Статья на тему «Организация работы школьного театрального кружка»
Организация работы школьного театрального кружка
(из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Ягринская гимназия» Савицкой Светланы Валерьевны)
Мой опыт деятельности по организации работы театрального кружка составляет три года. Начинала я работу с учениками второго класса, продолжила работать с этими же ребятами в третьем классе. Перейдя работать в другое образовательное учреждение, организовала театральный кружок на базе группы продленного дня, где были собраны ребята из первых классов. Я расскажу о том, как всё начиналось.
В связи с внедрением ФГОС НОО для каждого класса выделены 10 часов занятий внеурочной и кружковой работы. Выбирая вид деятельности, занятия которой я могла бы предложить учащимся своего класса, проанализировала направления работы, уже организованные в нашей школе. Оказалось, что работали различные спортивные секции, проводились занятия хорового пения, декоративно-прикладного творчества, а театрального кружка не было. Следовательно, это направление работы можно было осваивать.
Теперь нужно было заручиться поддержкой родителей учеников. На родительском собрании я рассказала о своем намерении в следующем учебном году проводить занятия театрального кружка. Объяснила, для чего нужен этот кружок, какие цели и задачи ставлю перед собой и ребятами. Родители меня поддержали.
Профессионального театрального образования у меня нет. Когда-то, будучи ученицей, я посещала занятия кукольного кружка при Доме пионеров города Северодвинска. Принимала участие в постановках кукольных спектаклей, выступала на сцене вместе с другими ребятами. Но это было очень давно. Поэтому во время летних каникул я читала литературу по теме организации театрального кружка, изучала уже составленные рабочие программы. Мне важно было определить виды работы, которые могут быть использованы при организации занятий, выстроить структуру проведения самого занятия и понять к какому результату на конец первого года работы можно прийти. На основе этого я составила свою программу. Кружок назвала «Театральная шкатулка». (Приложение 1)
Теперь я знала, по каким направлениям строится работа театрального кружка. Это: основы театральной культуры, ритмопластика, культура и техника речи, театральная игра и работа над спектаклем. Я изучила цели и задачи каждого направления работы, ознакомилась с тем, к каким результатам в работе следует стремиться.
А вот с построением конкретного занятия дело обстояло сложнее. Я столкнулась с такой проблемой: не все предлагаемые виды работы были интересны детям. Наиболее значимыми и интересными для ребят оказались: артикуляционная гимнастика, работа над дыханием, произнесение скороговорок, работа с пантомимами, диалоги в стихотворной форме и игры, направленные на создание образов животных, людей или каких-либо предметов. Используя эти виды работ, я выстроила структуру занятия.
Скороговорки, темы для пантомим, а также различные упражнения для проведения артикуляционной гимнастики найти было несложно. Труднее оказалось найти интересные диалоги в стихотворной форме. Такие диалоги ребята запоминали легче и работать им было интереснее. При работе над стихотворением можно было меняться партнерами, и, в этом случае, диалог приобретал новую окраску. Текст этих стихотворений я набирала цветным шрифтом, выделяя определенным цветом слова каждого персонажа. На одном листе обычно помещалось 4 диалога в стихах. Количество листов соответствовало количеству студийцев. (Приложение 1, Приложение 2)
Сценарии для постановок спектаклей я тоже искала в стихотворной форме. Помог сайт Олеси Емельяновой. Там я нашла сценарии сказок «Репка» и «Теремок». Листы со сценарием сказок я печатала по тому же принципу: разным цветом шрифта набирала слова разных персонажей. Словам каждого персонажа соответствовал свой цвет шрифта. Количество текстов со сценарием соответствовало количеству ребят. (Приложение 3)
В работе над спектаклем одной из трудностей было распределение ролей. Главные роли и еще выигрышные роли (с точки зрения ребят) хотели играть все. Приходилось объяснять особенность каждого героя, неповторимость и привлекательность его образа. К спектаклю готовилось два состава актеров. На репетициях они могли подменять друг друга, а также увидеть со стороны исполнении ролей другими актерами, подметить удачные интонации, движения.
В процессе работы я наблюдала, как меняются дети. Как сложно им было работать над дыханием, как нелегко давалось произнесение скороговорок, как непривычно было раскрепостить себя в работе с пантомимой, как волновались, выходя на сцену (пространство перед доской) для показа сценки или отдельного образа. Были дети, которые приходили на занятия и долгое время с последнего ряда просто наблюдали за работой других ребят. Но и эти дети с течением времени стали принимать активное участие в работе кружка: так же, как и все исполнять пантомимы, участвовать в сценках. Работу на занятиях я часто организовывала в парах, причем в парах сменного состава. Благодаря этому, никто не оставался вычеркнутым из общей деятельности, а ребята могли увидеть творческие способности всех одноклассников, поучиться друг у друга интонациям, движениям, приобретали умение договариваться. В дальнейшем, ребята стали сами проводить артикуляционную гимнастику, придумывать образы для пантомимы. Стали пробовать при новые интонации, изменять манеру поведения своих персонажей. Перед работой над новыми образами мы вместе с ребятами давали характеристику каждому герою, следуя которой, пробовали подходящие интонации и манеру его движений. На занятиях мы часто возвращались к уже изученным сценкам, разыгрывали их, анализировали, что у каждой пары актеров получилось хорошо, над чем можно еще поработать. Видно было, что дома дети репетируют, стараясь показать на следующем занятии персонажа сценки по-другому, с другими интонациями, с другой манерой поведения. Новые образы часто выглядели удачно и находили поддержку и одобрение у кружковцев.
Отчетным мероприятием стал новогодний концерт для родителей, состоявший из сценок (диалогов в стихотворной форме) и спектакля «Теремок». Подготовиться к этому представлению помогли родители учащихся. Они подобрали костюмы героям сказки, изготовили из фанеры теремок, за стенами которого помещались все персонажи. Этот теремок мог складываться, когда медведь должен был разрушить его. Концертом были довольны все: и дети, и родители.
Позже сказку «Теремок» мы показали перед первоклассниками нашей школы. Затем 09.02.2017 перед слушателями очно-заочных курсов повышения квалификации «Деятельность педагога-организатора (старшего вожатого) в условиях стандартизации образования» при АО ИОО, показали открытое занятие.
Работа театрального кружка оказалась успешной. Участие детей в театрализованной деятельности повлияло на обогащение словарного запаса детей, на развитие творческих способностей. Ребята научились импровизировать, фантазировать, воображать, взаимодействовать с людьми, уметь делать выбор, находить выход в различных ситуациях. Умения, приобретенные в театрализованных играх, дети стали использовать в повседневной жизни.
Приложение 1
Тематическое планирование программы «Театральная шкатулка»
1 класс
№ п\п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Цикл |
Воспитание качеств, ознакомление с понятиями |
|
план |
факт |
|||||
1 |
|
|
Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! |
1 |
Культура и техника речи |
Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений |
2 |
|
|
Виды театрального искусства |
1 |
Основы театральной культуры |
Познакомить ребят с видами театрального искусства |
3 |
|
|
Основы актерского мастерства |
1 |
Основы театральной культуры |
Познакомить с понятием «актерское мастерство» |
4 |
|
|
Театральная этика |
1 |
Основы театральной культуры |
Познакомить ребят с правилами поведения ы театре |
5 |
|
|
Изображение героев. Попробуем измениться. |
1 |
Ритмопластика |
Познакомить с понятиями «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов. |
6 |
|
|
Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. |
7 |
|
|
Стихотворения - миниатюры. Работа над дикцией.
|
1 |
Работа над спектаклем |
Способствовать объединению детей в совместной деятельности. |
8
|
|
|
Стихотворения - миниатюры. Работа над интонацией. |
1 |
Работа над спектаклем |
Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа. |
9 |
|
|
Стихотворения - миниатюры. Работа над образами героев.
|
1 |
Работа над спектаклем |
Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа. |
10 |
|
|
Игра в рифмы. |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. |
11 |
|
|
Пантомима. Узнай героя. |
1 |
Ритмопластика |
Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
|
12 |
|
|
Наши эмоции. Творческий пересказ сказки |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. |
13 |
|
|
Играем пальчиками. |
1 |
Ритмопластика |
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закрепить понятие «пантомима». |
14 |
|
|
Давайте поиграем. Моя любимая игра. |
1 |
Ритмопластика |
Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. |
15 |
|
|
Постучимся в теремок. |
1 |
Работа над спектаклем |
Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. |
16 |
|
|
Замена интонации. Учимся говорить по - разному |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. |
17 |
|
|
Учимся четко говорить. |
1 |
Культура и техника речи |
Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. |
18 |
|
|
Игра в рифмы. |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. |
19 |
|
|
Рассказываем про любимые игры и сказки. |
1 |
Культура и техника речи |
Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. |
20 |
|
|
Характеристика персонажей. Сказочные рисунки. |
1 |
Ритмопластика |
Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам |
21 |
|
|
Изобрази героя. |
1 |
Ритмопластика |
Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности |
22 |
|
|
Изобразим страх и его преодолеем. |
1 |
Ритмопластика |
Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. |
23 |
|
|
Игры в интонировании диалогов. |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать способность у детей понимать друг друга. |
24 |
|
|
Правильное дыхание в речи. |
1 |
Культура и техника речи |
Развивать правильное речевое дыхание |
25 |
|
|
Театральная миниатюра. |
1 |
Работа над спектаклем |
Развивать речь и воображение |
26 |
|
|
Театральная миниатюра. Закрепление. |
1 |
Работа над спектаклем |
Развивать речь и воображение |
27 |
|
|
Изображение различных эмоций |
1 |
Ритмопластика |
Совершенствовать умение Изображать ту или иную эмоцию.
|
28 |
|
|
Наши эмоции. |
1 |
Культура и техника речи |
Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. |
29 |
|
|
Сочиняем новую сказку.
|
1 |
Работа над спектаклем |
Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. |
30 |
|
|
Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса |
1 |
Работа над спектаклем |
Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. |
31 |
|
|
Настроение героев. |
1 |
Работа над спектаклем |
Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. |
32 |
|
|
Играем в сказку. Постановка в группе. |
1 |
Работа над спектаклем |
Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. |
33 |
|
|
Давайте поиграем. Моя любимая игра. |
1 |
Ритмопластика |
Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4