Организация проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора
Организация проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора
На сегодняшний день успех человека в значимой степени обусловлен способностью организовать свою жизнедеятельность как проект: определить дальнюю и ближайшую цель, найти и применить необходимые ресурсы, определить план действий и, реализовав его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Эксперты утверждают, что у детей биологически определена потребность изучать мир, исследовать его. Основные особенности ребёнка - любознательность, наблюдательность, стремление к экспериментам и открытиям, необходимость в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая, исследовательская активность. Данная направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской деятельности. Для создания необходимой среды с целью реализации потребностей в поисковых решениях отлично подходит проектная деятельность с использованием LEGO-конструктора.
Проектная деятельность с использованием LEGO-конструктора обусловлена интересами и потребностями обучающихся, ориентирована на познание и преобразование себя и окружающей действительности. Особенность проектной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы общего образования; выступает в качестве одного из основных компонентов социализации школьника.
Проектная деятельность с использованием LEGO-конструктора предусматривает выполнение обучающимися индивидуальных или коллективных проектов. Результаты выполнения проекта отражают:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Первый шаг поискового (подготовительного) этапа начинается с выбора темы проекта. Для этого необходимо определить, какое изделие необходимо обучающемуся или его близким. Необходимую информацию относительно выбранного объекта для творческого проекта можно найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформировать базу данных по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг - проверка наличия материалов для его изготовления и оценка их стоимости. Если изделие сложное, то можно изготовить его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников. После того, нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы проекта на основе личных и общественных потребностей в изделии.
В качестве примера можно предложить ситуации:
1)Закончился учебный год и мальчик Петя очень хотел отправиться на каникулы в лагерь. Но у Пети в комнате есть аквариум, который он не может взять с собой. Мама и папа учат Петю ответственному отношению к тому, кого приручил, а рыбки нуждаются в ежедневном кормлении. Решить проблему с кормлением поможет автоматическое устройство выдачи корма. Его можно купить, но только под заказ и за высокую стоимость, поэтому лучше изготовить самому с помощью LEGO-конструктора.
2)Часто пожилые люди не обходятся без посторонней помощи, особенно те, которые с трудом передвигаются. Используя Lego-конструктор, соберите изделие в качестве помощника пожилым людям и обоснуйте свой выбор.
Второй и третий шаги поискового этапа является формирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др. Затем разработка возможных вариантов изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, важно опираться на различные источники информации: материалы журналов, книг, сайтов Интернета, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер. Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов изделия по критериям, нужно выбрать лучший.
Так, для урока «Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия» можно опираться на:
теоретический материал: человек и его потребности, классификация и виды потребностей, методы выявления потребностей (интервью, анкетирование и т.п.) индивидуализация потребностей
практические задания-упражнения:
1. Составляем логические пары (соотносим): потребность – изделие (предмет, услуга).
2. Осваиваем различные методы выявления потребностей (учимся формулировать вопросы для интервью и анкетирования).
3. Составляем логические пары: характеристика изделия - индивидуальная особенность (предпочтение)
Для урока «Формулировка требований к проектному изделию. Разработка вариантов изделия, выбор наилучшего» можно опираться на:
теоретический материал: Дизайн подход к проектированию. Различные классификации требований к изделиям. Прототип. Собственные возможности: умею - не умею, финансовые, временные и т.п.
практические задания-упражнения:
1. Для изделий сформулировать требования
2. Найти для изделий «прототипы» в журналах, книгах, сети Интернет
3. Анализировать свои возможности для выполнения прототипов
4. Формулировать критерии для выбора наилучшего на основе требований к изделию и анализа своих возможностей.
Таким образом, приоритетная задача в осуществлении проектной деятельности состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически завершить, продемонстрировав свою эрудицию в предмете исследования.
В основе проектной деятельности лежит исследование в форме анализа информации, проведение экспериментов и опытов, поисковых работ, в процессе которого, у обучающегося формируется представление о проблеме изучаемой темы, раздела. В процессе изучения теоретического материала и решения на его основе конструкторских, технологических, управленческих, предпринимательских задач формируются практические умения и навыки, эффективные приемы решения этих задач, осваиваются элементы проектной деятельности.
На основе освоенных знаний и умений организуется проектная деятельность обучающихся, в процессе которой они осваивают логику и этапы выполнения проекта, решают отдельные проектные задачи, изготавливают изделия с использованием LEGO-конструктора, инициируют и реализуют индивидуальные и групповые проекты, оформляют и представляют их публично, участвуют со своими проектами в конкурсной и олимпиадной деятельности.