Организация методической работы в школе
Организация методической работы в школе
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа.
Методическая работа в ОУ является одной из важных составных частей образовательной деятельности и представляет собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и педагогическим составом с целью совершенствования методики, повышения качества проведения всех видов занятий, разработки и внедрения новых методов и средств обучения, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.
Цель методической работы нашей школы ориентирована на создание условий для непрерывного развития учительского потенциала, повышения уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации новых образовательных стандартов.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Виды и формы организации методической работы
Различают следующие виды методической работы:
работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы;
работа по организации методического обеспечения УВП;
работа с молодыми специалистами,
работа по внедрению педагогического опыта,
работа по самообразованию;
организация педагогического мониторинга.
Формы организации методической работы
Работа с педагогическими кадрами по реализации задач ОУ | Организационно-методическое обеспечение УВП | Работа с молодыми специалистами | Передовой педагогический опыт | Работа по самообразованию | Педагогический мониторинг |
Педсоветы | Методический совет | Взаимопосещение уроков | Работа целевых творческих групп | Работа над индивидуальной темой по самообразованию, ИОМ | Посещение и анализ уроков учителей |
Психолого-педагогические консилиумы | ШМО | ЦМН | Открытые уроки в рамках ШМО, ММОПубликации | Консультирование и индивидуальные собеседования | Изучение системы работы учителя по теме |
Тематические семинары | методические совещания | Индивидуальные консультации | Открытые внеклассные восп мероприятия | | Контрольные срезы |
Семинары-практикумы | Совещания при директоре | Анкетирование | Научно-практическая конференция | КПК | Диагностика педагогических кадров |
| Совещания при зам. директора | Методическая неделя педагогического мастерства молодых педагогов | Педагогические чтения Обобщение опыта работы учителя | Аттестация педагогических работников | Собеседование с учителями и учащимися |
тематические педагогические советы;методические совещания;
работа учителей по самообразованию;творческие группы по внедрению инновационных технологий;круглые столы;заседания школьных методических объединений;теоретические семинары, семинары-практикумы;педагогический мониторинг;ЦМН;аттестация учителей;повышение квалификации через курсовую подготовку;
Педагогический совет – является одной из наиболее распространенных форм методической работы, представляет собой высший орган педагогического руководства школой, который решает вопросы по проблемам повышения мастерства педагогов, качества процессов воспитания и обучения, а также осуществляется обмен опытом педагогов, заслушиваются творческие отчеты и сообщения.
Основные формы проведения педагогических советов - творческие группы, деловые игры, диалоговое общение, анализ, обсуждение педагогических результатов, дискуссии.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, созданный при педагогическом совете, организующий педагогическую работу учителей и создающий все необходимые условия для развития их творчества. Вся деятельность Методического Совета осуществляется на основании годового плана.
Методический Совет определяет стратегию и тактику по совершенствованию педагогического мастерства учителей. На Методическом Совете формулируются основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на методических совещаниях и объединениях, осуществляется разработка мастер-классов и семинаров.
Проблемные теоретико-практические семинары – направлены на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагогического коллектива. Занятия, проводимые для педагогов в рамках семинаров, направлены на повышение мотивации к самообразованию. Чаще всего семинарские занятия проводятся в форме деловых или ролевых игр, игр-практикумов, тренингов, мастер-классов и т.д.
В школе работает 4 школьных методических объединения. Каждое методическое объединение работало над своей темой, напрямую связанной с единой методической темой школы. Все объединения имели свои планы и осуществляли работу под руководством руководителей методических объединений.
ШМО педагогов – включает в себя многообразие деятельности:
повышение общего уровня педагогической деятельности и качества преподносимых учащимся знаний;
внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта и достижений современной науки;
обсуждение наиболее сложных тем и разделов образовательных программ;
осуществление оценки собственной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой;
разработка, внедрение и апробирование разнообразных обучающих и контролирующих программ (технологий), оценка их эффективности;
подготовка тематики проверочных работ для учащихся по итогам изучения темы, раздела, дисциплины, обсуждение их результативности и полученных результатов.
Особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса.
Творческие группы – группы педагогов, которые созданы на основании общих интересов. Работа в группе основана на какой-либо идее, которую педагоги-единомышленники разрабатывают и внедряют в образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования в школе.
За последние годы значительно возрос интерес к информационным технологиям. Число учителей, использующих в своей работе, будь то подготовка к урокам или сами уроки, персональный компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска увеличивается с каждым годом.
Педагогическое самообразование учителей.
В соответствии с новым образовательным стандартом (ФГОС), каждый педагог должен быть активным субъектов процесса самосовершенствования. От того как педагогом осуществляется самообразование зависит качество образовательного процесса в школе, уровень внедрения инноваций и технологий, передового педагогического опыта и т.д. Именно поэтому процессу самообразования учителей отводится такое большое значение.
Курсовая подготовка осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и годовым планом работы школы.
Единый урок включение в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования Минпросвещения России.(ООО "Центр инновационного образования и воспитания")
АОУ ДПО "Академия государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ"
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Индивидуальный образовательный маршрут педагога(ИОМ) –это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию.
В марте 2023 г был проведен педсовет и семинар по теме «Индивидуальны образовательный маршрут педагога как показатель повышения профессиональной компетентности педагога», на которых подробно рассмотрели алгоритм составления ИОМ. Результат: 8 педагогов школы, что составило 27 %, скорректировали свою систему по самообразованию, составили индивидуальные образовательные маршруты для собственного развития и план мероприятий для повышения уровня предметных и методических компетенций.
В этом уч. Году ИОМ вернулись в обработанном и измененном виде. (4/8) Стали намного проще. Изучив ИОМы, была скорректирована методическая работа на основании рекомендаций.
с 2022 года ведется реализация Целевой модели наставничества в целях достижения показателей национального проекта «Образование», регионального проекта «Успех каждого ребенка» в соответствии с региональной «Целевой моделью наставничества»
Система наставничества в школе заслуживает пристального внимания, в ней отражается жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного учителя, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
2022 год
Были разработаны следующие документы:
Дорожная карта о внедрении ЦМН
Положение об организации наставничества,
Программа наставничества модели учитель-учитель.
Индивидуальный план работы с молодым учителем
Работа с молодыми коллегами велась на основе совместно разработанной программе наставничества.
В январе 2023 года было утверждено положение об организации наставничества модели ученик-ученик. Составлен индивидуальный план работы наставника с наставляемыми.
Ролевая модель «Равный - равному» ( взаимодействие учащихся одной образовательной организации, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации)
Цели и задачи наставничества: раскрытие потенциала каждого участника пары (наставника и наставляемого), временная помощь в подготовке индивидуального итогового проекта.
Задачи:
1 Оказание помощи в раскрытии и оценке своего личного потенциала участников пары (наставник-наставляемый);
2. Создание условий для развития лидерских, организационных и коммуникативных навыков, направленных на формирование жизненных ориентиров и активной гражданской позиции.
3. Создание условий, способствующих улучшению образовательных, творческих результатов участников пары;
4. Оказание разносторонней помощи наставляемому для его успешной защиты проекта
2024 год
Принято положение о наставничестве по модели «Учитель ученик», тем более, что работа по этому направлению ведется не первый год.
Участники: Наставник(опытный педагог). Наставляемый(неуспевающий ученик, пассивный ученик, одарённый ученик, Ребёнок с ОВЗ)
Возможные варианты наставничества «учитель — ученик»
«учитель — неуспевающий ученик»
«учитель — пассивный ученик»
«учитель — одаренный ученик»
«учитель — ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»
Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Ожидаемые результаты. Высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Наставничество в организации проектно-исследовательской деятельности дает возможность дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого ученика.