Статья «Исследовательская деятельность – важный элемент в работе с одаренными детьми»
Исследовательская деятельность – важный элемент
в работе с одаренными детьми
Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования
АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»
Исследование является важным средством развития одарённой личности, способствует развитию творческих способностей, помогает учащимся справляться со все возрастающим потоком информации, добывать необходимые сведения, обрабатывать их, делать соответствующие выводы, планировать свою дальнейшую деятельность. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний одарённых детей. Выполняя самостоятельные исследования, школьники имеют возможность показать все свои знания и умения, повысить свою самооценку.
К сожалению, ни один учебный курс общеобразовательной школы не может дать практических навыков изучения и охраны окружающей среды. Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»,содействуют расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход, умение анализировать, самостоятельно работать с литературой, экологически обоснованное поведение), развивают возможности одарённых учащихся.
Формирование исследовательских умений и навыков учащихся АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» идет через реализацию следующих дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности для детей от 6 до 18 лет:
«Игровая экология» (6-11 лет, 2 года обучения)
«Юный исследователь» (9-11 лет, 2 года обучения)
«Эколог-исследователь» (12-16 лет, 3 года обучения)
«Исследователь» (13-16 лет, 2 года обучения)
«Основы учебного исследования и проектирования» (13-16 лет, 2 года обучения)
«Введение в науку» (15-18 лет, 1 год обучения)
Целью всех этих программ является формирование учебных исследовательских умений у школьников на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и проведения.
Достижение поставленной цели решается несколькими задачами, способствующими самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации личности ребенка:
Формирование исследовательских умений и навыков.
Формирование творческого системного мышления и целостного восприятия окружающего мира.
Знакомство с методами научного познания.
Развитие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Расширение кругозора учащихся.
Наши программы ориентированы на приобщение детей к исследовательской деятельности, получение знаний основных научных подходов и методик изучения окружающего мира, отработку умений наблюдать, правильно организовывать свою исследовательскую работу, анализировать и оформлять результаты. Поэтому более 60 % учебного времени уделено в программах на проведение практических работ, самостоятельных исследований, наблюдений в природе, в живом уголке и оранжерее и приобретение опыта публичных выступлений на конференциях различного уровня.
На первом году обучения с учащимися проводится входная диагностика на основе методик О.Ф. Потемкиной (Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – С. 641-648). Учащиеся отвечают на вопросы анкет «Любимое дело» и «Мотивация». В результате определяются интересы детей к той или иной области знаний и их мотивы исследовательской деятельности. Используя эти данные, педагоги индивидуально с каждым ребенком выбирают тему исследовательской работы. Анализ результатов анкетирования показал, что 75 % ребят интересны разные разделы биологии. 62,5 % наряду с биологией выбрали и другие предметы (химия, медицина, информатика, история). Основными мотивами, подвигающими детей заниматься исследовательской работой, являются мотивы самоопределения (75%) и занятости (50%).
Большую роль в формировании исследовательских навыков играют различные формы и методы обучения (исследования, наблюдения, конференции, практические работы, эксперименты, экскурсии, консультации, игры, дискуссии), а также соответствующая материально-техническая база: наглядные пособия (таблицы, гербарии, коллекции, чучела), полевое оборудование (сачки, гербарный пресс, бинокли, почвенные сита, драга и т.д.), лабораторное оборудование (лупы, микроскопы и т.п.), учебно-методическая и справочная литература, компьютерный класс, обучающие программы по экологии и биологии, живой уголок, теплицы, музей природы, учебно-опытные участки, библиотека.
Технологии оценивания индивидуальных достижений ребенка ориентированы не на репродукцию воспитанником информации, а на созданный им самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность – это исследовательские работы. Поэтому итоговый контроль по каждому году обучения включает:
Проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы.
Публичную защиту подготовленного доклада на конференции исследовательских работ.
По окончании изучения программ школьники могут продолжить обучение в профильных группах по биологии и экологии учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, а старшеклассники – в средних и высших учебных заведениях эколого-биологического профиля.
Показателем результативности обучения по данным программам является успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; профессиональная ранняя ориентация.
Использование исследовательских и проектных технологий на занятиях способствует профориентации учащихся. Школьники не только знакомятся с профессиями ученых разных направлений, экологов, лесоводов, медиков, т.е. тех людей, от которых зависит благополучие окружающей среды и здоровье людей, но и в процессе исследований вживаются в эти образы. Некоторые воспитанники связали свою жизнь с изучением и охраной природы – поступили на биолого-химический факультет Удмуртского государственного университета, на агрономический, лесохозяйственный, ветеринарный факультеты Ижевской государственной сельскохозяйственной академии .