Статья на тему «Основные правила поисково-исследовательской деятельности детей»

3
0
Материал опубликован 12 February 2021

«Основные правила поисково – исследовательской деятельности детей»

     С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии  ребенка в процессе познания действуют все органы чувств.   Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,  осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет  изучаемый  материал.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

Анализ полученных фактов и формирование выводов;

Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

При организации поисково - исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать некоторые правила, в основе которых заложены два главных чувства:

·   Уважение к детям!

·   Восхищение природой!

Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Главное - работайте творчески.

Для этого:

1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям:

·   Учиться управлять процессом усвоения знаний;

·   Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

·    Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

·    Учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности:

-в наблюдении,

- во время чтения художественной литературы, энциклопедий (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления),

- в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного),

- в процессе рассматривания иллюстративного материала и др.

 Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы ее проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реального мира.

Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как предположение: «Если мы сделаем так……, что можем узнать?»

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем  быстрее развиваются его познавательные способности, и   повышается познавательная активность.

И главная задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать, соблюдая все вышеперечисленные правила.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации