знания, пройдя тест.
На протяжении многих лет я сталкивалась с проблемой нехватки качественных материалов для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе. Для восполнения данного пробела был запущен проект «Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку и литературе», в ходе реализации которого учащиеся отбирали и систематизировали как теоретический, так и практический материал по русскому языку и литературе. Создавали собственный «кейс» крылатых выражений, пословиц и поговорок, банк заданий по русскому языку, интерактивные тематические тесты для самопроверки, литературные викторины, словари, памятки для написания отзыва, построения устного высказывания, тексты для отзывов, примеры отзывов и тем для устного высказывания. В ходе этой работы учащиеся углубили свои знания по предмету, повысили результативность участия в олимпиадах по русскому языку, научно-практических конференциях, различных конкурсах.
В итоге, в моём «педагогическом портфеле» имеются актуальные, необходимые, разноплановые современные образовательные ресурсы, работа над которыми способствует активизации учебной деятельности и развитию творческих способностей учащихся.
Литературные источники
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н. И. Запрудский. [Текст] - Минск: Сэр-Вит, 2006. – 287с.