Статья «Организация системы работы по развитию функциональной грамотности учащихся как средства овладения ключевыми компетенциями»

4
1
Материал опубликован 1 August

Организация системы работы

по развитию функциональной грамотности учащихся

как средства овладения ключевыми компетенциями

 

В настоящий момент в России идет становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Сегодня перед школой стоят важные задачи по подготовке выпускника 21века, который будет жить в совершенно других условиях, чем его родители, решать насущные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши ученики должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать оптимальные варианты из тех, которые ставит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании окружающего мира.

В связи с этим, необходимо создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа.

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Рассмотрим понятие «функциональная грамотность». Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Функциональная грамотность — это способность использовать базовые навыки чтения и письма для решения своих повседневных и профессиональных задач. Когда мы говорим о том, что человек достиг функционального уровня, как правило, речь идет об умении успешно действовать в обычных обстоятельствах.

Признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умение адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основными составляющими функциональной грамотности являются 6 направлений:

читательская грамотность (способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни),

математическая грамотность (способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию, способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики),

естественнонаучная грамотность (способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений),

финансовая и компьютерная грамотность (знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, общества, а также возможности участия в экономической жизни),

глобальные компетенции (способность критически рассматривать с разных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству),

креативное мышление (способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму, умение реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций).

Как учителю перестроить учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

Повышение уровня функциональной грамотности учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель.

Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять, какие задания работают на формирование функциональной грамотности, сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель, достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Главными критериями функциональной грамотности для учителей является способность широко применять знания на практике, умение находить и проверять достоверность новой полученной информации. На основе данной информации приобретать новые знания, заниматься саморазвитием и самообразование.

Что касается учеников, то к формированию их функциональной грамотности необходимо приступать в начальной школе. Именно здесь закладывается основа для формирования полноценной и всесторонне развитой личности.

Для школьного обучения применительно к функциональной грамотности можно выделить в качестве целевых ориентиров три уровня:

повторение культурного образца: решение примеров по образцу, копирование текста из учебника (базовый уровень);

активное использование навыка: не срисовывание букв из прописей, а выработанный свой почерк (рефлексивный уровень);

способность самостоятельно применить знания и навыки в нестандартной ситуации (функциональный уровень).

Конечная цель обучения не в том, чтобы научить действовать по привычному алгоритму, необходимо, чтобы в новой, непривычной ситуации человек вспомнил то, чему его учили, и сумел применить эти знания на практике. Поэтому появилось понимание, что нужно проверять не первый уровень и даже не второй, а третий.

Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Учителям следует обратить внимание на следующие направления в работе: обновление методической работы - новое прочтение известных подходов; проведение сопоставительного анализа дефицитов учеников и дефицитов педагогов через внешнюю оценку учеников и педагогов; создание ИОМ педагогов (индивидуальный маршрут обучения через горизонтальные и сетевые формы взаимодействия педагогов); наполнение банка комплексных заданий по различным видам функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;

думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;

приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Сегодня на рынке труда каждый должен проявлять максимальную гибкость, умение адаптироваться к меняющимся требованиям и условиям. Не стоит рассчитывать на полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр различных задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненного важных задач, самостоятельно мыслить и действовать в сложных ситуациях. Все это и включается в понятие функциональной грамотности, которая жизненно необходима для человека.

 

Список литературы

1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. СПб: КАРО, 2019 (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).

2. Бахарева Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М, 2009. 198 с.

3. Борисов С. А., Плеханова А. Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью //Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 91–96. URL: http://bgscience.ru/lib/8180/

4. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: Философия //Функциональная грамотность. Минск, 2001.

5. Малинникова Т. В., Рабинович П. Д., Матвиюк Е. С., Куликова И. Ю. Практики и формы организации межпредметного образовательногопроцесса в школе, 2020 // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. №5. С. 32–47.

6. Малинникова Т. В., Рабинович П. Д., Матвиюк Е. С., Куликова И. Ю.НИР РАНХиГС, Госзадание – 2020. Тема № 11.7.

7. Маркова С. М., Седых Е. П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 10.

 

5


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуальный материал, спасибо

1 August