Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе с использованием инновационных технологий как актуальная тема современного образования
Анастасия Валерьевна Макеева,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №10», г. Белгорода
Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе
с использованием инновационных технологий
как актуальная тема современного образования
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации, к системе образования предъявляются новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Обучающийся современной школы должен:
уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
самостоятельно критически мыслить, уметь видеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в окружающей действительности;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, контактным;
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях1.
В организации воспитании обучающихся предпочтение отдается тем современным технологиям, которые помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных технологий в практике школ используются здоровьесберегающие, игровые, технология сотрудничества, интерактивные, проектные, компьютерные технологии, технологии воспитания этической культуры, педагогика творчества, педагогика успеха, технология саморазвития личности школьника, технология педагогической поддержки. Все перечисленные технологии обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика2.
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя3.
Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектраинновационных педагогических технологий.
Самые важные технологии: здоровьесберегающая и оздоровительная технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие походы, посещение стадиона, семейные спортивные праздники и т.д.)4.
Игровые технологии – это воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся5.
Различают следующие классификации педагогических игр:
по видам деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренировочные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные;
по игровой методике: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные;
по игровой среде: с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные.
Игровые технологии можно использовать при проведении классных часов и семейных праздников: «Папа, мама, я–читающая (дружная, национальная, спортивная) семья», новогодние представления и праздники к 23 февраля, 8 Марта совместно с родителями.
Технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов, обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей6. Обучающиеся определяют наиболее злободневные проблемы в деятельности класса и называют соответствующие темы классных часов. Классный руководитель выявляет спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составляет личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год. Например: «Улыбка и смех - приятны для всех», «Лесенка достижений», «Заповеди нашего класса», «Я в школе, я – дома, я среди друзей», «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности», «Всему начало – любовь…», «Моя дорога к Себе и к Другим», «Семья». Формами проведения таких классных часов могут быть: классное собрание, беседа (этическая, нравственная), диспуты, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, дискуссии, КВН, интерактивные игры, игры – путешествия, театральные премьеры, тренинги, читательские конференции.
Технологии воспитания этической культуры — это приоритет духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника. Этический или нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Можно провести классные часы по вопросам понимания учениками нравственных понятий и ситуаций, таких как свобода, добро, зло, долг, честь, право, ответственность, открытость, любовь: «Да здравствует вежливость!», «Этика нашей жизни (о красоте и мужестве)», «Искусство быть счастливым», «Толерантность», «Доброта и милосердие спасут мир!», «Сострадание. Что это такое?», «Твори добро» и другие7.
Педагогика творчества – это воспитание творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование, коллективные творческие дела. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения8.
Педагогика успеха ставит свое целью создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении. Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности9.
Что же помогает нам создавать ситуации успеха?
В школе можно провести внеклассные мероприятия интеллектуального, спортивного, патриотического, культурно-массового и валеологического направлений. По мнению обучающихся, родителей и учителей, наиболее яркими и запоминающимися являются: «Осенний бал», «День самоуправления», посвящение в Ученики (пятиклассники, старшеклассники); новогодний калейдоскоп, «Ученик года», выставка «Мир моих увлечений», трудовые десанты, Дни Здоровья, вечер «Отблеск юности в сердце храни», КТД «Весна. Улыбки и цветы»,кружки и спортивные секции, часы общения, конференции, интеллектуальные игры, круглые столы.
В этом направлении деятельности самым главным является научить обучающихся отстаивать свою точку зрения, которое может в корне отличаться от мнения учителя, от мнения товарищей.
Технология саморазвития личности школьника — способствует воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника.
Главными аспектами технологии саморазвития являются:
индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;
создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;
обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство учителя и ученика;
признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение - сотрудничество10.
При использовании технологии развития необходимо применять такие формы работы, как тематические классные часы, индивидуальные консультации для детей и их родителей, спортивные и развлекательно - познавательные конкурсы, школьные и классные праздники, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады; беседы и дискуссии; походы выходного дня, общешкольные дни здоровья; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; празднование памятных дат календаря; посещение театров, музеев, кинопросмотры, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами края, праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.
Технология педагогической поддержки — устранение препятствий в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, с деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим выбором.
Формы педагогической деятельности: защита, помощь, педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка11.
Технологические профессиональные операции:
инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа…. Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»;
выделение позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы – просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»;
педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное - …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…».
В инновационные педагогические технологии воспитательной деятельности входит технология сотрудничества. Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества12. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируются сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Так создается и поддерживается положительная Я-концепция школьников.
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитании и организации классного коллектива13. Современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме. Обучающиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации (презентации детей о Героях России, знаменитых людях родного города, достопримечательностях края и т. д.)
С помощью ИКТ мы можем показать обучающимся в полной красе достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства, живописи, прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов, не выходя из классной комнаты.
Но более действенным способом работы с компьютером считается использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций, которые позволяют оптимизировать воспитательный процесс, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении технологий и технических средств может дать желаемый результат.
Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Список информационных источников:
1Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
2Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
3Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М., 2002.
4Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. — М., 2000.
5Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. — М., 2000.
6Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
7Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М. Народное образование, 1999.
8Степанов Е.Н. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития // Воспитание школьников. — 2002. - № 2.
9Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.
10Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьника. — Ярославль: ИРО, 2001.
11Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. — 2001. — № 6.
12Селевко Г.К. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. — 2000. № 9.
13Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.