Статья «Организация проектной деятельности по биологии с использованием LEGO-конструктора»

3
2
Материал опубликован 29 November 2021 в группе

Всероссийский конкурс на лучшую педагогическую статью «Организация проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора»

Ванина Ольга Константиновна, учитель биологии и географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1 - гуманитарно-математический лицей имени Героя России Горшкова Д.Е.»

2021 г.



Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования ЛЕГО-конструирования для развития конструктивных, творческих и интеллектуальных способностей детей школьного возраста в рамках изучения школьной программы по биологии. Использование учащимися метода проектов на уроке и во внеурочной деятельности. В статье дается характеристика видов конструирования, используемых в современном образовании. Исследование ведется через практикоориентированный подход к организации деятельности учащихся по ЛЕГО-конструированию в ООО. Лего-конструирование является эффективным и доступным для педагогов средством обучения, дающим возможность для реализации задач образования на современном этапе.

Ключевые слова: образование детей, конструктивные способности, проектная деятельность, развитие мелкой моторики, ЛЕГО-конструирование.

Современный учитель - он какой? Тот, который успевает расти и развиваться в стремительном, прогрессирующем обществе. В настоящее время обществу требуются активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию, и Государство поддерживает таких людей. Поэтому очень важно, начиная уже с младенчества формировать и развивать детей, формировать качества личности, о которых говорится в федеральном государственном образовательном стандарте. И учителя стараются искать новые технологии, методики для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Идти на шаг вперед своих учеников, быть их примером, Так как современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. К сожалению, государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. А где взять специалистов? Еще с дошкольного возраста, необходимо развивать детей, прививать интерес к творчеству, техническим наукам, аналитически мыслить, а не тогда, когда дети задумываются о будущей профессии. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире – именно так определены цели современного образования по ФГОС. Таким образом, перед учителями поставлена очень важная задача, а именно, научить учеников использовать творческий подход при использовании достижений научно-технического прогресса. [1]



Огромное разнообразие технических средств даёт учителю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Образовательную деятельность можно расширить и углубить с помощью проектной деятельности.

Проект позволяет активизировать познавательную деятельность для решения проблем с применением знаний на практике. Это очень увлекательная, познавательная и поисковая деятельность. Для себя я открыла интересную, перспективную инновацию – это ЛЕГО- педагогика, которая широко использует модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребенка.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. [2]

Лего-технология позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания по предметам. Внеурочная работа позволяет активно проявлять интерес к познанию окружающего мира. Конструктор ЛЕГО интересен и детям, и взрослым, поэтому учитель должен сам быть увлечен моделированием, тогда и детям будет очень легко и увлекательно работать. В век компьютерных технологий и цифрового оборудования ЛЕГО – конструктор можно отнести к современному средству обучения. Существует единственный факт преимущества конструктора над другими игрушками – это не только увлечение, но и развитие, формирование личности ребенка, способного фантазировать, видеть необычное в обычном, творчески и креативно мыслить. [3]

Сегодня LEGO - это знаменитые кубики, из которых можно собрать всё, что угодно. Так каков же был их путь? LEGO – самый узнаваемый бренд в мире игрушек, был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. Оле Кирк Кристиансен на своей небольшой фабрике занимался производством стремянок, табуреток, гладильных досок и деревянных игрушек. Его 12-летний сын Годтфред предлагал местным жителям продукцию отца. Однажды Кристиансен старший заметил, что сын забирает из мастерской деревянные обрезки, окрашивает их и меняется с другими детьми. Так в ассортименте фирмы появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить больший доход, чем вся другая продукция. В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов - "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю". [4]

Особую популярность приобретают роботизированные наборы LEGO Education и LEGO MINDSTORMS Education EV3. Организация проектной деятельности с использованием ЛЕГО-конструктора способствует тому, что учащимся прививается проектное мышление.

t1638135110aa.gif

Проектная деятельность с использованием лего-конструирования положительно отражается на обучении и развитии детей.

Рассмотрим использование образовательных наборов LEGO на уроках биологии, во внеурочное время и в проектной деятельности.

На этапе знакомства, при построении первых и наиболее простых моделей мы не используем блок, моторы, датчики. Дети учатся анализировать качества или особенности строения живых организмов и моделировать в хорошо им знакомой среде конструктора. Ученик 5 класса написал проект по экологии на тему: Экологический парк – парк будущего. Где из конструктора Лего собрал парк, в котором были разнообразные животные, птицы и насекомые. Данная деятельность является и исследовательской, и творческой.

К примеру: тема урока: «Строение верхних конечностей. Принцип работы плечевого сустава человека». Цель занятия: рассмотреть строение и функции плечевого сустава с помощью конструирования предметной модели. В ходе занятия учащиеся узнают механический принцип движения плечевого сустава, а справиться с этим им позволяет модель из конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3. Возможность работы в новом формате становится мотивацией и стимулом к изучению новой информации, ее анализу и переработке. При создании модели живых организмов или биологических систем мы приближаемся к «школьной бионике».

Рассмотрим применение Лего в изучении передвижения животных, обитающих в водной среде. Исследовательский проект на тему «Механизм плавания» был выполнен учащимися 8 класса. Цель конструирования: наглядно изучить и проанализировать движение хвоста дельфина и акулы. Учащиеся разделились на 2 группы и собирали модели животных. Учащиеся используют запрограммированную модель, чтобы опытным путем смоделировать движение хвоста. Различие кинематики у рыбы и дельфина связаны с тем, что для рыбы принята простейшая схема деления тела на 3 части (голова, туловище и хвост), а тело дельфина условно разделено на 4 части (голова, шея, туловище и хвост). Но сходство очевидно.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: конструирование является важным видом продуктивной деятельности детей школьного возраста. Процесс развития конструкторских способностей происходит в самых разнообразных видах конструирования. При формировании конструкторских способностей важна мотивация, желание учащегося и его понимание, для чего нужна эта работа. Наиболее эффективной техникой, в которой формируются конструкторские способности, является ЛЕГО – конструирование, которое с успехом применяется в проектной деятельности. Использование ЛЕГО - конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструкторской деятельности и критерием психофизического развития детей школьного возраста.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. (https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-razvivayuschego-oborudovaniya-lego-v-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-3878840.html)

3. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001г. – 88с

4. (https://gostehstroy.ru/ideas/nazvanie-kompanii-lego-istoriya-sozdaniya-konstruktora-lego-istoriya/)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный опят использования Лего в учебном процессе.

29 November 2021

Пожалуйста!

29 November 2021

Похожие публикации