Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
«Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Прежде чем результативно организовать работу с родителями, безусловно, нужно с ними познакомиться. Как правило - это происходит на родительском собрании. Родители знакомятся с педагогами, с группой, с правилами и режимом детского сада, друг с другом. Педагог рассказывает, как подготовить ребёнка к саду, чтобы он быстро адаптировался.
В настоящее время родители приходят в детский сад со своими правилами и пожеланиями. Родители думают о том, что могут приходить с ребёнком в детский сад - когда угодно, то есть когда им удобно, при этом нарушая режимные моменты. Другие - считают, что можно привести больного ребёнка, объясняя это тем, что им нужно на работу, а его не с кем оставить. У третьих – аллергия, пытаются приносить свою еду из дома в контейнере, четвёртые – в памперсах (ребёнку 3 года), пятые едят исключительно из бутылочки, другую пищу не воспринимают и так далее. В общем, проблем и запросов много и их все нужно решать. Родители не понимают, что при этом страдает ребёнок. Им очень удобно – ребёнок в памперсах, ему сухо и комфортно, маме спокойно и весело. Еда из бутылочки – маме не нужно готовить. Для педагога в приоритете всегда личность ребёнка, процесс его развития и воспитания, поэтому это первое родительское собрание должно быть не просто знакомством, а человеческим сближением ради ребёнка.
Педагог обязан быть ориентирован на семью, помочь им справиться со всеми проблемами. Воспитатель осознаёт важность и сою значимость, а также ценность семьи каждого воспитанника. В настоящее время многое изменилось. Это означает то, что сейчас педагог не способен представлять себя в роли «главного специалиста», и принимать решение, как воспитывать. Преподаватель имеет право узнавать, распознавать, предлагать решения проблем, убедившись в том, что родитель согласен с его суждением.
Я считаю, что задача воспитателя убедить и сделать родителя своим помощником и партнёром, а не наоборот.
С Целью налаживания результативной деятельности с родителями прежде всего следует пересмотреть свои взгляды и перейти от профессионализма к сотрудничеству - для блага ребенка. Это значит, что нужно отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.
Необходимо больше узнавать и слушать родителей ребенка, нежели давать им рекомендации и советы.
Информировать родителей в устной, и в письменной форме о прогрессе, о достижениях в развитии их ребенка.
Дать родителям возможность понять, что педагоги готовы обсуждать с ними обширный диапазон тем, затрагивающих их детей.
Своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.
Я считаю, что для эффективной организации работы с родителями педагогу необходимо развивать и психологические способности. Умение почувствовать благоприятный момент для разговора, быть тактичными, запастись терпением, быть хорошим слушателем, не перебивать родителя.
Педагог должен грамотно построить работу с родителями: он должен донести до родителей, что родители являются одни из участников воспитательного процесса. Дать понять родителям, что они сильны, когда взаимодействуют друг с другом. Что должны действовать сообща и выдвигать одни и те же требования по отношению к ребёнку.
Не всегда родители прислушиваются к воспитателям. Тем самым они хотят показать свою значимость, что мол родитель главный в воспитании ребёнка, а не воспитатель.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Задача воспитателя убедить родителей в том, что они способны творчески развиваться вместе с детьми и быть помощниками педагога. Необходимо вовлечь их в это увлекательное и благородное дело. Ведь нет ничего лучше, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать ему во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Общение строится не только с подачи воспитателя, но и благодаря вовлеченности родителей в воспитательный процесс.
По моему мнению наиболее результативным методом является индивидуальное взаимодействие с родителями. Им всегда хочется узнать - как прошёл день у его ребёнка. Что получалось, что не получалось. Например, когда родитель забирает ребенка из сада и пересекается с воспитателем, но такой способ не всегда возможен. Ребенка забирают бабули и дедули, иногда в это время у воспитателя много детей и нет возможности для общения. На первый план выходит связь по телефону или общение в чате. Эта модель взаимосвязи комфортная, а также результативная. В связи с пандемией – нет возможности родителям быть на утренниках у детей. В чате для родителей выкладываем утренники, фотографии детей. Родителям очень нравится, они признательны за это.
На плечи воспитателя ложится первый опыт взаимодействия с родителями воспитанников. Лишь педагог может оказать влияние на уровень общения и вовлеченности родителей в жизни ребёнка. В дальнейшем - в школьной жизни ребёнка, именно воспитатель закладывает взаимосвязь и общение родителей и педагогов.
Постоянно необходимо иметь в виду то, что в случае если что-то не так выходит, появляются инциденты со стороны родителей, либо малопонятная обстановка. Нужно сесть за стол переговоров и найти решение. Представление того, что педагоги и родители хотят детям только лишь наилучшего – также считается задатком успеха!