Мастер- класс «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»
Мастер- класс
«Организация
проектной деятельности
на уроках в начальной школе».
Тема «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса:развитие практических умений педагогов
в организации проектной деятельности на уроке в начальной школе.
Задачи мастер-класса:
создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
систематизировать знания о проектной деятельности;
отработать методические подходы и некоторые приемы проектной деятельности;
провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Форма: практическое занятие
Оборудование: презентация, материал для практической части (рассказ на листах, картон, белая бумага, салфетки, вата, клей, ножницы)
Ход мастер-класса
- Добрый день, коллеги! Я рада очередной встрече с вами. Хочется, чтобы нам было интересно, комфортно и тепло от общения друг с другом.
Прошу поднять левуюруку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем и хорошим настроением.
Спасибо.
Попрошу поднять правуюруку тех, кто пришёл получить новые знания.
Спасибо.
Пожелаем друг другу творческих успехов и удачи!
А теперь я хочу предложитьвам игру "Да-нет". Я загадаю предмет, а вы попытаетесь определить, что это, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами “да” или “нет”.
- Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к открытию одного из законовфизики. Он очень любим детьми да и взрослыми тоже. Что это?
- Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)
А теперь, уважаемые коллеги, обменяемся яблоками – и у каждого из нас останется по яблоку; обменяемся идеями – и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)
(Перед началом мастер-класса раздают карточки со словами: проблема, актуальность, цель, информация, наблюдение, исследование, эксперимент, анализ, вывод.)
- Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух. (Читают слова)
- Как вы думаете, какая деятельность объединяет все эти понятия? (Педагоги в ходе общения приходят к мысли, что это проектная деятельность)
- Совершенно верно - это проектная деятельность. Тема моего мастер-класса звучит так: «Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе».
Теоретическая часть.
- Итак, давайте определимся, что же такое проект.
Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Целью учебного проекта в начальной школе является развитие личности детей, самоутверждения, их гражданской позиции, социальной ориентации и адаптации в социуме.
Задачами, которые решаются в ходе учебного проекта, являются:
формирование позитивной самооценки, самоуважения;
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Если сомневаетесь в моих словах, то давайте вспомним:вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь - это проект! Вы решаете, как провести свой день рождения, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!
Чтобы метод проектов стал более понятным, я предлагаю вам решить такой пример:
Загадайте число.
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное.
(В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности.
Используя алгоритм работы, и, зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность обучающихся.
Вот сейчас мы и попытаемся обобщить свои знания, о проектной деятельности, выполнив ряд заданий и получив конкретный результат.
Ну что, продолжим работу? (все гости уже сидят таким образом, чтобы это были сформированные группы).
Задание 1.
- У вас перед глазами текст одной притчи. Прочтите её, пожалуйста.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как?… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика! - сказал мудрец, – надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность хода работы и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена, и можно было дальше странствовать.
Давайте, опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.
Задание 1.
1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)
2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)
3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)
4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)
6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).
Посмотрим, что у вас получилось. Полученные ответы помогут вам выявить основные этапы проекта.
Задание 2. Поставьте в соответствие ответы первого задания с этапами проекта.
Выдвижение проблемы, цели проекта.
Планирование.
Выполнение проекта.
Анализ результатов.
Защита проекта.
- Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта.
Стадии работы над проектом - это пять «П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации —Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его. Портфолио - папка, в которой собраны всерабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результатыисследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариантучебного проекта для презентации.
Но в начальной школе есть свои особенности работы над проектом:
тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей;
длительность выполнения проекта 1 - 2 недели в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 урока;
учебные цели ставим вместе с детьми;
проводим экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации.
Практическая часть.
1 этап работы над проектом – постановка проблемы.
Сегодня я предлагаю вам стать участниками проекта «Масленичная неделя ».
- Не все дети хорошо знакомы с традициями широкой масленицы. Многие не знаютнародное название каждого дня масленичной недели, кто такая Масленица и почему её сжигают. Это и будет проблемой нашего проекта.
Ежегодно на масленичной неделе мы проводим различные развлекательно – познавательные мероприятия, накрываем сладкий стол.
Изготавливаем с детьми чучело, которое, по традиции, сжигаем в последний день масленицы.
- И сегодня на мастер-классе я предлагаю Вамвспомнить традиции этого праздника и изготовить небольшое чучело Масленицы.
2 этап нашей работы – проектирование.
- Какие задачи будет решать этот проект?
Задачи проекта:
учить создавать коллективную композицию из подручных материалов;
расширять кругозор;
развивать коммуникативную, информационную компетентность.
- Какие проекты можно сделать в наших условиях?
3 этап – поиск информации.
- Где мы можем найти информацию по данному проекту?( можно использовать заготовки которые лежат у вас на столах или средства связи с выходом в интернет)
4 этап проекта – продукт.
Поэтому предлагаю поработать в группах ( сели в начале мастер - класса по группам. Всего три группы. Каждой группе необходимо найти сведения о днях масленичной недели: как они назывались, что происходило в эти дни ( 1ая- понедельник, вторник 2-ая-средя,четверг, 3-я – пятница, суббота.. и о воскресение скажу я сама), а также сделать мини- чучело Масленицы из заготовок, которые лежат перед Вами.
5 этап – презентация.
Посмотрим, что у вас получилось. (Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе).
- У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад, чтобы получить конкретный результат.
Каждая группа презентует свой масленичный день и свои куклы
В заключение своего выступления хочется отметить, что метод проектов формирует у обучающихся умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Слайд 19. 7. Рефлексия
Ну что, уважаемые коллеги, давайте вернёмся к нашей игре «Да – нет». Только теперь поменяемся ролями: попрошу теперь вас и ответить на мои вопросы словами «да» или «нет».
1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?
2. Понятна ли вам была идея проекта?
3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися?
Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.
8. Заключительное слово
Удачи вам, уважаемые учителя!
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Как в науки и творчества храм.
Спасибо за внимание и за сотрудничество!
Приложение 1
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов жизни и добрел до реки.Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика! - сказал мудрец, – надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».
Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил…
Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова!
Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться!
УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.
Вопросы к тексту
С чем столкнулся мудрец на берегу реки?
Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему?
3) Чем занимались ученики в сказке?
4) Как быстро построили лодку и почему?
5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду?
6) Каков результат этой истории?
7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории?
Задание 2
Поставить в соответствие ответы, полученные в первом задании с этапами проекта:
надо переправиться через реку | | анализ результатов |
| | |
нарисовал схему, произвел расчеты | | выполнение проекта |
| | |
начали строить, опираясь на план | | планирование |
| | |
проверили нет ли трещин | | защита проекта |
| | |
переправились через реку | | выдвижение проблемы, цели проекта |
Понедельник-.называется…..
Что делают в этот день?-
Хозяйки изготавливают специальные куклы, которые после устанавливают в доме на видном месте. Люди верят, что она принесет достаток, благополучие. Также народ начинает наряжать соломенное чучело в старые лохмотья. В руках у чучела часто была сковорода и блин
Почему он так называется?-
Вторник -.называется…..
Что делают в этот день?-
Люди постарше зовут к себе родственников, друзей. Предки верили, что чем изобильнее, богаче стол, тем больше уважения гостям выказывает хозяин.
Со вторника можно начинать Масленицу зазывать, проговаривая слова. Какие?...........
Среда –
Что делают в этот день?-
Четверг- называют……
Что делают в этот день?
В четверг Масленичной недели считают дурной приметой…………………..
Пятница-………………..
Что делают в этот день?..............
Что должна отправить зятю заранее перед походом к нему в гости?........
Суббота-………………..
В этот день звали только……………….девушек.
Воскресение
Воскресенье – проводы (этот день озвучиваю я сама)
Воскресенье еще называют целовальником, прощеным воскресеньем. Люди провожают зиму, встречают весну. На костре сжигают чучело, которое отождествляют с зимой.
Оставшийся после сожжения пепел разбрасывают по полям, чтобы урожай будущий был качественным, богатым. Традиция сжигать чучело пришла от индоевропейского народа, который главную роль отводил очистительному огню.
Еду, приготовленную за всю Масленичную неделю, необходимо было съесть либо раздать нищим. Выбрасывать оставшуюся пищу – плохая примета.
В воскресенье принято просить прощения друг у друга за все обиды. Важно, чтобы человек нашел силы, чтобы простить. Если сможет забыть обиду, его жизнь наладиться.