12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Лошакова28
Россия, Удмуртская респ., п.Игра

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Игринский районный Дом детского творчества









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация и оснащение Lego-студии









Автор: Лошакова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования








п.Игра, 2021 г.

АННОТАЦИЯ


Методические рекомендации посвящены вопросу формирования познавательной активности, медийной грамотности, технических, исследовательских и конструкторских способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, по средством организации занятий Lego-студии.

В основе методических рекомендаций лежит авторский опыт по совмещению таких, уже зарекомендовавших себя в педагогической практике, форм творческой деятельности, как Lego-конструирование и мультипликация. Автором даны практические советы оптимизации познавательно-игровой деятельности детей, созданию Lego-мультфильмов и оснащению Lego-студии. Данная работа адресована руководителям кружков и студий, педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям.

















ВВЕДЕНИЕ


В условиях модернизации образования и переходе на ФГОС актуальным становится вопрос о создании в образовательной организации, таких условий, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой реализации каждого ребёнка. Создание и реализация возможностей Lego-студии в полной мере отвечает этому требованию.

Lego-мультфильмы направлены на приобщение детей к природосообразному современному ребенку виду искусства – мультипликации. При создании Lego-мультфильмов дети приобретают ни с чем не сравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. Работая над созданием мультфильма в тесном взаимодействии со взрослыми, дети осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения со взрослыми.

Lego позволяет учиться играя и обучаться в игре.  Работа с конструкторами Lego позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Он служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Конструктор, как основной материал в создании героев и декораций к мультфильмам, в свою очередь развивает моторику рук, конструкторские и технические навыки, учит ребенка самостоятельно действовать, принимать решения, фантазировать.

Педагогически целесообразно то, что использование Lego-конструкторов в образовании повышает мотивацию учащихся к обучению в целом, так как при этом требуются знания практически из всех предметных областей, от искусств и истории до математики и естественных наук. Обучение основано на естественном интересе к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия Lego как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики.

Основной целью организации Lego-студии является создание благоприятных условий для эффективной познавательно – творческой деятельности детей с учетом интеграции образовательных областей, обозначенных ФГОС.

Достижение ведущей цели достигается решением следующих задач:

развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;

развитие и поощрение творческой инициативы детей, мотивации к осознанной практико-ориентированной деятельности;

обучение практическим навыкам решения творческих и нестандартных задач при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

формирование общих представлений о создании мультипликации, о взаимосвязи различных видов деятельности (составление сюжета, конструирование, фотография, компьютерная обработка);

развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного мышления), обогащение словарного запаса детей посредством создания Lego-мультфильмов по различным лексическим темам;

совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе;

выявление одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением.

Методическая система достижения целей осуществляется путем совместного решения проблем, учебных задач в групповой, индивидуальной работе, поиска верного способа действия. Метод распределения ролей: у каждого ребенка в большей или меньшей степени проявляются способности и интерес в одном из творческих направлений (конструкторском, литературном, режиссерском, фотографии, компьютерном искусстве), в зависимости от этого он выбирает себе роль конструктора, сценариста, режиссера, фотографа, компьютерного аниматора или совмещает две или более ролей. Метод дифференцированного подхода: у ученика есть возможность самому, индивидуально поработать над своим произведением, есть возможность и поделить обязанности в группе и создать совместный ролик. Отсюда вытекает следующий метод: Метод участия всех и каждого: в готовом мультфильме обязательно принимает участие каждый ребёнок, есть его доля в каком-то этапе производства. Метод оценки общественности: результаты, Lego-мультфильмы показываются на праздниках, классных часах, другим детям школы и детского сада, родителям на родительских собраниях, учителям, учитывается их мнение и социальный запрос. Метод социальной значимости: обязательно в готовом продукте есть ведущая воспитательная нагрузка, ролики позволяют раскрыть любую социальную проблему, показать ее всем, а значит, увидеть самому, а также есть тематические работы к знаменательным датам..

Создание Lego-мультфильма - это, по сути, интеграция образовательных областей: речевой, коммуникативной, познавательной, технической, художественной. Ребёнок становится конструктором, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.

Предложенные рекомендации могут быть успешно реализованы на практике в различных образовательных организациях педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями, родителями.









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Приём объединения Lego-конструирования и мультипликации может использоваться в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Работа детей в качестве конструкторов и аниматоров имеет мощный потенциал для их развития.

В процессе работы над мультфильмом дети знакомятся с историей искусств (в частности, кинематографа и мультипликации), азбукой театрального мастерства, учатся владеть словом . Создание тематических Lego-мультфильмов позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Кроме того, создание мультфильмов детьми носит прикладной характер. Например, мультфильмы, посвящённые соблюдению правил дорожного движения имеют образовательную, воспитательную и развивающую ценность и могут использоваться в процессе обучения детей правилам поведения в окружающем мире. Совместная деятельность педагога с детьми не только сближает взрослого и ребёнка, но и даёт возможность привлечь родителей к образовательной деятельности своих детей (разучивание ролей, попытки самостоятельно организовать съёмочный процесс дома вместе с ребёнком и т. п.)

Посредством традиционных и нетрадиционных приёмов и методов, используемых при создании Lego-мультфильма, совершенствуется мелкая и ручная моторика ребёнка. Традиционными методами развития мелкой моторики является конструирование из деталей конструктора Lego. Нетрадиционным методом является работа с персонажами при съёмке самого мультфильма. Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме, их передвигать надо буквально на миллиметры. И, конечно, эта кропотливая работа, которая и взрослому подчас трудна, развивает у ребёнка, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое до конца), потому что огромный интерес к деятельности волей-неволей заставляет ребёнка работать на результат – создание Lego-мультфильма.

Сюжеты анимационных фильмов могут быть различны. Целесообразно выбирать сюжет исходя из задач, которые необходимо решить на том или ином этапе работы с детьми, а также с учётом той или иной лексической темы.


Для примера приводится содержание курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Lego-студия".

Раздел 1: Знакомство с Lego-страной.

Вводное занятие.

Теория: Правила работы на занятиях. Диагностика. Знакомство с Lego. Определения уровня развития детей, их творческих способностей. Практика: Спонтанная индивидуальная Lego-игра.

Исследователи цвета.

Теория: Исследование деталей конструктора, дифференциация их по цвету.

Практика: Конструирование произвольных моделей.

Волшебные кирпичики.

Теория: Исследование деталей конструктора, дифференциация их по размеру.

Практика: Конструирование произвольных моделей.

Волшебные формочки.

Теория: Исследование деталей конструктора, дифференциация их по форме.

Способы соединения деталей.

Теория: Исследование деталей конструктора, способов их соединения, дифференциация деталей по назначению или предъявленному образцу. Знакомство с инструкциями (чертежами).

Практика: Конструирование произвольных моделей.

Раздел 2: Мир, в котором я живу

Город.

Городской пейзаж. Теория: Модели современных построек. Анализ моделей, установление взаимосвязей.

Практика: Конструирование городских построек.

Село. Сельский пейзаж.

Теория: Модели построек сельских домиков, улиц села. Усадьба. Фермерские постройки.

Практика: Конструирование сельского пейзажа.

Школа, школьный двор. Детский сад.

Теория: Модель школы, детского сада, спортивной площадки, школьного двора.

Практика: Конструирование школьного дворика.

Lego-мультфильм «Мир в котором я живу».

Теория: Обсуждение пройденного материала. Приёмы мультипликации. Технология Stop-motion. Совместное сочинение сценария к Lego-мультфильму «Мир в котором я живу».

Практика: Совместное конструирование декораций и героев мультфильма. Покадровая съёмка мультфильма, озвучивание. Обработка в программе видеомонтажа.

Раздел 3: В мире транспорта

Городской транспорт.

Теория: Названия транспортных средств города; правила поведения в транспорте; правила поведения на проезжей части, понятия «тяга» и «толчок».

Практика: Конструирование модели городского транспорта.

Сельскохозяйственный транспорт.

Теория: Виды сельскохозяйственного транспорта его назначение. Практика: Конструирование модели сельскохозяйственной техники.

Специальный транспорт.

Теория: Модели транспорта муниципальных служб города.

Практика: Конструирование моделей скорой помощи, пожарной машины и т.п.

Водный транспорт.

Теория: Модели лодки, парусника, корабля, парохода. Принципы равновесия; понятие энергии ветра; названия водных транспортных средств.

Практика: Конструирование модели корабля.

Воздушный транспорт.

Теория: Модели самолетов, вертолетов и т.д.

Практика: Конструирование модели самолета, вертолета.

Космические модели.

Теория: Освоение понятий: солнечная система, галактика, орбита, планета, звезда. Модели космических летательных аппаратов. Дизайн и виды космических кораблей в фильмах, мультфильмах.

Практика: Конструирование модели космического летательного аппарата.

Военная техника.

Теория: Модели и образцы военной техники.

Практика: Конструирование модели военной техники.

Lego-мультфильм «В мире транспорта».

Теория: Обсуждение пройденного материала. Совместное сочинение сценария к Lego-мультфильму «В мире транспорта».

Практика: Практика: Совместное конструирование декораций и героев мультфильма. Покадровая съёмка мультфильма, озвучивание. Обработка в программе видеомонтажа.

Раздел 4: В мире животных

Домашние питомцы.

Теория: Разнообразие животных. Фигурки домашних животных. Практика: Конструирование фигурок домашних животных.

Дикие животные.

Теория: Разнообразие животных. Фигурки диких животных.

Практика: Конструирование фигурок диких животных.

Зоопарк.

Теория: Разнообразие животных. Фигурки животных всего мира. Животные лесов, пустынь, степей и т.д.

Практика: Конструирование фигурок животных. Моделирование зоопарка.

Lego-мультфильм «В мире животных».

Теория: Обсуждение пройденного материала. Совместное сочинение сценария к Lego-мультфильму «В мире животных».

Практика: Практика: Совместное конструирование декораций и героев мультфильма. Покадровая съёмка мультфильма, озвучивание. Обработка в программе видеомонтажа.

Раздел 5: Живые игрушки

Вертушка.

Теория: Модель вертушки. Общее понятие о трении, силе, вращении; Порядок сборки деталей.

Практика: Конструирование модели вертушки.

Волчок.

Теория: Модель волчка. Понятие об энергии, вращении, устойчивости-неустойчивости.

Практика: Конструирование модели волчка.

Перекидные качели.

Теория: Модель качелей. Принцип работы перекидных качелей. Понятие о равновесии, точке опоры.

Практика: Конструирование модели качелей.

Весы

Теория: Понятие равновесия. Модели весов. Особенности сборки весов.

Практика: Конструирование модели весов

Lego-мультфильм «Живые игрушки»

Теория: Обсуждение пройденного материала. Совместное сочинение сценария к Lego-мультфильму «Живые игрушки»

Практика: Совместное конструирование декораций и героев мультфильма. Покадровая съёмка мультфильма, озвучивание. Обработка в программе видеомонтажа.

Раздел 6: В мире фантастики (сказок)

Фантастические существа.

Теория: Сказочные существа – драконы, маги. Приёмы фантазирования для конструирования моделей.

Практика: Конструирование фантастических существ

Русские народные сказки.

Теория: Герои русских народных сказок. Любимые сказки.

Практика: Конструирование героев русских народных сказок

Сказки русских писателей.

Теория: Герои сказок русских писателей. Любимые сказки.

Практика: Конструирование героев сказок русских писателей.

Сказки зарубежных писателей.

Теория: Герои сказок зарубежных писателей. Любимые сказки.

Практика: Конструирование героев сказок зарубежных писателей

Lego-мультфильм «В мире сказок"

Теория: Обсуждение пройденного материала. Совместное сочинение сценария к Lego-мультфильму «В мире сказок»

Практика: Совместное конструирование декораций и героев мультфильма. Покадровая съёмка мультфильма.

Раздел 7: Lego-фестиваль

Подготовка моделей к проведению Lego-фестиваля. Диагностика.

Lego-фестиваль. Презентация лучших моделей и просмотр лучших Lego-мультфильмов.















ОСНАЩЕНИЕ СТУДИИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ


Автор предлагает к изготовлению и использованию дидактическое пособие "Мультичемодан", использование которого ляжет в основу занятий в Lego-студии. Новизной и актуальностью данного пособия является его абсолютная автономность и мобильность. Мультичемодан при необходимости можно переносить от одной группы детей к другой, что актуально, для педагогов дополнительного образования обучающих в нескольких образовательных организациях или при использовании пособия одновременно несколькими воспитателями, педагогами.


Изготовление дидактического пособия "Мультичемодан":

1. Плоская коробка или чемодан, достаточно больших размеров (в данном примере использовалась коробка размером 70см х 40см х 15 см);

t1633692681aa.jpg t1633692681ab.jpg

2. Небольшие коробочки для деталей конструктора рассортированных по различным видам (колёса, человечки, шарниры).На коробочки лучше наклеить опознавательные картинки. Приложение1

t1633692681ac.jpg t1633692681ad.jpg



3. Коробка или мешочек для основного конструкторского материала.

t1633692681ae.jpg t1633692681af.jpg4. Плотный лист размером чуть меньше коробки для горизонтальной съёмочной плоскости (лист двп, пластика и т.п.);

t1633692681ag.jpg t1633692681ah.jpg5. Листы с различными фонами для съёмок на различные лексические темы. Приложение2

t1633692681ai.jpg t1633692681aj.jpg

6. Светильник на прищепке;

t1633692681ak.jpg

7. Фотоаппарат или камера и небольшой штатив для неё. В коробке-чемодане желательно разместить отделение для хранения камеры, штатива, лампы, скотча и ножниц для фиксации фона.

t1633692681al.jpg t1633692681am.jpg


t1633692681an.jpg t1633692681ao.jpg




Применение дидактического пособия "Мультичемодан"


Этап первый: Выбор произведения, анализ (герои,  события).

Роль детей: Выбирают совместно   произведение, обладающее определенными характеристиками, из предложенных или   придуманных детьми.

Рекомендации: Желательно, чтобы это было несложное, короткое литературное  произведение с большим количеством героев, чтобы в создании мультфильма   приняло участие несколько детей. Сюжетами могут быть стихи, сказки, реальные или фантастические истории, придуманные детьми.

Этап второй: Конструирование героев и   игровых элементов.

Роль детей: Конструируют, обсуждают, договариваются, сотрудничают.

Рекомендации: Можно взять готовые игровые наборы из серии «Lego Duplo», «Lego Dacta» и прочие, можно сконструировать героев по замыслу.

Этап третий: Создание декораций

Роль детей: Конструируют, обсуждают, договариваются, сотрудничают.

Рекомендации: Так как это будет   мультфильм, то желательно кроме горизонтального игрового поля иметь вертикальные декорации, которые также можно сконструировать из конструктора Lego, создав   плоское изображение на площадке для строительства и разместив ее вертикально  по краю игрового поля. Либо просто воспользоваться предложенным педагогом фоном.

Этап четвертый: Съемка

Роль детей: Переставляют героев, следят за кадрами фотосъемки.

Рекомендации: Для съемки необходимо закрепить фотоаппарат на штативе и не сдвигать его с места, поэтому   дальнейшие перемещения вокруг съемочной площадки должны быть очень осторожными. Закрепить освещение, чтобы фотографии были четкими.

Этап пятый: Монтаж

Роль детей: Совместно с педагогом монтируют в видеоредакторе будущий мультфильм.

Рекомендации: Используются наиболее простые программы Movavi Video Editor, ВидеоМАСТЕР, ВидеоШОУ, Movie Maker.

Этап шестой: Озвучивание

Роль детей: Участвуют в озвучивании героев.

Рекомендации: Звук записывается с помощью микрофона, диктофона. Прослушивается и оценивается детьми и взрослым. Затем записи переносятся в монтаж мультфильма.

Этап седьмой: Презентация

Самым значимым событием является премьера Lego-мультфильма: это ситуация успеха для всех его создателей!

Рекомендации к оборудованию и процессу

Видеокамера или фотокамера для мультипликационной съёмки должна обладать следующими возможностями:

функция покадровой съёмки;

функция переключения на обратный ход;

наличие счётчика, фиксирующего количество отснятых кадров

Перед началом работы необходимо настроить фотоаппарат. Размер кадра должен быть небольшой: нужно установить самое маленькое разрешение (640*480, оно же VGA) для того, чтобы каждый отдельный кадр занимал мало места в памяти, и мультфильм можно было быстро собрать и посмотреть. Фотовспышку следует отключить, чтобы не было бликов. Самая простая и доступная для монтажа фильма - это программа Movie Maker для платформ Windows. Но существует ещё целый ряд программ:

Adobe Premiere

Adobe After Effects

Sony Vegas

Dragon Stop Motion (для платформ Mac)

Nero Start Smart

Звукозапись может осуществляться как с помощью стандартной программы звукозаписи в Windows, так и при помощи программы Adobe Audition и других подобных.


Фрагменты использования пособия в работе над Lego-мультфильмом. Приложение3







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализируя результат организации Lego-студии с позиции ФГОС, можно констатировать, что реализации её возможностей способствует обеспечению многих целевых ориентиров образования, а именно:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в различных ситуациях;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.







ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Бабиченко Д. Н., Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964

Злаказов А.С., Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина. Уроки Лего – конструирования в школе. Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011

Лусс Т.В., Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009






















Приложение 1

t1633692681ap.jpg









Приложение 2












t1633692681aq.gif

































t1633692681ar.gif

t1633692681as.gif

t1633692681at.gif

t1633692681au.gif

Приложение 3

t1633692681av.jpg


t1633692681aw.jpg


t1633692681ax.jpg

t1633692681ay.jpg


t1633692681az.jpg


t1633692681ba.jpg

t1633692681bb.jpg


t1633692681bc.jpg


t1633692681bd.jpg


t1633692681be.jpg


t1633692681bf.jpg


t1633692681bg.jpg

t1633692681bh.png


t1633692681bi.png


t1633692681bj.png


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.