Статья «Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»
Перед тем, как начинать работу с родителями, конечно, прежде всего, необходимо с ними познакомиться. Обычно это родительское собрание, где родители знакомятся с воспитателем, друг с другом. Здесь же они знакомятся с группой, узнают режим работы сада, педагог рассказывает, как подготовить ребёнка к адаптации в саду, объясняет, почему дети плачут и когда они успокоятся.
Сейчас родители приходят в детский сад со своими правилами и желающие установить их каждый для себя. Одни родители считают, что могут приходить в сад, когда им удобно, другие ведут больного ребёнка, объясняя, что им его не с кем оставить. В общем, проблем много, но их нужно решать, ведь при этом страдает ребёнок. Для педагога в приоритете всегда личность ребёнка, процесс его развития и воспитания, поэтому это первое родительское собрание должно быть не просто собранием-знакомством, а человеческим сближением ради ребёнка.
Педагог воспитатель, как грамотный и мудрый наставник понимает значимость и ценность семьи каждого воспитанника, поэтому должен быть ориентирован на семью.
Современный мир и современные требованию к воспитателю во многом изменились. Это значит, что сейчас уже не может выступать в роли «главного специалиста», который решает, как воспитывать ребёнка. Роль «главного воспитателя» у родителя, а педагог, только помощник и партнёр. Педагог вправе спрашивать, узнавать, предлагать решения проблем, при этом удостоверившись, что родитель согласен с его мнением.
Для налаживания сотрудничества прежде всего следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской. [2,с.8-9] Так считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ «НИРО», Великий Новгород Л.Свирская.
Прежде чем транслировать положительный образ ребенка родителям, педагог должен создать такой образ у себя. Выработке этого умения будет способствовать создание установки на видение положительных сторон в человеке вообще независимо от его возраста. [3,с.5] Согласна с ней и Агавелян М.Г. доцент теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО
Значит:
• Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем или даем советы.
• Часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.
• Используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.
• Даем родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.
• Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.
• Своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи и просьбы родителей.
• Стараемся разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей и их самих. [2,с.6]
Для эффективной организации работы с родителями педагогу необходимо развивать психологические способности:
- умение почувствовать благоприятный момент для разговора
- педагогический такт
- терпение
Педагог должен грамотно построить работу с родителями:
- донести до родителей, что он один из участников воспитательного процесса
- дать понять родителям, что они сильны, когда взаимодействуют друг с другом
Чтобы родитель чувствовал внимательность педагога к каждому малышу желательно разработать систему педагогического отчёта. Она может быть выражена в форме рисунков воспитанников, видиоролика с занятия, фотографий с прогулки.
С учетом потребностей современного этапа развития дошкольного учреждения необходима, во-первых, коррекция тех теоретических позиций взаимодействия детского сада и семьи, которые были приняты в педагогической науке и выражались полным совпадением целей общественного и семейного воспитания. Во-вторых, усиление
воспитательной функции образовательных учреждений обуславливает необходимость новых технологий взаимодействия педагогов и родителей. [1,с.3]
[1,с.5]
Использованная литература:
1.Работа с родителями в дошкольном учреждении: Пособие / Сост.А61 Н.В. Амасович - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. Г1.М. Машерова», 2006. - 68 с.
2. Свирская Л.Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-
ПРЕСС, 2007. — 176 с.
3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г.Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (01).