Методическая разработка «Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»

4
0
Материал опубликован 28 September 2017 в группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок»

г.Мичуринска Тамбовской области

 Методическая разработка

«Организация театрального курса в рамках дополнительного образования для детей дошкольного возраста»

Автор: Перепелкина Елена Валентиновна

Мичуринск, 2017

 

Аннотация

В данной методической разработке представлена система работы по организации курса театральной деятельности детей 4-7 лет, апробированная на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» г.Мичуринска Тамбовской области. Данная разработка может быть использована в рамках дополнительного образования, как кружковой деятельности, так и дополнительной образовательной услуги. Ее использование поможет воспитателям организовать образовательное и развивающее пространство, диагностическое исследование развития творческих способностей дошкольников.

Работа по данному курсу проводится по следующим направлениям: «Воспитание основ театральной культуры», «Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности», «Накопление знаний о театре».

Основная часть методической разработки включает примерное тематическое планирование, алгоритм создания предметно-развивающей среды (театральной зоны), система диагностического исследования.

В приложение представлены упражнения по технике речи, на литературном и фольклорном материале с их описанием, театрально-творческие тренинги, примерная диагностическая к

 

Содержание

Пояснительная записка

 

Методическое и программное обеспечение

 

Основная часть

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение

 

Пояснительная записка

«Не следует забывать, что основной закон

детского творчества заключается в том, что

ценность его следует видеть не в результате,

не в продукте творчества, но в самом

процессе. Важно не то что создадут дети,

важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении и

его воплощении.

Л.С. Выготский

С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. На этапе формирования личности ребенка дошкольного возраста существует проблема волнующая многих педагогов – психологическая нестабильность. У дошкольников недостаточно развиты память, внимание, воображение, речь.

Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрителя, получится ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка

переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми недостижимыми возможностями. [3, с.58].

Театрализованная деятельность - мир фантазии и перевоплощения, является важным направлением в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вовлечение детей в театральное творчество способствует как художественному, так и общему развитию. Развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театрализованные игры и спектакли способствуют погружению дошкольников в мир фантазии, их раскрепощению, развитию общения, чувственному познанию окружающего мира.

Цель  — развитие творческого потенциала дошкольника сред­ствами театрального искусства.

Задачи:

Воспитывать любовь к театру. Воспитывать навыки театральной

культуры через приобщение к театральному искусству

Учить постигать художественные образы, созданные средствами

театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.).

Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика,

интонация, движения).

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в

передаче образа; отчетливость произношения.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку,

стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности 

рСоздать условия для развития творческой активности детей,

участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Методическое и программное обеспечение

Нормативное обеспечение

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт № 1155 от 17 октября 2013 г.

Методическое обеспечение

Буренина А.И. «Театр Всевозможного»: От игры до спектакля

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Программное обеспечение

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы»

Основная часть

Настоящая методическая разработка описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для дошкольных образовательных учреждений.

Основные дидактические принципы

Принцип психологической комфортности.

Создание благоприятных условий, снятие стрессообразующих факторов,

ориентация дошкольников на успех.

Принцип творчества (креативности).

Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение дошкольником собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире.

Формирование личностного отношения к полученным знаниям, умения применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариативности.

Развитие у дошкольников вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задач.

Принцип минимакса.

Учет индивидуальных особенностей дошкольников, обеспечение им продвижения вперед своим темпом. Этот принцип особенно важен при взаимодействии с детьми разного возраста.

Данные принципы должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе.

В данной разработке театральное воспитание и образование, выполняющее познавательную, воспитательную и развивающую функции, осуществляются по следующим направлениям:

воспитание основ театральной (зрительской) культуры;

развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

накопление знаний о театре.

Основы театральной (зрительской) культуры закладываются через формирование в детях внимания к особенностям исполнения заданий, этюдов. Направленность внимания на то, чтобы точно повторить, дополнить, отличиться при выполнении простейших творческих заданий.

Театрально-исполнительская деятельность детей рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Целесообразен с этой точки зрения цикл упражнений, основной целью которых является развитие произвольного (слухового и зрительного) внимания (кто как одет, послушаем за окном, в коридоре, «морковка-капуста», «летает – не летает» и т.д.). Развивая у детей способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, умение быстро овладеть новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию таких качеств, как внутренняя собранность, готовность активно включиться в творческий поиск.

Эффективны следующие упражнения: эстафета, японская машинка, упражнения со стульями, волна, разыгрывание диалогов и т.д.

Театральное образование детей в области накопления словаря, терминологии строится на знакомстве со сферой театрального творчества. Осваиваются термины: драма, драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, афиша, действующие лица.

В начальный период работы над театральной исполнительской культурой педагог каждый раз отмечает возникновение на глазах у всех живой ситуации и помогает детям увидеть разницу между превращением в игре («перевоплощением») и кривлянием. В дальнейшем педагог обращает внимание на появление нового при повторении уже знакомой ситуации. У детей возникает представление о разнообразности поведения через внесение в свое естественное поведение каких-то определенных изменений в голосе, теле, движениях, костюме, речи. Главная задача – развить «чуткость к действию» как основному средству выразительности языка театра. Специфика театрального обучения детей состоит в том, что каждый ребенок-исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.

Первый этап знакомства с театральным творчеством не требует специальных театральных атрибутов: сцены, костюмов, декораций. Для детей полезно проводить развивающие игры и в игровой комнате, и на спортивной площадке, на прогулке, и в актовом зале. Каждое занятие целесообразно начинать с разминки (упражнения по технике речи), которая занимает 5-7 минут.

Педагог должен исходить из реальных возможностей детей. Объем выполняемых на каждом занятии упражнений может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики группы. Преподаватель может внести изменения в расположение тем, ввести темы по своему строению. Структура предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания.

Формы работы

  1. игра
  2. импровизация
  3. инсценировки и драматизация
  4. наблюдения, объяснения и обсуждения
  5. рассказ детей
  6. чтение воспитателя
  7. беседы
  8. просмотр видеофильмов
  9. разучивание литературных произведений обсуждение
  10. словесные, настольные и подвижные игры
  11. пантомимические этюды и упражнения
    • Тематический план

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

Вступительное

занятие.

Выявление

творческой индивидуальности.

Знакомство с группой. «Разрешите представиться».

Рассказ преподавателя о содержании занятий

«Театральные игры». Беседа о театре.

2 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы детей о посещении театра и увиденных спектаклях.

Чтение сказки преподавателем и беседа по

содержанию.

Чтение детям стихов, исполнение песен, движений под музыку.

 

Основы техники

речи.

Дыхание, голос,

дикция.

Разучивание упражнений по технике речи.

Упражнение на дыхание, развитие голоса.

Отработка гласных и согласных звуков. Разучивание скороговорок.

Произнесение литературных текстов четко, с хорошей артикуляцией.

Игра «Эстафета». Тренировка навыков слаженной работы.

Игра «Морковка-капуста» на концентрацию

внимания. Развитие ассоциативного мышления.

Выбор цвета для каждого времени года.

2 ч.

Развитие памяти

физических

действий.

Упражнения по технике речи.

Игра «Эстафета».

Упражнения на «память физических действий».

Повтори движения за преподавателем.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Рассказ детей: «Мое любимое занятие»

2 ч.

Понятие о темпе.

Упражнения по технике речи.

Игровые этюды «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Понятие о темпе как об ускорении или замедлении.

Зависимость темпа от смысла речи.

Определение темпа литературных текстов.

Чтение стихотворных текстов педагогом и детьми.

2 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

Понятие о ритме.

Упражнения по технике речи.

Движения под музыку в заданном темпе.

Игра на концентрацию внимания, собранность «Руки-ноги».

Понятие о ритме. Ритм – настроение.

Игра «Угадай словечко». Определение ритма стихотворных текстов.

2 ч.

Развитие силы

голоса

Упражнение по технике речи. Голос, его основные свойства (сила голоса).

Чтение литературных текстов с изменением силы голоса.

Простукивание заданного ритма.

Определение темпо-ритма стихотворных

текстов.

Выполнение движений под музыку в заданном темпо-ритме.

2 ч.

Полётность голоса.

Упражнения по технике речи.

Чтение стихотворных текстов с изменением силы голоса.

Понятие о полетности голоса как о собранности звука.

Упражнение на развитие полетности голоса.

Игровые этюды «Превращение в предметы».

Игра «Растет – не растет»

2 ч.

Чувство, передача

чувства в

интонации.

Упражнения по технике речи.

Упражнения на развитие полетности голоса. Произнесение фразы с максимальной собранностью звука.

Упражнение «Эстафета». Выполнение упражнения хлопками в определенном темпо-ритме.

Беседа. Чувство и настроение. Мотивы нашего настроения. Определение настроения в ситуациях.

Игра «Так и не так».

2 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

 

Определение настроения по интонации. Вежливые слова, которые могут исправить настроение.

Работа по стихотворению С.Погореловского

«Попробуй волшебником стать»

 

Тембр голоса.

Упражнения по технике речи.

Игра «Японская машинка». Выполнение слаженных движений в заданном темпо-ритме.

Игра «Угадай, какое у меня настроение».

Произнесение фразы с соответствующим подтекстом.

Понятие о тембре голоса. Передача чувства,

настроения в интонации тембром голоса.

Игра «Угадай, чей голосок»

2 ч.

Словесно-игровые

этюды

Упражнения по технике речи. Произнесение пословиц и скороговорок с заданным подтекстом.

Игра «День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает».

Игра «Телефонный разговор». Темы разговора: «Разрешите пригласить», «Спешу поделиться новостью» и т.д.

Инсценировка стихотворения В.Фетисова «Клест».

Составление словесно-игровых этюдов. Темы: «Я помогу тебе..», «Неожиданная встреча» и т.д.

Игра «Ходить след в след» (концентрация внимания)

3 ч.

Ролевые игры

Упражнения по технике речи.

Игра «Слушать за окном, за дверью». Умение сконцентрировать внимание, сосредоточиться.

Игра «По правде и понарошку». Развитие

3 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

 

наблюдательности.

Ролевые игры /словесно-игровые этюды/: в магазине/ продавец-покупатель/, в библиотеке /библиотекарь- читатель/, на вокзале /проводник-пассажир/ и т.д.

Инсценировка стихотворения С.Маршака «Разговор лягушек»

 

Диалог.

Понятие о диалоге

Упражнения по технике речи.

Игра «Летает – не летает» (на внимание).

Игра «Превращение в предметы».

Игра «Телефонный разговор».

Понятие о диалоге.

Стихотворения В.Фетисова «Клест» и С.Маршака «Разговор лягушек» как диалоги.

Инсценировка стихотворения Г.Ладонщикова «Хитрый соня»

2 ч.

Диалог в разных

интерпретациях

Упражнения по технике речи.

Игра «Вес». Передача в весе самочувствия, настроения человека.

Игровой этюд. Дикие и домашние животные.

Чтение детских стихов по ролям /С.Маршак, А.Барто, Г.Ладонщиков/.

Составление диалогов по сказкам: Красная Шапочка и Серый Волк, Маша и Медведь, Емеля и Щука и т.д.

2 ч.

Общение с

партнером.

Подача реплики.

Упражнения по технике речи.

Покажи ответы на загадки (пантомима).

Игра «Неиспорченный телефон». Упражнения на внимание, собранность.

Работа со стихотворением А.Янушевской «Окно».

Чтение по ролям фрагментов из стихотворения К.Чуковского «Телефон».

2 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

 

Подача реплики: скажи так, чтобы мне захотелось тебе ответить, продолжить с тобой разговор.

 

Рассказывание

сказки.

Упражнения по технике речи.

Игра «Ходить след в след».

Упражнения со стульями. Тренируется навык слаженной коллективной работы.

Драматическое искусство сказочников.

Рассказывание сказки педагогом и детьми.

2 ч.

Характер

сказочных

персонажей.

Упражнения по технике речи.

Игра в прятки /вариант игры «По правде и понарошку»

Чтение р.н.с. педагогом, беседа о характерах

сказочных персонажей.

Музыкальные портреты сказочных персонажей (медведь, заяц, лиса и т.д.)

Работа с иллюстрациями к сказкам.

2 ч.

Иллюстрирование

сказки «Война

грибов».

Упражнения по технике речи.

Упражнения на память физических действий: повтори движение, продолжи движение.

Игра «Ассоциативная цепочка» /Новый год – подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка и т.д./

Экскурсия по выставке детских рисунков к сказке «Война грибов».

Инсценировка сказки «Война

грибов»: распределение ролей, составление

мизансцен, общение с партнером.

3 ч.

Инсценировка

сказки «Лиса и

Тетерев».

Упражнения по технике речи.

Игровые этюды. Превращение в животных. Дикие и домашние животные.

Определение характера персонажей в стихотворении А.Шибаева «И я бы мог»,

«Медвежье ухо».

3 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

 

Чтение сказки «Лиса и Тетерев». Определение характеров персонажей. Пересказ сказки.

Работа с иллюстрациями или рисунками к сказке.

Инсценировка сказки «Лиса и тетерев».

Составление мизансцен, общение с партнером, подача реплики.

Варианты исполнения, их обсуждение.

 

Развитие фантазии,

воображения.

Упражнения по технике речи.

Игра «Ассоциативная цепочка», «Продолжи сказку»

Упражнение Мой волшебный город /описать улицы, дома, людей, животных, придумать название городу/.

Детские рисунки на тему: «Мой самый счастливый сон»

2 ч.

Из истории развития театра. Устное народное творчество как музыкальное,

хореографическое и

драматическое

искусство

Упражнения по технике речи.

Игровые этюды под музыку /огонь, вода, солнечный зайчик и т.д./

Игра «Неиспорченный телефон».

Рассказ педагога об устном народном

творчестве.

Разучивание хороводной песни «Ходит Ваня»

2 ч.

Календарные

обряды.

Новогодние

увеселения.

Упражнения по технике речи.

Игра «Хоровод». Тренируется навык слаженной работы.

Обсуждение увиденного и фантазирование.

Рассказ педагога о новогодних увеселениях.

Колядование и гадание как действо. Разучивание колядок.

Новогодние маски (рисунки или поделки).

2 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

Масленица –

праздник проводов

Зимы и встречи

Весны.

Упражнения по технике речи.

Игра «Летает – не летает».

Игра «Тело в деле». Развитие наблюдательности.

Движение под музыку в заданном темпо-ритме.

Рассказ педагога о празднике Масленица. Разучивание песен о Масленице.

Игра «Телефонный разговор». Рассказ другу о празднике Масленица.

1 ч.

Народный театр.

Народная драма

«Лодка».

Упражнения по технике речи.

Игра «Превращение в предметы».

Упражнения со стульями.

Рассказ педагога о народном театре.

Сюжет драмы «Лодка».

Инсценировка р.н.песни «Где был, Иванушка?»

1 ч.

Народная драма

«Царь

Максимилиан».

Упражнения по технике речи.

Игра «Массовая сцена». Фотография.

Упражнение «По ритму определите слово в стихотворении».

Рассказ о народной драме «Царь Максимилиан».

Инсценировка р.н. песни «Где был Иванушка?»

Театральный словарь: декорации, костюмы.

1 ч.

Кукольный театр,

его особенности

Упражнения по технике речи.

Игра «По правде и понарошку».

Игра «Массовая сцена». Фотография.

Беседа о народном театре, о народных драмах «Лодка», «Царь Максимилиан».

Рассказ педагога о кукольном театре. Показ кукольных актеров.

Декорации и костюмы.

Игра с куклами: «Оживи куклу».

2 ч.

 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

Кукольный театр

Петрушки.

Упражнения по технике речи.

Игра «Японская машинка».

Упражнение «Хоровод». На согласованность движений и внимание.

Рассказ педагога о кукольном театре Петрушки. Показ куклы или рисунка с изображением Петрушки.

Инсценировка стихотворного текста или фрагмента из сказки в кукольном театре.

2 ч.

Вертеп и раек.

Упражнения по технике речи.

Игра «Хоровод».

Игра «Убегает, догоняет, бежит». Развитие

наблюдательности.

Беседа о кукольном театре.

Театральный словарь: кукольный театр.

Рассказ педагога о вертепе и райке.

2 ч.

Театр и музыка.

Музыкальный

театр.

Упражнения по технике речи.

Упражнение «Заданные предлагаемые обстоятельства» (под музыку).

Рассказ о музыке в театральном спектакле.

Музыка на сцене и за сценой. Музыкальный театр.

Просмотр видеозаписи или прослушивание

грамзаписи музыкальной сказки.

Театральный словарь: музыкальный театр.

2 ч.

Театр и живопись.

Упражнения по технике речи.

Игра «По правде и понарошку».

Игровые этюды.

Рассказ педагога о театре. Зрительный зал и сцена. Декорации. Оформление спектакля. Декорации к сказкам.

Инсценировка стихотворения Э.Успенского «Все в порядке».

Театральный словарь: декорации, спектакль.

2 ч.

 


 

Тема

Содержание

Количество

часов

 

 

 

Афиша.

Упражнения по технике речи.

Ассоциативная цепочка на основе музыкальных произведений.

Рассказ педагога о театральной афише.

Афиша – действующие лица.

Пересказ текста, составление афиши миниатюры В.Голышкина «Яблоки».

Театральный словарь: афиша.

1 ч.

Профессия - Актер

Озвучивание иллюстраций, диафильма, картины.

Рассказ педагога о профессии: актер.

Роль актера в спектакле. Перевоплощение.

Чтение фрагмента из пьесы С.Михалкова «Зайка - зазнайка»

Составление афиши.

2 ч.

Посещение театра

и просмотр

спектаклей.

Театральное помещение, зрительный зал, сцена, театральный билет.

Декорации, музыка.

3 ч.

Спектакль как

особый вид

искусства.

Беседа о просмотренном спектакле.

Работа над фрагментами из пьесы С.Михалкова «Зайка - зазнайка».

Работа с текстом, составление мизансцен.

2 ч.

Создание спектакля

(творческий процесс).

Составление концертной программы.

Инсценировка стихов, работа над фрагментами из пьесы С.Михалкова «Зайка-зазнайка»

4 ч.

Заключительное

занятие.

Концертная

программа.

Выполнение словесно-игровых этюдов.

Чтение и инсценирование стихов, сказок.

Инсценировка фрагментов из драматических

произведений

1 ч.


 

Предметно-развивающая среда

Для реализации методической разработки используется помещение групповой комнаты: рабочая зона - для проведения образовательной деятельности; активная зона - для самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности педагога с детьми.

Для успешной реализации методической разработки необходимо создание театральной студии в дошкольном образовательном учреждении или театральной зоны в групповой комнате.

Описание театральной зоны

Наименование

Описание

 

 

Место расположения

зоны

Групповая комната

Содержание зоны

сцена (отделена занавесом)

театральный уголок (ширма для кукольного

театра – куклы бибабо, пальчиковый, ложечный, настольный и теневой театры)

медиатека (музыкальные произведения,

звуковые эффекты, DVD и CD диски)

зона ручного труда (альбомы с образцами

декораций и костюмов, эскизами детей, наборы для создания)

уголок костюмов, атрибутов (костюмы,

головные уборы, атрибуты, музыкальные инструменты)

Возрастная категория детей

От 4 до 7 лет

Виды детской деятельности

В рамках основной образовательной программы 

Театральная игра;

Театральные этюды;

Коммуникативные игры;

Пение песен по ролям из мультфильмов;

Динамические паузы;

Постановка сказочных сценок и спектаклей

В рамка дополнительного образования 

освоение актерского мастерства;

освоение сценической  речи;

освоение сценических движений

 

Диагностика театрализованной деятельности

Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Методы аутентичной оценки (отслеживание, наблюдение) способствуют выявлению положительных и отрицательных результатов, возникающих проблем. Итоги дают возможность скорректировать планы деятельности, как в настоящее время, так и на перспективу (в следующей возрастной группе), разработать планы индивидуальных занятий.

Предполагаемые умения и навыки

Возрастная категория

Результативность

 

 

Дети 4-5 лет

заинтересованно заниматься театрально-игровой

деятельностью;

разыгрывать несложные представления по

знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

использовать в театрализованных играх образные

игрушки.

Дети 5-6 лет

разыгрывать сценки по сказкам, песням,

стихотворениям с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

чувствовать и понимать эмоциональное

состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

выступать перед сверстниками, детьми младших

групп, родителями;

знать некоторые виды театров (кукольный,

драматический, музыкальный);

иметь представление о театре, его устройстве,

театральных профессиях.

Дети 6-7 лет

самостоятельно организовывать

театрализованные игры (выбирать произведение для постановки, гото­вить необходимые атрибуты, распределять между со­бой обязанности и роли);

 

Возрастная категория

Результативность

 

 

 

разыгрывать представления, инсценировки,

использовать средства вырази­тельности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

широко использовать в театрализованной

деятельности различные виды театров;

иметь представление о театре, его устройстве,

театральных профессиях.

Критерии оценки развития навыков театрализованной деятельности

Критерии педагогической оценки:

знание основ театральной культуры;

речевая культура;

навыки кукловождения;

основы коллективной творческой деятельности.

Критерии психологической оценки:

поведенческая активность;

коммуникативная активность с детьми и взрослыми;

лидерская активность;

конфликтность, агрессивность;

эмоционально-образное развитие.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается на организацию коллективной творческой деятельности.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень - 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;

затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень - 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень - 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень - 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень - 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень - 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень - 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень - 3 балла: импровизирует с разнообразными куклами.

Средний уровень - 2 балла: использует навыки кукловождения.

Низкий уровень - 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность.

Средний уровень - 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен.

Заключение

Лев Семенович Выготский, указывая на то, что детское театральное творчество не должно сводиться к воспроизведению взрослого театра, говорит о важности самого процесса детского творчества в любой его форме – необходимо, чтобы дети создавали, творили, упражнялись в творческом воображении и его реализации.

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все - от занавеса и до развития драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку [3, с.61]

 

Литература

1.Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля:

Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002 г.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы»

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.

3. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва: «Просвещение», 1991г.

4.Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу – Ярославль: Академия развития, 2006 г.

5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003 г.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001 г.

7. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 г.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Упражнения по технике речи

Упражнение № 1

Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох. Повторите 3-4 раза.

 

Упражнение № 2

Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1-5. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 3

Проделайте дыхательное упражнение, соединяя его с движением рук. Вытягивая руки вперед, делайте выдох, разводя руки в стороны – вдох, снова руки вперед – выдох, руки в стороны – вдох. Повторите 5 раз. Опуская руки по бокам вниз – выдох, поднимая вверх над головой – вдох, снова опуская по бокам вниз – выдох, поднимая – вдох. Повторите 5 раз.

 

Упражнение № 4

Встаньте прямо. Ладони положите на ребра по обе стороны грудной клетки. Представьте себе, что вы нюхаете розы. Медленно вдыхайте через нос этот цветочный запах, затем выдохните. Во избежание головокружения вдохи должны быть неглубокими. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 5

Представьте, что перед вами огромная свеча с большим пламенем. Погасите свечу. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте на свечу. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 6

Произнесите таблицу гласных (преподавателю необходимо внимательно следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука).

И – Э – А – О – У – Ы

Упражнение № 7

Произнесите четко согласные с гласными:

Ли – лили, лэ – лэлэ, ла – лала, ло – лоло, Лу – лулу, лы – лылы.

Ми – мими, мэ – мэмэ, ма – мама, мо – момо, му – муму, мы – мымы.

Ни – нини, нэ – нэнэ, на – нана, но – ноно, ну –нуну, ны – ныны.

Ри – рири, рэ – рэрэ, ра – рара, ро – роро, ру – руру, ры – рыры.

Цт: цти – цтэ - цта – цто – цту – цты.

Ст: сти – стэ – ста – сто – сту – сты.

Фт: фти – фтэ – фта – фто – фту – фты.

Гд: гди – гдэ – гда – гдо – гду – гды.

Дв: дви – двэ – два – дво – дву – двы.

Кт: кти – ктэ – кта – кто – кту – кты.

Птк: птки – пткэ – птка – птко – птку – пткы.

Ткп: ткпи – ткпэ – ткпа – ткпо – ткпу – ткпы.

Дгв: дгви – дгвэ – дгва – дгво – дгву – дгвы.

Гдв: гдви – гдвэ – гдва – гдво – гдву – гдвы.

Упражнение № 8

Произнесите скороговорки с хорошей артикуляцией, сначала отчетливо и медленно, затем постепенно увеличивая темп.

У елки иголки колки.

Топоры остры до поры.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

Проворонила ворона вороненка.

От топота копыт пыль по полю летит.

На горе Арарат растет крупный виноград.

У еже ежата, а у ужа ужата.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Около кола колокола.

Мчится поезд скрежеща: ж – ч - щ, ж – ч – щ.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

На болоте, на лугу стоит кринка творогу.

Семеро по семеро в сани уселись сами.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешен.

 

Вез кораблю карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки,

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

 

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

 

Расскажи мне про покупку.

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку, про покупочку свою!

 

Упражнение № 9

Произнесите тексты с правильной артикуляцией гласных звуков, обратить внимание на чистоту звучания.

 

Звук И /Й/

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молоко они хотят.

(К.Чуковский Загадка)

 

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

(С.Маршак «Про все на свете»)

 

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой.

(С.Маршак «Круглый год»

Звук Э /Е/

Эрик, мой приятель, чинит выключатель,

Это наш электрик, слесарь и монтер

(С.Маршак «Живые буквы»)

 

Дело было в январе,

Стояла елка на дворе….

(А.Барто «Дело было в январе»)

 

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет…

(А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Звук А /Я/

Алик – авиатор (это значит летчик),

Алым самолетом режет облака.

(С.Маршак «Живые буквы»)

 

Рано-рано

Два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

(К.Чуковский «Краденое солнце»)

 

В какие дальние края

Хотел бы я,

Летел бы я, летел бы я!

Во все края –

И где леса,

И где моря.

(Э.Мошковская «В какие дальние края»)

Звук О /Ё/

Не изменит добрый конь;

С ним и в воду и в огонь..

(М.Лермонтов «Измаил-Бей»)

 

Ель на ежика похожа,

Еж в иголках, елка – тоже.

(С.Маршак «Веселая азбука»)

 

Мы едем, едем, едем, в далекие края,

 

 

 

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

И в песенке поется о том, как мы живем…

 

(С.Маршак «Песенка друзей»)

Звук У /Ю/

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную…

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(С.Прокофьев «Березка»)

 

Юрий будет дельным

Юнгой корабельным,

Юрий любит бури и морской простор.

(С.Маршак «Живые буквы»)

Звук Ы

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит.

 

(Ф.Тютчев «Весенняя гроза»)

 

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома,

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!»

(Г.Ладонщиков «Зимушка-зима»)

 

«Четыре Алешки,

Четыре Наташки

Под солнцем весенним

Играют в пятнашки»

(Г.Ладонщиков «Пятнашки»)

 

Упражнение № 10

Произнесите тексты, отчетливо проговаривая каждое слово.

Верба, верба, верба,

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Слышен ветра свист

Ветер, ветер, ветер,

По дорогам вертит

Прошлогодний лист…

(А.Барто «Апрель»)

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть,

Чтоб посуду воротить.

(К.Чуковский «Федорино горе»)

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка – в Африку тайком, -

В Африку, в Африку!

(К.Чуковский «Бармалей»)

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

(С.Маршак «Веселая азбука»)

Таракан живет за печкой, -

То-то теплое местечко!

(С.Маршак «Веселая азбука»)

Вот гуси с выводком гусят

Галдят, шипят, как змеи,

Грузовику они грозят,

Вытягивая шеи.

(С.Маршак «От А до Я»)

Хлещет ливень по кустам, бьет без промаху!

Всю малину исхлестал, всю черемуху!

Наклонил он ветки груш! Нужен саду свежий душ…

(А.Барто «Ливень»)

И живут в квартире с нами два ежа и два ужа,

Целый день поют над нами два приятеля – чижа.

И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.

(С.Михалков «Мы с приятелем»)

Приплывали два ерша, поливали из ковша,

Прибегали лягушата, поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

(К.Чуковский «Путаница»)

И сейчас же щетки, щетки затрещали, как трещетки,

И давай меня тереть, приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист»

(К.Чуковский «Мойдодыр»)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(А.Пушкин «Зимний вечер»)

Упражнение № 11

Произнесите тексты, меняя силу голоса. Громкость – полнозвучность голоса. Смена силы голоса – одно из важнейших выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания речи.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

(Не очень громко)

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

(Тише)

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

(Еще тише)

 

Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.

(Тихо, но не шепотом)

 

(М.Ю.Лермонтов «Колыбельная песня»)

Зашумела, разгулялась

В поле непогода.

(Громко)

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

(Еще громче)

 

(И.Никитин «Песня»)

Упражнение № 12

При выполнении этого задания лучше работать парами. На расстоянии 4-5 метров скажите друг другу фразы очень тихо. Постарайтесь «послать» звук так, чтобы ваш партнер вас услышал. Это упражнение на полетность голоса. Полетность – собранность звука, способность голоса лететь вдаль.

Упражнение № 13

Игра «Угадай, чей голосок». Дети, взявшись за руки, образуют круг. Кого-то одного из них ставят в центр круга и завязывают глаза. Ребята медленно идут, проговаривая следующий текст хором:

«Мы составили все круг, повернемся разом вдруг,

А как скажем: «Скок, скок, скок»,

Угадай, чей голосок».

Слова «Скок..» произносит кто-то из круга, стоящий в центре круга должен угадать по голосу, кто их произнес. Это упражнение на тембр голоса. Тембр – звуковая окраска голоса, которая зависит от индивидуального строения речевого аппарата и от эмоционального содержания речи, нашего настроения.

 

Приложение № 2

Театрально-творческие упражнения (тренинг)

«Эстафета»

Дети должны встать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий, встает следующий. Порядок «вставания» можно заменить передачей хлопков.

«Эстафета» - коллективное упражнение, в нем у каждого есть своя обязанность, которую необходимо выполнить вовремя. Для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива – чтобы не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать.

Упражнения на «память физических действий» (ПФД)

Ребенок выполняет манипуляции с воображаемыми предметами, т.е. действует точно так, как бы он действовал с реальными предметами. Учитывается точность направления взгляда и внимания, мускульная работа рук, пальцев, корпуса, ног, спины, шеи и т.д.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Детская игра, которая является групповым упражнением на память физических действий. Чтобы эта игра носила характер учебно-тренировочной по театральному искусству, нужно оговорить требования к достоверности, убедительности, точности действия. Такая акцентировка подведет детей к выполнению театрального этюда.

«Превращение в предметы»

Группе ребят (3-7 человек) предлагается «превратиться» в деревья, цветы, игрушки, инструменты, овощи и т.д. Задание можно усложнить. «Мы входим в (пауза, концентрируем внимание) магазин «Игрушки». Раз…два…три» После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняет свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется фантазия, изобретательность, реакция.

«Слушать за окном, за дверью»

По заданию преподавателя в течение минуты все сосредотачивают услышанное ребята перечисляют и объясняют. По этим рассказам выясняется, кто больше и подробнее услышал, и кто может услышанное связать логической картиной происшедших, но нами не виденных событий.

«Приготовились! Пожалуйста!»

Упражнения со стульями – вся группа по команде «Приготовились! Пожалуйста!» одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например: «Приготовились одновременно поставить стулья полукругом, садиться лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу.

«Неиспорченный телефон»

Группа ребят (7-8 человек) передают какое-то слово шепотом на ухо один другому. Остальные «ловят» на слух, какое слово передается. Сначала преподаватель спрашивает у тех, кто «ловил», какое слово передавалось по цепочке, потом – какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передавал первый.

При выполнении задания, как можно быстрее передавая слово по цепочке, не разрешается никому ничего говорить. «Поймать» слово возможно, если кто-то в цепочке передачи скажет слово не точно в ухо партнеру, если нерационально усилит свой голос. Успешность работы оценивается по следующим признакам: (1. другие не обнаружили слова; 2. последний получил то же слово, которое передал первый).

«Руки – ноги»

Группа должны безошибочно выполнить простые движения под команду преподавателя: по одному хлопку поднять руки; по двум – встать. Если руки уже подняты, то по одному хлопку их нужно опустить, а если ребята уже стоят – по двум хлоп5кам сесть. Упражнение эффективно для концентрации внимания.

«День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает»

Это подвижная игра для всей группы. Переход от движений к «замри». После команды: «День наступает – все оживает» каждый выбирает какой-то вид движений: прыжки, размахивание руками, танец и т.д. Команда «Ночь наступает – все замирает» дает разные позы, которые должны быть оправданы, гармоничны, выполняемым движениям.

«Ходить след в след»

Упражнение на подстраивание к партнеру, идущему впереди. Ставить ногу можно только в освободившийся «след» идущего впереди, так идет вся цепочка. Для оправдания движений можно выдумывать, что идем через болото или по грязи, через ручей по камням, по узкому мостику, тогда можно не идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу. Необходимо следить, чтобы идущий сзади не наступал на пятки впереди идущего, а дождался, когда «след» освободится полностью. Когда упражнение выполняет только несколько ребят, то другие могут следить за точностью выполнения. Внимание и ориентация на поведение (шаги) другого лежит в основе театрального тренинга в этом упражнении.

«Летает – не летает»

Традиционная детская игра на внимание. Ведущий называет существительные. Играющие соответственно выполняют заданные движения: на летающий предмет машут руками, на нелетающий – прижимают руки вдоль тела. Кто ошибается, тот вылетает из игры. Можно предложить и другие варианты этого задания: «растет – не растет», «живое – не живое», «двигается – не двигается». Движения при этом следует выбирать другие. Например: «не растет – обхватывает себя двумя руками», «живое – делаем дыхательные движения», «двигается – пантомическая походка скольжением ног».

«Морковка – капуста»

Упражнение на внимание. «Морковка» - ладони прижаты и опущены вниз, по команде «Капуста» - ладони поднимаются вверх и раскрываются. Упражнение выполняется с постепенным увеличением темпа.

«По правде и понарошку»

Сначала выполняется реальное «дело» - искать спрятанную книгу, затем это делается понарошку, т.е. выполняющий, зная, что книги нет, ищет ее так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разнообразными: кидать в цель мячик; мыть стены; поливать цветы; подметать пол: по правде и понарошку. Упражнение развивает наблюдательность и способность находить объяснение, оправдание всем особенностям поведения человека, занятого определенным делом в данных обстоятельствах. Сравнение того, как мы «играем» ситуацию, и того, как она развертывается, реализуется на самом деле, - необходимая ступень в развитии исполнительской театральной культуры.

«Игра в прятки»

Сначала играют по правде, реально водят и прячутся. Затем все повторяется «понарошку», т.е. разыгрывается сценка «Игра в прятки». Игра важна для развития навыков коллективной работы.

«Убегает, догоняет, бежит»

На улице или в зале ребята показывают три вида бега. Дети выясняют разницу в качестве действий (поведения) каждого из вариантов. Каждый участник должен сыграть все три пробега. Можно задать вопросы: «Ты кто?», «От кого бежищь?», «Почему?»

«Хоровод»

Ребята, сцепившись за руки, «пишут» своим хороводом заданную преподавателем букву или рисуют фигуру. До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке. Это упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т.е. знает, как начинать писать букву или рисовать заданную фигуру. Для такого хоровода нужно 10-12 человек. Он дает хорошую разминку и согласованность движений.

«Японская машинка»

Группа ребят (4-5 человек) выполняет синхронно ряд движений (как машина):

Хлопают перед собой в ладоши; двумя руками щелкают перед собою пальцами; двумя руками хлопают по коленям; снова щелкают пальцами перед собой. Далее все движения выполняются в заданной последовательности. В упражнении нужно добиваться ритмичности и синхронности. Упражнение тренирует координацию движений, концентрирует внимание.

«Вес»

Разное ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения: радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние легкости обозначается цифрой «1». По команде «1» все ребята превращаются в легких; при команде «2» - в солидных, но довольных; «3» - недовольных, скучных, усталых, обиженных, огорченных;

«4» - все стали тяжелыми до бессилия даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку тяжело.

«Дикие и домашние животные. Зоопарк. Живой уголок. Птичник»

Группа детей превращается в животных, другие отгадывают. Играть животных – одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Для детей интересно не только сыграть животного, но и отличить поведение, повадки, особенности домашних и диких зверей.

«Так и не так»

Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ребятам. Преподаватель просит всех рассмотреть полученные картинки и поднять руки тем, у кого есть картинки с изображением «неправильного поведения». Один из детей встает и рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, продолжает разговор: он рассказывает, как надо вести себя в такой ситуации. Затем вызывается следующая карточка «не так», и после рассказа ищется правильный ответ на нее. Первая стадия игры – знакомство с правилами вежливости. Вторая – актерское исполнение заданных игрой ситуаций.

«Тело в деле»

Ребенок застывает в какой-то позе, и все видят как бы фотографию во время выполнения какого-то дела, например, рассматривания витрины, укладывания продуктов в сумку, чтения книги и т.д. Дети пытаются отгадать «сфотографированное» дело, но отгадать без слов. Они выходят, повторяют позу и продолжают действие, прерванное моментом фотографии. Смысл этого упражнения в установлении связи между духовной и физической стороной поведения. Каждое «дело» требует совершенно определенного «тела». Вся мускулатура: от направления взгляда, от перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног, по-своему определяется в зависимости от того, чем человек занят. Качать качели, ребенка, подметать пол – похожие, но очень разные движения. Игра «Тело в деле» пробуждает интерес, развивает наблюдательность.

 

«Обсуждение увиденного и фантазирование»

Две полезные формы работы в театрально-творческом и общем воспитании детей. Увидели, как «человек идет», и определили все связанные с увиденным «предлагаемые обстоятельства».

«Массовая сцена»

Ребятам предлагается создать «живую картину» под названием «базар», «стадион», «пляж» и т.д. Каждый определяет для себя, что он будет делать, хлопок в ладоши преподавателя, все замирают. Картина – фотография.

«Заданные предлагаемые обстоятельства»

Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать на это всем своим поведением: дождь, холодно, устал, огонь.

«Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма»

Внимание к иллюстрациям и озвучивание можно считать первым шагом в формировании понятия о зрелищности театрального искусства. Зритель видит и слышит, он устанавливает связь между этими каналами восприятия.

Приложение № 3


 

Упражнения на литературном и фольклорном материале

 

Упражнение № 1

Уловите своеобразие ритма каждого стихотворения и передайте его в чтении.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

«Барабан» А.Барто

 

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое.

И детишкам по лапотишкам.

 

«Лиса» М.Булатов

У Васи в запасе немало вещей:

Катушек, ракушек, карандашей.

Есть кубик и тюбик, обложка от книжки,

Гвоздик и хвостик от белого мишки…

И много другого надежно хранится

У Васи в запасе – авось пригодится.

 

«Вася» Г. Ладонщиков

Тихо входит синий вечер в комнату мою.

Спите куклы – человечки, баюшки-баю.

Уложила, укачала кукол всю семью,

И сама я задремала, баюшки-баю.

 

«Кукольная колыбельная» Г. Ладонщиков

У неряхи-растеряхи все не этак и не так.

И рубашка нараспашку, и без пуговиц пиджак.

 

Я сама разрисовала черной краской одеяло.

Рыжий кот под ним поспал, полосатым тигром стал.

 

Сшила кукле я халат, оказался маловат.

Сшила мишке башмаки, оказались велики.

Я под краном руки мыла, а лицо помыть забыла,

Увидал меня Трезор, зарычал: «Какой позор!»

 

Закопченную кастрюлю Юля чистила песком,

Два часа в корыте Юлю мыла бабушка потом.

 

Коля ссорится с друзьями, в ход пускает кулаки.

У задиры под глазами не проходят синяки.

 

Возвращается с рыбалки Юра важно, не спеша,

А несет в консервной банке два малюсеньких ерша.

 

«Частушки» Г.Ладонщиков

Упражнение № 2.

Найдите нужное слово

Я сейчас возьму тетрадь, буду буквы …

(рисовать).

Приготовлю авторучки – пририсую букве…

(ручки),

Разведу цветные краски – намалюю букве…

(глазки),

А для носа и ушей наточу…

(карандашей).

Если буква будет букой, мне придется с этой…

(буквой)

Поделиться леденцом или даже…

(огурцом).

Вот и вышла буква «Я», улыбнулась, будто …

(я),

Откусила огурец и сказала:…

(молодец!)

«Я рисую букву» П.Синявский

 

Упражнение № 3

По смыслу и ритму отгадайте слово. Слово «дождь» педагог при чтении может заменить любым слогом.

(Дождь)

пошел и не проходит,

(дождь), (дождь).

(Дождь)

идет, хотя не ходит,

(дождь), (дождь).

Он прохожим хлещет в лица,

(дождь), (дождь).

Долго-долго будет литься,

(дождь), (дождь).

«Дождь» А.Барто

Упражнение № 4

Определите, правильно ли выбран темп при чтении.

 

Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!

С буйным ветром повстречаться,

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло!

Раскатиться спозаранок

И на санках, и без санок,

На поленьях, на бревне,

На камнях и не спине,

Лишь бы вниз, лишь бы в снег,

Лишь бы съехать раньше всех!

«На санках» Л. Квитко

 

Еще не растаял последний снежок,

А смотрит уже нежный подснежник-цветок.

За ним и фиалка проснулась от сна,

Глазок свой лиловый открыла она.

Вот ландыш белеет в затишье лесном,

Глядит незабудка, склоняясь над ручьем.

«Цветы» А.Плещеев

Ой, ты, снежная лавина, силы нет еще такой,

Чтоб тебя остановила над обрывом, над рекой.

Сорвалась – и вниз с разбега, с одичалой вышины.

Мчала, вспенить тучи снега, и катила валуны.

Все коверкала, ломала, и швыряла сгоряча.

Тут же новые обвалы вызывала, грохоча.

«Лавина» А.Екимцев

 

Упражнение № 5

Прочтите колядки, масленичные песни, сохраняя мелодическое звучание

речи.

Пришла коляда накануне рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

А дай бог тому, кто в этом дому!

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытием, и богатством;

И создай вам, господи, еще лучше того!

Сею, вею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

На новый год, но ново счастье уродись пшеничка, горох, чечевичка!

На поле – копнами, на столе – пирогами!

С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

«Колядки»

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромной милостью:

Со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.

Ой, да Масленица на двор въезжает,

Широкая, на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

«Масленичные песни»

Упражнение № 6

Инсценируйте русские народные песни.

Дети:

Где был, Иванушка?

Иван:

На ярмарке.

Дети:

Что купил, Иванушка?

Иван:

Курочку.

Дети:

Где был, Иванушка?

Иван:

На ярмарке.

Дети:

Что купил, Иванушка?

Иван:

Уточку.

Дети:

Курочка по сеничкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке песенки поет.

Где был, Иванушка?

Иван:

На ярмарке.

Дети:

Что купил, Иванушка?

Иван:

Барашка.

Дети:

Курочка по сеничкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Барашек в садике травушку жует,

Иванушка в горенке песенки поет.

Где был, Иванушка?

Иван:

На ярмарке.

Дети:

Что купил, Иванушка?

Иван:

Коровушку.

Дети:

Курочка по сеничкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Барашек в садике травушку жует.

Коровушка деткам молоко дает.

Иванушка в горенке песенки поет.

Дети встают в круг и поют песню. В центре круга ходит Ваня.

Ходит Ваня, ходит Ваня, посреди кружочка, посреди кружочка.

Ищет Ваня, ищет Ваня все себе дружочка, все себе дружочка.

Нашел Ваня, нашел Ваня, для себя дружочка, для себя дружочка.

(Ваня выбирает себе друга и пляшет с ним).

«Хороводная песня»

Упражнение № 7

Определите характер персонажей в стихотворениях.

К щенку козленок подошел:

- Ты кто?

- Щенок.

- А я - козел. Гляди, как я умею: скок!

- И я могу, - сказал щенок.

- А я по травке побегу!

Щенок сказал: «И я могу»…

- А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею: «Бом».

- Не мудрено. И я бы мог,

Да не хочу, - сказал щенок.

«И я бы мог» А.Шибаев

Зайчихе заяц говорит:

- Пропали мы, старуха:

В траве, смотри-ка, что торчит…

- Что? Что?

- Медвежье ухо!

Медведь как выскочит сейчас!

Как зарычит! Как схватит нас!

- Нет, нет, не так уж я проста, -

Зайчиха отвечала, -

Чтобы медведя от куста

Совсем не отличала…

Медвежье ухо – это куст,

Я ем его! Ты слышишь хруст?

«Медвежье ухо» А.Шибаев

Упражнение № 8

Викторина по сказкам. Назовите сказки.

Стихи играют в прятки, да некому водить…

Кто хочет на загадки отгадки находить?

Все хотят, чур-чура!

Начинается игра!

Сказки просят:

- А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра?

«По щучьему велению»

   

Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца?

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иванушка»

А дорога – далека, а корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок?

«Маша и медведь»

Красна девица грустна: ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка!

«Снегурочка»

Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко.

«Петушок – золотой гребешок»

Отворили дверь козлята и …пропали все куда-то!

«Волк и 7 козлят»

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом.

«Лиса и Журавль»

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

«Теремок»

Упражнение № 9

Перескажите рассказ, расскажите о тех чувствах, которые переживал мальчик в лесу.

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что моим глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока шел дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, играло солнышко. Большой дуб сломался, из пня шел дым. Одежда на мне была мокрой и липла к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

«Гроза в лесу» Л.Толстой

Упражнение № 10

Расскажите, как герой стихотворения помог исправить настроение цветку, сестренке и маме. А вы были когда-нибудь добрым волшебником?

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

На клумбе – цветок, его листья повисли.

Грустит он… о чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей, и дождик струится из лейки твоей.

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделать сестренке!

И ты обернулся ретивым конем, -

Галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы – заботы:

«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь веселое чудо – ковер засверкал, просияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись, домой: «Да это как в сказке!..

Волшебник ты мой!»

«Попробуй волшебником стать» С.Погореловский

Упражнение № 11

Определите форму стихотворения (диалог). Какие отношения между матерью и сыном?

 

- Мама, мама, к нам в окошко смотрит синий василек!

- Это небо, небо, крошка, небо дальнее, сынок.

- Золотой разлив в оконце, золотом блестит оно.

- Мой сыночек, это солнце ярко светит нам в окно.

- Серое окошко, мама, затуманено стекло.

- Это дождь ударил в рамы, мглою все заволокло.

- В стекла черные, как пашни, кто-то бросил горсть зерна.

- То над тихой крышей нашей звезды встали, ночь темна.

- Мамочка, горит окошко! Кто, скажи, его поджег?

- Спи, сынок. Не бойся, крошка! Это зорька, мой дружок!

«Окно» А.Янушевская

Упражнение № 12

Составьте мизансцены, инсценируйте стихотворения.

- Кума, ты к нам?

- К вам, к вам, к вам, к вам! К воде скачу, ловить хочу!

- А кого, кого, кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам.

«Разговор лягушек» С.Маршак

- Как зовут тебя?

- Клестом.

- Почему твой нос крестом?

- Потому что носик-крест превосходно шишки ест.

«Клест» В.Фетисов

Сидит Наташка на траве, читать Алешку учит:

- Вот это – А! Вот – Б! Вот – В!

- Давай по букве лучше!

- Не отвлекайся. Г! Д! Е! А это – Ж! Смотри!

- Уже им тесно в голове.

- Не хныкай! Повтори! Вот это – А! Вот это – Б! Так и начнем учиться.

Учти, Алешенька, тебе все это пригодится.

«Первый урок» Г.Ладонщиков

Села пчела на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар!

- А тебе не надоело? Не наскучило искать?

- Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать.

«Скучать некогда» Г.Ладонщиков

 

Приложение № 4


 

Диагностическая карта

Фамилия имя ребенка

Основы театраль

ной культу

ры

Речевая культура

Эмоциональ

но-образное развитие

Навыки кукловож

дения

Основы коллектив

ной творчес

кой деятель

ности

Итог

1

Ф.И.

1

1

2

1

1

6

2

Ф.И.

2

2

2

2

3

11

3

Ф.И.

2

3

3

3

3

14

4

Ф.И.

2

2

2

2

2

10

5

Ф.И.

1

1

1

1

1

5

6

Ф.И.

2

3

2

2

2

11

7

Ф.И.

3

3

3

3

3

15

8

Ф.И.

2

1

1

2

1

7

9

Ф.И.

3

3

3

2

3

14

10

Ф.И.

2

2

2

2

1

9

11

Ф.И.

2

2

2

2

3

11

Общий итог (в баллах) – количественный состав – 11 воспитанников

Высокий

уровень

(12-15 баллов)

         

3

Средний

уровень

(7-11 баллов)

         

6

Низкий

уровень

(1-6 баллов)

         

2

Общий итог (в процентах) – 11 воспитанников – 100 %

Высокий

уровень

(12-15 баллов)

         

27%

Средний

уровень

(7-11 баллов)

         

55%

Низкий

уровень

(1-6 баллов)

         

18%

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации