ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЬНОМ СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «ОЛИМП»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЬНОМ
СПОРТИВНОМ КЛУБЕ «ОЛИМП»
Е.Н. Скляр
учитель физической культуры МБОУ гимназия №2 г. Георгиевска
На ступени основного общего образования одной из основных форм по внеурочной деятельности физкультурно–спортивной и спортивно-оздоровительной направленности с одареннными детьми, в нашей гимназии, является школьный спортивный клуб «Олимп», который существует с 2021года. В рамках ШСК «Олимп» представлены различные направления деятельности, включающие различные формы организации обучающихся, способствующие формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры, школьного и массового спорта, в том числе и работа с мотивированными и талантливыми детьми.
Весьма интересным направлением в работе школьного спортивного клуба «Олимп» является практико-ориентированная спортивная направленность (научно-исследовательская деятельность) с одаренными детьми, которая создает условия для развития их интеллекта, позволяет приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности [1]. Кроме того, есть одаренные обучающиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя.
Исследовательская деятельность в спортивном клубе «Олимп» позволяет строить занятия одаренных детей на активной основе, через целенаправленную деятельность обучаемого, сообразуясь с его личным интересом. В рамках спортивного клуба «Олимп» одаренные дети выполняют исследования по изучению влияния занятий физической культурой на организм человека, по исследованию истории спорта, по формированию здорового образа жизни. Исследования выполняются под руководством учителя по определенному плану, результаты исследований оформляются в виде текстового описания, графиков, диаграмм, таблиц и статистически обрабатываются. Исследования одаренных детей по физкультурно-спортивной направленности в рамках школьного спортивного клуба могут быть как краткосрочные (например, в рамках одного занятия), а могут быть среднесрочными (в течение 2-3 месяцев), как индивидуальные, так и групповые.
Проведение исследований в школьном спортивном клубе позволяет интегрировать процесс обучения и охватывают содержание других учебных предметов таких как биология, экология, физика, химия. У одаренных детей при выполнении собственного исследования закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования, что формирует уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных исследований, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений.
Получив первый опыт выполнения исследовательских работ, одаренные школьники выполняют не только узкие по тематике работы, но и переходят к выполнению более масштабным проектов таких как «Исследование физической подготовленности школьников в начальных классах», «Экспресс-оценка оценка физического развития школьников 5-7 классов».
Роль учителя физической культуры в работе с одаренными детьми в школьном спортивном клубе – понимать и направлять их деятельность, через предмет исследования способствовать овладению научно-исследовательскими методами, глубокому овладению научной информацией, помогать в выборе тематике проекта, чтобы выполняемая работа имела практический интерес для обучающихся [2, 3].
В условиях школьного спортивного клуба «Олимп» одаренными детьми были выполнены следующие исследовательские работы «Экспресс-оценка оценка физического развития школьников», «Влияние кофе на сердечно-сосудистую систему школьников», «Определение индивидуального уровня освоения технических приемов в баскетболе», «Исследование физической подготовленности школьников в начальных классах», «Спортивные династии нашего города», «Оценка физического состояния школьников по основным морфологическим и функциональным показателям», «Анализ физической активности учащихся в течение выходного дня», «Уровень физического развития и показатели отклонений в состоянии здоровья учащихся», «Влияние занятий волейболом на уровень здоровья и физической подготовленности учащихся 6-7 классов». Свои исследовательские проекты одаренные дети представляли на конкурсах различного уровня и занимали призовые места.
Литература
1.Об утверждении Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года: совместный приказ Министерства спорта РФ и Министерства просвещения РФ от 17 февраля 2021 года № 86/59.
2.Оринчук, А. Н. Деятельность физкультурно-спортивного клуба образовательной организации в условиях реализации комплекса ГТО / А. Н. Оринчук, А. В. Оринчук // Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. — С. 63—65.
3.Оринчук, В. А. Модель организационно-содержательного обеспечения школьного физкультурно-спортивного клуба в условиях реализации комплекса ГТО / В. А. Оринчук, Е. Н. Фомичева, А. Н. Оринчук // Физическая культура в школе. — 2017. — № 5. — С. 57—63.