Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

5
0
Материал опубликован 10 January 2019 в группе

Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире....                В.А. Сухомлинский

Проблеме трудового воспитания старших дошкольников до недавнего времени уделялось очень мало внимания. Дошкольные учреждения больше внимания уделяли физическому воспитанию детей, построению развивающей среды, и др. Я столкнулась с тем, что дети отказывались дежурить по столовой, в уголке природы, без особого желания помогали взрослым.

В настоящее время дошкольные учреждения работают по разным образовательным программам и технологиям, используя разнообразную методическую литературу. Интересная система педагогической работы, ориентированная на целостное развитие ребенка в процессе приобщения его к предметному миру, труду – все это мы  в свое время нашли в комплексной программе «Детство» и педагогической технологии «Дошкольник и рукотворный мир» (Крулехт М.В.). Приобщение к труду рассматривается здесь в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим и физическим развитием, и направлено на индивидуализацию личности.

         В нашем дошкольном учреждении педагогами осуществляется широкая программа трудового обучения, формируются знания о трудовых процессах и их направленности, необходимые для участия в труде умения. Овладение трудовыми навыками позволяет ребенку достичь нужного результата, если ребенок овладел навыками, процесс труда становится для него доступным, а полученный результат вызывает удовлетворение.

         Обучение трудовым действиям осуществляю через выполнение реального дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу окружающим, что позволяет придать труду нравственный характер. При формировании системных знаний о труде взрослых знакомлю дошкольников с конкретными трудовыми процессами.

С сентября 2010 года был организован кружок «Поваренок», где дети учатся готовить разнообразные блюда: от заваривания чая до приготовления торта-желе. Старшие дошкольники очень любят готовить, их увлекает совместная со взрослыми деятельность по приготовлению пищи.

Цель данного кружка – раскрыть на примере деятельности кулинара, повара сущностные характеристики человека труда (умелость, способность творить и использовать знания в творчестве, желание приносить пользу и радость людям), отражающиеся в продуктах его труда. Дети в процессе проводимых игр-занятий присваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность.

Опыт экспериментальной работы в дошкольных учреждениях показывает, что приготовление пищи в равной степени привлекательно как для девочек, так и для мальчиков. В начале старшей группы перед обучением детей приготовлению пищи, предлагаю им в выходной день понаблюдать за работой мамы или бабушки на кухне; затем планирую экскурсию на кухню в детском саду, где наблюдаем за работой повара. На одном из первых занятий знакомлю детей с гигиеническими правилами приготовления пищи (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой посудой, использовать только свежие продукты и др.), а также объясняю и формирую навыки пользования бытовой техникой на кухне. Обучение проходит последовательно с сентября по май. Дети учатся готовить: съедобные мухоморы, бутерброды со шпротами, салат из отварных овощей, салат фруктовый, конфеты из кукурузных палочек, вареники с картошкой, печенье, хрустящие вафли и др. Многие дети, приходя домой после занятия, предлагали родителям приготовить то или иное блюдо, радовались, когда взрослым оно нравилось. С восторгом рассказывали об этом на следующий день в детском саду.

В начале учебного года составляю перспективный план работы кружка по самообслуживанию, провожу диагностику по разделу «Я сам». Совместно с детьми разрабатывали технологические карты, составляли конспекты занятий по приобщению детей к труду.

Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально ценные условия ее протекания.

Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса и развития аналитических умений использую предметно-схематические модели предстоящей деятельности.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых через рассказы, беседы, чтение детских книг. Для приобретения детьми системного характера представлений требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчлененно, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.

В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых использую различные модели трудового процесса. Так, для ознакомления детей с функциональными связями между компонентами использую модель, представляющую собой стержень с пятью вращающимися кубиками. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от постановки цели до конечного результата. На гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах повара. Дети самостоятельно могут рассказать о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки, соответствующие компонентам заданного трудового процесса, оказались с одной стороны. Кубики съемные, модель использую вариативно. По мере освоения детьми значения каждой ступеньки лесенки модель изменяю на более схематичную, графическую модель. Она представляет собой полоску плотной бумаги, разделенную на 5 равных частей; кружок – фишка обозначает компонент трудового процесса; одна из фишек разделена на 4 части (трудовые действия).

Одним из вариантов графической модели, когда предметно-схематической модели нет перед глазами, является мысленная модель. Это рука человека.

Модель «Лесенка» представляет собой трудовой процесс от замысла до результата. Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент трудового процесса в порядке их следования. Такая модель легко дает детям осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результата не будет. «Лесенка» вариативна, поэтому дает возможность с успехом знакомить детей с разными видами труда взрослых. Такую модель использую для обобщения знаний детей о профессиях при проведении бесед.

Следует отметить естественное волнение родителей в связи с перспективой школьного обучения, когда ребенка перестают опекать. Это является мотивационно-побудительной основой к установлению содержательно-коммуникационных связей между детским садом и семьей. Необходимость укрепления этих связей требует создания в детском саду и семьях ситуаций для включения ребенка в приготовление пищи в процессе делового сотрудничества со взрослыми.

Детская кухня, организованная в детском саду, желательно должна быть оборудована кухонной мебелью, соответствующей росту детей старшего дошкольного возраста, двухкомфорочной бытовой электрической плитой, кухонной посудой, а также современной кухонной бытовой техникой (миксер, соковыжималка и др.).

Изучая эту проблему в течение пяти лет, одновременно привлекая детей к самостоятельному посильному труду, было заметно, что у них возрос интерес к трудовым действиям, сформировались необходимые трудовые навыки и личностные качества. У детей появилось уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором им предстоит жить. Они стали более организованными, дисциплинированными, проявляли ответственность за порученное дело.

Трудовая деятельность детей оказала существенное влияние на развитие их волевых черт, мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Комментарии
Комментариев пока нет.