Организация воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в инклюзивном классе
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ
Модернизация российской системы образования на современном этапе определяет предоставление ученикам с ограниченными возможностями здоровья равных условий для получения качественного образования. Признавая, что инклюзивное образование является приоритетной формой организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно подходить к этому вопросу рационально, с тщательным продумыванием условий обучения и воспитания каждого ребенка.
Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать, обучать и воспитывать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей физического и психического здоровья.
В3-м классе, где я являюсь классным руководителем, 19 обучающихся, 4 из которых дети с особыми образовательными потребностями (2 ребенка с легкой степенью умственной отсталости, среди них ребенок-инвалид по зрению, 2 ребенка с умеренной степенью умственной отсталости, один из которых с ярко выраженным девиантным поведением). Уроки у детей с ОВЗ проводят отдельные учителя. Я, в свою очередь, занимаюсь воспитательной работой в инклюзивном классе. Особое внимание уделяю интеграции этих детей в общеобразовательную систему, структуру духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками. Стараюсь использовать различные формы работы, которые компенсируют их недостатки через развитие сохраненных функций, активизирую все ресурсы, помогая усвоить социальный опыт, осмыслить и принять общечеловеческие ценности. Создаю условия для того чтобы дети воспитывались в гармонии с окружающим миром и с собой, укрепляли здоровье.
Мною составлена Программа воспитательной работы «Шаг за шагом к совершенству» 1 – 4 классы, в которой я определила цель, задачи и этапы воспитательной деятельности. Одной из задач программы является создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально – экономических условиях; помогать детям понять и осознать нравственные, эстетические, духовные ценности, прививать положительное отношение к окружающей действительности, формировать устойчивую убеждённость в ответственности за своё здоровье, навыки трудовой деятельности и положительное отношение к труду.
Для того чтобы воспитание детей с ОВЗ в классе было успешным, стараюсь соблюдать следующие условия:
1.Создаю единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. Совместно с педагогом-психологом организую систему эффективного и комплексного психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения;
3. Работаю над преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
4. Слежу за сохранением и укреплением физического и психического здоровья воспитанников.
Ценностной платформой реализации инклюзивного образования является толерантность. Ее можно рассматривать как ключевое условие преодоления социальной инклюзии. Мною были проведены классный час «Рядом в беде и радости», мероприятие «Литературная гостиная»: чтение и обсуждение рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик».
Основные задачи этих занятий:
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
воспитывать терпимость к различиям между людьми.
При организации классных часов в инклюзивном классе придерживаюсь следующих требований:
1. Чёткий алгоритм занятия
2. Частая смена видов деятельности (чередование активной работы с отдыхом)
3. Обязательное использование наглядных средств (использование презентаций, работа с интерактивной доской в программе SMART, виртуальные экскурсии, видеоролики, раздаточный материал)
4. Провожу 2 – 3 физкультминутки разных видов за занятие (танцевальные, двигательно-речевые, гимнастика для глаз). Активными помощниками в их проведении становятся дети с ограниченными возможностями здоровья.
5. Рефлексия занятия. Рефлексия является обязательным условием саморазвития ученика. Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Для формирования и развития положительной мотивации воспитательной деятельности у детей с ОВЗ создаю следующие условия:
• комфортность для учащихся на занятиях;
• установка на успех;
• спокойный тон, взаимоуважение, взаимопонимание;
• нетрадиционная форма занятий (конкурс, викторина, КВН, живая газета, представление проектов, ролевые игры, игры-путешествия);
• коллективные, групповые формы работы;
• привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки;
• уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью;
• применение метода поощрения;
• развитие познавательного интереса многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, театрализацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.)
Организуя воспитательную работу в инклюзивном классе, я провожу:
информационно- просветительскую, разъяснительную работу среди учеников и их родителей в форме классных часов и родительских собраний на тему «Инклюзивное образование в школе» (Классный час «Мы разные – мы равные», родительское собрание «Такие разные дети»);
формирую и развиваю у детей толерантность, терпение, умение проявлять сочувствие и гуманность. Ориентируя детей на успех, не отождествляю у них чувство успешности с чувством превосходства. Работаю над самооценкой детей с ОВЗ, при этом стараюсь устранить комплекс неполноценности.
развиваю самостоятельность, привлекаю детей с ОВЗ к участию в классных и общешкольных мероприятиях. Стараюсь обозначить успешные сферы деятельности (спортивные творческие достижения школьников), стремлюсь к привлечению этих детей к дальнейшему их участию в конкурсах школьного, муниципального, и даже регионального уровней.
развитие групповой сплочённости и навыков сотрудничества формирую через организацию творческой деятельность: акция «Лента дружбы» (изготовление ленточек – браслетов, которые дети дарили друг другу)
Показателем успешности своей работы я считаю достижения обучающихся. Мои ученики с ОВЗ регулярно принимают участие в мероприятиях различных уровней. За период работы с 2017 по 2019 год они стали участниками и призерами творческих конкурсов различных уровней. Среди моих воспитанников нет ни одного ученика, который не принял бы участие хотя бы в одном из предложенных конкурсов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов.
Таким образом, я хочу отметить, что включение детей с особыми образовательными потребностями во внеклассные и общешкольные мероприятия играет важную роль. Оно способствует успешной социализации, возможности реализовать социальные, духовно-нравственные, эстетические, физические потребности ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в ситуации, максимально приближенной к условиям и стилю жизни общества, и имеют все шансы добиться значительных успехов.
Литература
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3.
Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000