Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»
Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире.... В.А. Сухомлинский
Проблеме трудового воспитания старших дошкольников до недавнего времени уделялось очень мало внимания. Дошкольные учреждения больше внимания уделяли физическому воспитанию детей, построению развивающей среды, и др. Я столкнулась с тем, что дети отказывались дежурить по столовой, в уголке природы, без особого желания помогали взрослым.
В настоящее время дошкольные учреждения работают по разным образовательным программам и технологиям, используя разнообразную методическую литературу. Интересная система педагогической работы, ориентированная на целостное развитие ребенка в процессе приобщения его к предметному миру, труду – все это мы в свое время нашли в комплексной программе «Детство» и педагогической технологии «Дошкольник и рукотворный мир» (Крулехт М.В.). Приобщение к труду рассматривается здесь в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим и физическим развитием, и направлено на индивидуализацию личности.
В нашем дошкольном учреждении педагогами осуществляется широкая программа трудового обучения, формируются знания о трудовых процессах и их направленности, необходимые для участия в труде умения. Овладение трудовыми навыками позволяет ребенку достичь нужного результата, если ребенок овладел навыками, процесс труда становится для него доступным, а полученный результат вызывает удовлетворение.
Обучение трудовым действиям осуществляю через выполнение реального дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу окружающим, что позволяет придать труду нравственный характер. При формировании системных знаний о труде взрослых знакомлю дошкольников с конкретными трудовыми процессами.
С сентября 2010 года был организован кружок «Поваренок», где дети учатся готовить разнообразные блюда: от заваривания чая до приготовления торта-желе. Старшие дошкольники очень любят готовить, их увлекает совместная со взрослыми деятельность по приготовлению пищи.
Цель данного кружка – раскрыть на примере деятельности кулинара, повара сущностные характеристики человека труда (умелость, способность творить и использовать знания в творчестве, желание приносить пользу и радость людям), отражающиеся в продуктах его труда. Дети в процессе проводимых игр-занятий присваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность.
Опыт экспериментальной работы в дошкольных учреждениях показывает, что приготовление пищи в равной степени привлекательно как для девочек, так и для мальчиков. В начале старшей группы перед обучением детей приготовлению пищи, предлагаю им в выходной день понаблюдать за работой мамы или бабушки на кухне; затем планирую экскурсию на кухню в детском саду, где наблюдаем за работой повара. На одном из первых занятий знакомлю детей с гигиеническими правилами приготовления пищи (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой посудой, использовать только свежие продукты и др.), а также объясняю и формирую навыки пользования бытовой техникой на кухне. Обучение проходит последовательно с сентября по май. Дети учатся готовить: съедобные мухоморы, бутерброды со шпротами, салат из отварных овощей, салат фруктовый, конфеты из кукурузных палочек, вареники с картошкой, печенье, хрустящие вафли и др. Многие дети, приходя домой после занятия, предлагали родителям приготовить то или иное блюдо, радовались, когда взрослым оно нравилось. С восторгом рассказывали об этом на следующий день в детском саду.
В начале учебного года составляю перспективный план работы кружка по самообслуживанию, провожу диагностику по разделу «Я сам». Совместно с детьми разрабатывали технологические карты, составляли конспекты занятий по приобщению детей к труду.
Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально ценные условия ее протекания.
Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса и развития аналитических умений использую предметно-схематические модели предстоящей деятельности.
Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых через рассказы, беседы, чтение детских книг. Для приобретения детьми системного характера представлений требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчлененно, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.
В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых использую различные модели трудового процесса. Так, для ознакомления детей с функциональными связями между компонентами использую модель, представляющую собой стержень с пятью вращающимися кубиками. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от постановки цели до конечного результата. На гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах повара. Дети самостоятельно могут рассказать о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки, соответствующие компонентам заданного трудового процесса, оказались с одной стороны. Кубики съемные, модель использую вариативно. По мере освоения детьми значения каждой ступеньки лесенки модель изменяю на более схематичную, графическую модель. Она представляет собой полоску плотной бумаги, разделенную на 5 равных частей; кружок – фишка обозначает компонент трудового процесса; одна из фишек разделена на 4 части (трудовые действия).
Одним из вариантов графической модели, когда предметно-схематической модели нет перед глазами, является мысленная модель. Это рука человека.
Модель «Лесенка» представляет собой трудовой процесс от замысла до результата. Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования. Такая модель легко дает детям осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результата не будет. «Лесенка» вариативна, поэтому дает возможность с успехом знакомить детей с разными видами труда взрослых. Такую модель использую для обобщения знаний детей о профессиях при проведении бесед.
Следует отметить естественное волнение родителей в связи с перспективой школьного обучения, когда ребенка перестают опекать. Это является мотивационно-побудительной основой к установлению содержательно-коммуникационных связей между детским садом и семьей. Необходимость укрепления этих связей требует создания в детском саду и семьях ситуаций для включения ребенка в приготовление пищи в процессе делового сотрудничества со взрослыми.
Детская кухня, организованная в детском саду, желательно должна быть оборудована кухонной мебелью, соответствующей росту детей старшего дошкольного возраста, двухкомфорочной бытовой электрической плитой, кухонной посудой, а также современной кухонной бытовой техникой (миксер, соковыжималка и др.).
Изучая эту проблему в течение пяти лет, одновременно привлекая детей к самостоятельному посильному труду, было заметно, что у них возрос интерес к трудовым действиям, сформировались необходимые трудовые навыки и личностные качества. У детей появилось уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором им предстоит жить. Они стали более организованными, дисциплинированными, проявляли ответственность за порученное дело.
Трудовая деятельность детей оказала существенное влияние на развитие их волевых черт, мышления, речи, памяти, внимания, воображения.