Организация проектной деятельности

0
0
Материал опубликован 21 July

Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад комбинированного вида «Спутник»

города Балашова Саратовской области»













Организация проектной деятельности











Разработала:

воспитатель Попова Олеся Юрьевна










Балашов

2024

В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.

В этой связи интересно заглянуть в историю возникновения и поис­ков разнообразных методов обучения.

Жан Овидий Декроли, создавая «Школу жизни через жизнь» писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится». Заложенный в системе Ж.-О. Декроли переход в освоении реальности от «Я» - к миру, от простого ближнего окружения ребенка к более широкому (семья-город-страна) определил набор стандартных тем для дошкольников. Образовательный процесс в его системе складывался из триады: практическое наблюдение - ассо­циация - конкретное выражение.

Американский ученый Джон Дьюи (1859-1952) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вме­сте от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод - метод про­ектов.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом вы­полняют собственный проект, включаясь, таким образом, в реальную действительность и овладевал новыми знаниями. У.Х. Киллпатрик выделял 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий проблемные затруднения), проект-упражнение.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое зна­ние, то мысль эта сделается его собственностью.

В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н.К. Крупской, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Полностью данный метод был запрещен в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полно­стью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).

В настоящее время использование проектного метода обучения практиками рассматривается как один из способов организации педагогиче­ского процесса в работе с детьми, в том числе с дошкольниками. По словам Л. Свирской, «... под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-­познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руковод­ством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».

Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;

будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.

Таким образом, в основе проектного обучения лежат следующие принципы.

В центре внимания - ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имею­щей смысл для ребенка.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

«Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реа­лизации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду».

С.В. Плахотников делит проекты на детские, когда ребенок вы­ступает полноправным автором, взрослые и детско-взрослые (детско- родительские).

Особенность детско-родительского проекта в том, что в нем прини­мают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что сказывается на результатах. Родители, участвуя в реали­зации проекта, являются не только источниками информации, реаль­ной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.


Особенности организации проектной деятельности:

- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:

- погружение в проект;

- организация деятельности;

- осуществление деятельности;

- презентация результатов.

Алгоритм работы над проектом

Создание информационного поля:

накопление знаний;

подбор разнообразных наглядных и дидактических материалов;

изготовление пособий и игр;

чтение соответствующей литературы;

мотивация родителей для включения в деятельность (выполнение домашних заданий).

Выдвижение идеи детьми:

введение детей в «нормативную ситуацию» и выдвижение ими идеи;

совместное обсуждение участников, форм, этапов и результатов проекта;

формирование рабочих подгрупп.

3. Реализация, идеи:

выполнение творческих заданий (индивидуальных, подгрупповых, коллективных);

обсуждение результатов выполнения творческих заданий каждого этапа и планирование дальнейшей реализации проекта для достижения конечной цели (продукта);

контроль и помощь взрослых (педагогов и родителей) в форме сотрудничества с детьми;

наглядная фиксация результатов всех участников.

4. Презентация:

обязательное условие - получение социально значимого продукта проектной деятельности;

презентация результата проекта в различных формах: спектакль для гостей, альбом, коллаж, выставка творческих работ, поделка, ви­деофильм и др.

Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?

Детям

На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.

Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.

Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.

Родителям

Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.

Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.

На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.

Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.

Педагогам

Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком».

На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.

Создаются условия для активного самовыражения и творчества.

Можно выделить следующие индикаторы эффективности использования проектной деятельности:

в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;

развиваются познавательная и творческая активность;

развиваются общие интеллектуальные способности;

формируется познавательная мотивация.




Литература:

Свирская Л..B. Методика ведения педагогических наблюдении. Образовательные проекты. М.: Линка-Пресс, 2010. С. 27.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2010.

Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. Маска, 2011.

Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р. и др. Организация проектной деятельности в ДОУ. М.: Перспектива, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.