Педагогическая статья: «Организация проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора»
Педагогическая статья
на тему
«Организация проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора».
Разработала: Мухаметзянова А.М.
Учитель XXI века при планировании образовательной деятельности часто задается вопросом: с помощью чего учить, чтобы урок был интересным? XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромный выбор технических средств даёт преподавателю возможность сделать уроки и учебу увлекательными для детей любого возраста. Одной из таких возможностей является конструктор LEGO и в особенности система Education.
Интуитивно понятная, доступная и гибкая система Lego Education отвечает потребностям каждого ребенка на всех этапах обучения. Постепенно усложняющиеся задания учебных курсов, соответствующие требованиям ФГОС РФ, кубики LEGO, интуитивно понятное аппаратное и программное обеспечение способствуют развитию у детей всех возрастов важнейших навыков, таких как творческое и критическое мышление.
Эта простая в адаптации система включает как решения, требующие применения современных технологий, так и наборы, которые не предполагают их использования. Вы можете внедрить комплексную систему Lego Education или интегрировать в работу отдельные решения. Объединяя различные решения, вы открываете для себя еще больше возможностей для обучения, призванных помочь каждому ребенку стать уверенным в своих силах и умениях.
Занятие с Лего-конструктором, которое проводится с детьми любого возраста (дошкольное, начальное и т.д.) – это прежде всего проектная деятельность. Но у каждой возрастной группы свои подходы и требования к проектной деятельности. Важно правильно подобрать наборы и задания для проведения уроков, чтобы пробудить у учеников интерес к обучению в процессе выполнения увлекательных проектных заданий, помогая им стать уверенными в себе, независимыми мыслителями.
В 2020 – 2021 гг. на смену старым наборам, пришло новое поколение конструкторов системы LEGO EDUCATION:
для 1-4 классов - LEGO Education SPIKE Старт и BricQ Motion Старт.
для 5-7 классов - LEGO Education SPIKE Prime и BricQ Motion Prime.
В новых наборах создатели решили сосредоточиться не на внешней составляющей итоговых моделей, а на образовательной и научной стороне. Больше времени уделяется изучению физических явлений и инженерных принципов, а сборка занимает минимум времени.
Особое место занимают конструкторы LEGO Education SPIKE, так как позволяют дополнительно овладевать элементами компьютерной грамотности и внедрять информационные технологии.
Преимущество, которое дает конструктор LEGO состоит в том, что из него можно строить не только базовые модели по инструкциям, но и прототипы различных механизмов, при этом в конструкцию можно с минимальными затратами сил и времени вносить изменения и улучшения.
Замечательным примером прототипирования и проектирования можно считать выпущенный Volvo Group и LEGO в 2018 году конструктор - ЛЕГО Техник Фронтальный Погрузчик Вольво (арт. 42081), представлявший собой концепт беспилотного погрузчика.
Концепт выделялся своей необычной формой кузова, а также дроном и роборукой с камерами.
Спустя три года в 2021 году Volvo Construction Eguipment собрала, используя идеи набора Лего полноразмерный реальный прототип погрузчика под названием LX03.
Еще Volvo представила электрическую машину с необычной конструкцией – самосвал без кабины. Компания планирует произвести небольшую партию таких машин и начать их испытывать. Наработки по проекту планируется использовать и в будущих коммерческих моделях.
Этот пример может служить отличной иллюстрацией необходимости организации и значимости проектной работы в школе. Так как создание младшими подростками продукта по собственной инициативе, но с опорой на существующие образцы, является введением в проектную деятельность, ориентированную на «работу с будущим». Обеспечивается это с тем, что школьники осваивают нормы воспроизводства того, что в рамках исторического развития человечества появилось как результат именно проектной деятельности.
Для инициации проектной деятельности у младших подростков необходимы:
конкурсная поддержка подобных инициатив (например, конкурс моделей, конкурс классных рукописных книг и т.д.);
наличие в школе презентационных инфраструктур (например, постоянной выставки творческих работ), коллекционирующих продукты деятельности учащихся.
Хочется обратить внимание, что качественная подготовка и реализация проектной деятельности невозможна только силами преподавателя и должна быть подкреплена правильной системой внутри образовательной организации.
Как подготовить образовательную организацию к решению новых задач, которые нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах? Среди этих задач – реализация проектной деятельности в контексте ФГОС – одна из наиболее интересных и сложных задач. Ведь индивидуальный проект и средство формирования, и система оценки новых метапредметных результатов.
Основные элементы системы подготовки к осуществлению проектной деятельности:
формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся, их родителей и педагогов;
последовательное включение в проектную деятельность системы внеурочной деятельности;
системный подход к реализации программ междисциплинарного курса с условным названием «Основы проектной и исследовательской деятельности»;
системный подход к работе методических объединений школы по вопросам реализации проектной деятельности;
сопровождения проектной деятельности обучающихся со стороны назначенного куратора (координатора) – специалиста, ответственного за реализацию проектной деятельности в школе.
В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в границах 5-7 классов является, на мой взгляд, рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат исследовательских заданий.
Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
И здесь как нельзя кстати подойдут упомянутые выше, новые наборы LEGO Education BricQ Motion Prime (арт. 45400) и BricQ Motion Старт (арт. 45401). Они помогут обучающимся начальной и средней школы погрузиться в изучение физических явлений, мира вокруг них в контексте здорового образа жизни.
Серия конструкторов BricQ Motion помогает сформировать у учеников глубокое понимание таких физических понятий, как силы, движение и взаимодействие тел, предлагая простые практические задания, для выполнения которых не потребуется использовать цифровые технологии.
В рамках дисциплин естественно-научной направленности учащимся необходимо воспроизвести по описанию ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.
Если обнаружение нового свойства известного объекта или «открытие» нового явления будет проделано самими учащимися, то оно с большой вероятностью будет сопровождаться удивлением познавательного характера. Вопросы-удивления «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?» могут быть переформатированы в вопросы проблемного характера.
Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом (в том числе и с текстом учебника) как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.
Обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Независимою оценку проекта можно также получить посредством участия в соревнованиях, проводимых при поддержке компании LEGO:
FIRST® LEGO® League Explore (6-9 лет)
FIRST® LEGO® League Challenge (10-16 лет)
Подводя итог, хочу сказать, что дети, играя, развивают творческое начало, коммуникации, интеллект, двигаются по пути открытий и исследований. Они собственными руками создают продукт, который представляет для него интерес, изучают основы физики, математики, развивают пространственное мышление, мелкую моторику рук и при всем при этом чувствуют себя инженером-конструктором.
При организации проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора дети не только получают навыки сборки игрушек по стандартным схемам, но еще приобретают дополнительные знания для воплощения своих фантазий. Многие думают, что это всего лишь одна игрушка и не задумываются, какой положительный результат эта система дает в образовании и воспитании детей. И все это феномен LEGO.
Список статей и литературы:Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2012. №1. – С. 24-33.
Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе// Юшков. А., Эпштейн М.// «Учительская газета». От 16 октября 2014 года.
И.В.Муштавинская, М.Б.Сизова. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования.
https://education.lego.com/ru-ru/
https://www.volvoce.com/global/en/this-is-volvo-ce/what-we-believe-in/innovation/lx03/