12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трапезникова Светлана Ивановна165

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»







ПОДГОТОВИЛА:

Трапезникова Светлана Ивановна

Воспитатель

Г. Челябинск

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Джон Локк

 Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

   Существует много определений общения. Например, общение – это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение – это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. [3]

По словарю Ожегова, общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению /коммуникантами/. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

   Таким образом, коммуникация – процесс обеспечения взаимопонимания людей. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. [3]

Говоря об отношениях в системе «педагог- обучающийся» необходимо рассматривать различные подходы к трактовке понятия «отношения» вообще.
   В современной психологии и педагогике существуют два основных толкования понятия «отношение». В одном случае подразумевается объективная связь человека и предмета, одной личности и другой. В другом - «отноше­ние» трактуется как субъективная позиция по отношению к предметам, вещам, явлениям. [5]

Основой любого человеческого отношения является потребность в общении, в деятельности. В нашем случае в процессе обучения и воспитания подростков. По В. Н. Мясищеву, отношения - это сознательная, избиратель­ная связь личности с различными сторонами жизни, кото­рая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения выступают движущей силой личности, характе­ризуя степень интереса, силу эмоций, желаний и потребно­стей. Столкновение же значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушениям в жизнедеятельности этой личности, что и ведет к возникновению различных конфронтаций в системе «педагог- обучающийся». [1]

Обращаясь к определению понятия «Воспитание» стоит отметить, это целенаправленное руководство духовным развитием ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе, а также это процесс непосредственного формирования его личности и подготовка к взаимодействию в обществе. То есть воспитание – развитие определенных качеств и умений, которые помогут ребенку грамотно выстраивать межличностное общение в группе людей.

Процесс воспитания для дошкольника становится приобретением опыта в различных видах деятельности, а также и с различными группами (со взрослыми и сверстниками). Таким образом, на первый план выходит межличностное взаимодействие ребенка и взрослых, именно так происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. [2]

Воспитателю для успешной работы необходимы не только психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Профессия воспитателя относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии советского психолога Е. А. Климова), и поэтому умение общаться является для воспитателя профессионально важным качеством. [1]

Так, общение – основа педагогической деятельности. От того, как воспитатель общается с воспитанниками, зависит степень их познавательного интереса к миру, а значит это обеспечивает всестороннее комплексное развитие. Избирая стиль педагогического общения воспитатель в значительной мере определяет результативность овладения детьми предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат в группе. Общение является важным условием социализации личности. [5]

Рассматривая понятие «Педагогическое общение» стоит отметить, что, это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Обратившись к понятию «Коммуникативная культура педагога» видим, что, это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Таким образом, два понятия сходны между собой и обозначают то, что это непосредственный процесс общения педагога с разными субъектами (воспитанниками, коллегами, родителями, администрацией). [3]

Рассмотрим подробно из чего состоит коммуникативная культура педагога.

Ученые выделяют следующие виды коммуникативных умений педагога.

1. Социально-психологические умения - это умения располагать воспитанников к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие лично­сти каждого ребенка, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межличностных отношений, использовать психологические средства - вер­бальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.

2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовывать творческое сотрудничество с группой детей и отдельными воспитанниками, инициировать благоприятный нравственный климат общения в группе.

3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически вырази­тельным, приобщать детей к высокой культуре коммуникации, активизи­ровать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспита­тельные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, вы­бирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность. [1]

Благо­приятный морально-психологический климат в группе будет являться показателем успешного общения педагога с воспитанниками.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув­ствия. [4]

Критериями сформированности педагогической культуры являются:

1)креативный уровень (педагог как творец культуры);

2)эвристический уровень (деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения, педагог готов передавать свой опыт коллегам);

3)репродуктивный уровень (получение нового продукта знаний);

4)адаптивный уровень (педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме; нет осознанной необходимости в повышении квалификации). [4]

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с воспитанниками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. [5]

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления. [3]

Коммуникативная культура формируется также при условии освоения педагогм технологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса. [1]

Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.

Еще одной важной составляющей общения педагога является стиль общения. Различные ученые выделяют несколько таких стилей. Мы же рассмотрим классическую классификацию стилей общения педагога Курта Левина, который впервые провел экспериментальное психологическое исследование стилей общения в 1938 году. Выделют следующие стили педагогического общения:

Авторитарный.

Попустительский (либеральный)

Демократический.

1. Авторитарный

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

2. Попустительский или Либеральный

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

3. Демократический Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. [5]

Чаще всего, в реальности можно наблюдать смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые иногда достаточно эффективны, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. 

Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

   Проблема педагогического общения в системе «педагог-обучающийся» обусловливается, прежде всего, тем, что общение педагога с обучающимися является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности детей, становлением детского коллектива. [3]

   Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.

   Современная ситуация требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога и обучающихся в учебном процессе, стиля взаимоотношений, взаимодействий, особенностей общения между педагогом и обучающимся, подчеркивает мысль о том, что оптимизация педагогического общения происходит через осознание содержания образования, умелое использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов, способных улучшить взаимоотношение и взаимодействие.

   Поэтому, проблема взаимодействия педагога и обучающегося становится одной из самых актуальных для современного образовательного процесса.

   Перефразируя В.А. Сухомлинского, можно сказать, что проблема педагогических взаимодействий представляет собой «…один из участков педагогической целины

Подводя итог, хочется отметить, что взаимодействие участников образовательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных задач, эффективность которого определяется, прежде всего, развитием личности педагога и учащегося, степенью достижения результатов. О развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности. Стилей, форм и способов общения великое множество, при всём многообразии выбранных метод педагог должен помнить о главном - о педагогической этике на всех этапах своей деятельности, будь то общение с учащимися в стенах учебного кабинета, вне стен, общение с родителями и т.п.

Таким образом, особенности взаимодействия педагога с детьми определяются его коммуникативной культурой, которая в свою очередь является основой педагогического взаимодействия. 

Необходимость формирования коммуникативной культуры обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с воспитанниками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Следовательно, коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического взаимодействия и развития, соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.


















































Список использованных источников:

Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В.С. Грехнев. - М: Просвещение. 1990. - 142 с.

Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб, пособие. - 2-е изд., перераб., доп. -M.: АПКиППРО. 2005.

Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - M.: Наука. 1994.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / АН СССР. Ин-т философии. -M., 1959. -354 с.

Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии. Дис. докт. психол. наук. - СПб, 2004.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.