Статья «Организация самостоятельной работы младших школьников с информационно-коммуникативными технологиями»

2
0
Материал опубликован 5 December 2021

Организация самостоятельной работы младших школьников

с информационно – коммуникативными технологиями

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 46» г. Белгорода

Шевченко Людмила Анатольевна

В современной школе прежний подход в образовании, когда учитель говорит, объясняет, а ученик внимательно слушает, воспринимает, воспроизводит, заменяется подходами, когда ученик сам изучает, выявляет, познаёт, понимает, осмысливает, применяет – это самый продуктивный путь к познанию. Задача современного учителя не давать знания в чистом виде, а научить ребёнка добывать знания, то есть пресловутое «не дать рыбу, а дать удочку». Под «удочкой» следует понимать набор универсальных учебных умений, которые позволяют «ловить рыбу», т. е. отбирать необходимую информацию, самостоятельно получать и расширять знания. Это даёт возможность реализовать деятельностный и индивидуальный подходы в обучении. Все это способствует повышению уровня мотивации и интереса к обучению, делает процесс обучения интересным и продуктивным и, как следствие, способствует осознанному усвоению знаний учащимися, повышению уровня и качества знаний учащихся.

Моя цель как педагога– научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, научить делать научные открытия, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться.

ФГОС НОО  в разделе овладение умениями работать с информацией требует от учителя научить ребёнка:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

Личность современных детей формируется под воздействием шквала информации, которая обрушивается на них с экранов телевизора, сети Интернет. Не секрет, что они знакомы с различными гаджетами с раннего детства. Но к сожалению, это взаимодействие носит только развлекательный характер. Задача учителя – открыть для детей Интернет с другой стороны – информационной, познавательной, ведь Интернет – это, прежде всего, носитель информации.

Я часто использую на уроках презентации, интерактивные игры, работу с другими электронными образовательными ресурсами.

Дети часто задают вопросы: «Где Вы это взяли? Как сделали?» На уроках ввожу минутки информационной грамотности. Показываю, как ввести запрос в поисковую строку, как отобрать необходимую информацию, соответствующую теме урока или задания и возрасту обучающихся, где найти иллюстративный материал, как сохранить отобранный материал на своем компьютере. Следующий этап – научить преобразовывать информацию, с целью представления её слушателям в интересной и наглядной форме: создание презентаций, табличек для составления кластера, стендов.

Использование ИКТ даёт возможность детям осознанно работать над проектами, заниматься исследовательской деятельностью. Конечно, я привлекаю к этой работе детей с 1 класса. Но роль ребенка в этом процессе минимальна – это выбор темы (ребёнок определяет, что его интересует, почему происходит то или иное явление) и представление готовой информации, а вот сам процесс отбора материала, объяснение явлений, проведение опытов и исследований не обходится без участия взрослых. Овладев умениями работать с ИКТ технологиями, дети уже могут выполнять проектные и исследовательские работы без участия взрослых, что положительно сказывается на их самооценке, помогает раскрыться, вселяет уверенность в своих силах, помогает ощутить свою ценность.

Также использую ИКТ для организации таких форм самостоятельной работы, как работа в виртуальных лабораториях, участие в дистанционных олимпиадах, работа с различными тренажёрами по математике и русскому языку, использование различных учебных видеоуроков, прослушивание аудиокниг, чтение дополнительной литературы.

Организую не только индивидуальную работу, но и групповую, парную. Дети пробуют себя в различных социальных ролях: организатор и подчиненный. Определяют, с какой информацией им интереснее работать текстовой или иллюстративной, подбирать материал или преобразовывать его.

К сожалению, сеть Интернет наряду с уникальными возможностями для образования таит в себе и чрезвычайную опасность, поэтому я даю понять детям, какой вред может быть нанесен их интеллектуальному, нравственному развитию, психическому и физическому здоровью чрезмерное увлечение компьютером, учу пользоваться средствами защиты от неё. Параллельно веду работу с родителями, с целью создания безопасной информационной среды (установка фильтров и антивирусных программ, разграничение уровней пользователей, ограничение по времени).

ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности и развивают самостоятельную творческую деятельность учащихся, способствуют формированию навыков исследовательской деятельности, обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации