"Текст как средство формирования функциональной грамотности".
Текст как средство формирования ФГPPTX / 3.98 Мб
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими мыслями на тему "Текст как средство формирования функциональной грамотности".
Мы знаем, что работа с текстом играет важную роль в развитии коммуникативных навыков и понимании языка. Работа с текстом способствует развитию навыков чтения, понимания и анализа, что существенно для достижения функциональной грамотности. Эти умения не только помогают обучающимся успешно усваивать учебный материал, но и развивают их способность эффективно общаться и использовать язык в различных сферах жизни.
Особенно важным аспектом является использование различных приемов работы с текстом, которые помогают обучающимся осваивать информацию более эффективно и систематизировать свои знания.
Текст
Давайте детерминируем концепт "текст", который имеет различные определения в зависимости от контекста и предметной области. Рассмотрим несколько определений этого понятия:
В лингвистике текст определяется как последовательность слов и предложений, организованных согласно определенным правилам, образующих единую структуру смысла или коммуникации. Текст является единицей языка, которая передает определенное сообщение или информацию.
С точки зрения семиотики текст рассматривается как знаковая система, где комбинирование различных знаков (слов, символов, изображений) создает определенные смысловые структуры или единицы коммуникации.
В контексте культурологии текст воспринимается как произведение, выражение или отражение определенной культурной практики или системы ценностей. Текст может быть литературным произведением, исследовательским материалом, искусством или любым другим объектом, который обладает культурной значимостью.
В педагогике текст рассматривается как материал, используемый для обучения и изучения. Текст может быть учебным пособием, книгой, статьей или любым другим документом, который представляет собой единицу обучающего материала.
С точки зрения информационных наук текст представляет собой структурированную форму записи информации, которая может быть воспринята и интерпретирована человеком или компьютером.
Эти определения подчеркивают разнообразие подходов к пониманию текста в различных дисциплинах и областях знаний. Каждое из них важно для полного и комплексного понимания сути и значения текста как явления.
Тексты могут принимать различные формы в зависимости от их структуры и организации.
Сплошные и несплошные тексты - это два важных понятия, используемых в текстологии для описания особенностей структуры текста и его оформления.
Различие между сплошными и несплошными текстами заключается в организации информации и использовании структурных элементов. Сплошные тексты предназначены для непрерывного чтения и погружения в содержание, в то время как несплошные тексты облегчают понимание и извлечение информации благодаря своей структурированной форме.
Примеры сплошных текстов: литературные произведения, такие как романы, повести или стихи, эссе или статья, рассказ или повесть, официальный документы и т.д.
Несплошные тексты - это тексты, которые содержат явные разделения или структурные элементы, такие как заголовки, подзаголовки, списки, таблицы, рисунки и другие элементы форматирования, разделяющие информацию на различные части или секции. Эти элементы используются для организации информации, облегчения восприятия и улучшения структуры текста.
Несплошные тексты включают различные структурные элементы, такие как заголовки, подзаголовки, списки с маркировкой или нумерацией, таблицы, рисунки, диаграммы и т. д.
Благодаря структурным элементам несплошные тексты обладают улучшенной читаемостью. Читатели могут легко сканировать текст, находя нужную информацию в соответствующих разделах.
Элементы форматирования, такие как списки и таблицы, делают информацию более доступной и удобной для восприятия.
Несплошные тексты широко используются в учебниках, статьях, отчетах и научных работах для организации и структурирования информации.
Примеры несплошных текстов: учебники с разделами, подразделами и списками ключевых терминов, научные статьи с заголовками, подзаголовками, таблицами и диаграммами, презентации с использованием слайдов, заголовков, списков и изображений, инструкции с точечными списками, нумерацией и иллюстрациями и т.д.
Несплошные тексты помогают структурировать информацию, делая ее более понятной и удобной для восприятия читателями.
Работа с текстом
Один из ключевых приемов работы с текстом - это анализ структуры текста. Работа с заголовками и подзаголовками помогает ученикам ориентироваться в тексте и понимать его структуру. Заголовок часто выражает основную идею или тему текста, а подзаголовки дополняют эту информацию, разделяя текст на логические части.
Другой важный прием - выделение ключевых слов. Ключевые слова являются основными понятиями или терминами, которые помогают ученикам понять основные идеи текста и выделить главную информацию.
Также важным элементом является использование слов-маркеров. Это слова или фразы, которые указывают на связь между частями текста или подчеркивают его логическую структуру. Слова-маркеры помогают обучающимся следить за развитием мыслей автора и понимать последовательность аргументации.
Наконец, связующие слова-линкеры играют важную роль в создании связности текста. Они помогают обучающимся строить свои аргументы, выражать свои мысли более четко и связно, что важно для формирования функциональной грамотности.
Работа с текстом, включая использование этих приемов, способствует развитию навыков чтения, понимания и анализа, что существенно для достижения функциональной грамотности. Эти умения не только помогают обучающимся успешно усваивать учебный материал, но и развивают их способность эффективно общаться и использовать язык в различных сферах жизни.