12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мезько Олеся Владимировна1363
Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете. Я люблю то, что я делаю.
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
Материал размещён в группе «Физкультура и спорт»
3

Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе

Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Актуальность: В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условиях общеобразовательных школ. Огромная роль эффективного включения особого ребенка в среду образовательного учреждения принадлежит специализированному психолого – педагогическому сопровождению. Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность - комплексный  подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.

Основная часть: Учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Ядром инклюзивной школы является Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения. В состав специалистов ПМПк образовательного учреждения кроме координатора по инклюзии должны входить специалисты, которые непосредственно работают с ребенком – воспитатели или учителя, специалисты сопровождения (тьютор, социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, медсестра). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое малое, чем должен обладать учитель. Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление). Роль социального педагога осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся; Изучать особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни; выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Социальный педагог взаимодействует с участниками образовательного пространства, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся; участвует в реализации различных форм методической работы; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего, специалист проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, когнитивной сфере, особенностях эмоционально-волевой сферы и других особенностях. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Коррекционная работа с учащимися, имеющими интеллектуальную недостаточность в образовательных учреждениях нуждается в наличии дефектологов – олигофренопедагогов; слуха – сурдопедагогов; зрения – тифлопедагогов. Задачами логопеда является диагностика и коррекция проблем, связанных с речью.

Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в инклюзивных классах общеобразовательных организаций, в штате которых отсутствуют специалисты (логопед, специальный психолог, специальный педагог и др.), получают коррекционно-педагогическую поддержку в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах.

Невозможно говорить об инклюзивной практике в школе, если отсутствует взаимодействие со специалистами.

В общеобразовательных школах, реализующих инклюзивное образование, занятия должны проводиться с применением индивидуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Учитель языка и литературы должен учитывать нарушение устной и письменной речи учащихся, то есть обращать внимание на уровень развития звукопроизносительной, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Учитель математики и естествонаучных предметов должен учитывать особенности познавательной деятельности и эмоциально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта, а также особенности психофизического нарушения детей с ЗПР.

Учитель предметов, относящихся к образовательной области «Человек и общество», должен учитывать позитивный социализирующий и воспитывающий потенциал данных предметов для адаптации детей в обществе и коррекции их поведения (дети с девиантным поведением, из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом, из семей мигрантов, беженцев), в т.ч. детей с ограниченными возможностями.

Учитель предметов музыки и изобразительного искусства должен учитывать затруднения учащихся с нарушениями речи, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в процессе обучения, развитие позитивного психолого-эмоционального настроя, мелкой моторики и активизацию познавательной  деятельности.

Учитель технологии должен учитывать сенсорику и мелкую моторику, познавательную деятельность учащихся с нарушениями интеллекта и ЗПР, опорно-двигательного аппарата путем предоставления облегченных заданий и применения  индивидуального подхода в обучении.

Учитель физической культуры должен учитывать нарушение опорно-двигательного аппарата, обращать внимание на общую и мелкую моторику, в то же время планировать специальные упражнения для укрепления здровья и физического развития детей с ограниченными возможностями. Также при проведении уроков нужно учитывать особенности детей с нарушениями слуха и зрения(команды давать более громко и четко, демонстрировать показ действия и т.п.), а также организовывать ЛФК.

В нашем образовательном учреждении обучается в 2016 – 2017 учебном году дети, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы при создании особых условий. Это дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития. Есть дети, которые имеют статус инвалида, но обучаются в обычных классах по общеобразовательным программам. Инклюзивное обучение для детей с особыми потребностями организовано на основании справок медико - социально экспертной комиссии. В четвертом классе у меня учится ученица с диагнозом ДЦП. Я, как учитель физкультуры разработала приложение к рабочей программе с учетом ее индивидуальных особенностей, медицинских рекомендаций и совместной работы с родителями. Когда ребенок обучался в первом классе, было много проблем и вопросов именно в организации учебно – воспитательного процесса, в создании положительного психологического климата внутри класса, в разработке индивидуальных заданий, в подборе коррекционных упражнений. На данный момент ребенок занимается плаванием и имеет достижения в выбранном виде спорта, может выполнять упражнения которые раньше давались с трудом, играет в подвижные игры, выполняя различные функции и роли; участвует в дистанционных олимпиадах по предмету.

План индивидуальной работы с Шинко Валерией

Цели и задачи

Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни. Прививать любовь к спорту через теоретические уроки и выполнение посильных практических заданий.

Затруднения ученицы Шинко Валерии

Освобождение от физических нагрузок, в связи с заболеванием ДЦП

Шаги преодоления

Составить план работы. Провести беседу с родителями и с учащимся. Предложить алгоритм решения, включить посильные индивидуальные задания. Вызвать познавательный интерес к ценности своего здоровья и здоровому образу жизни, к спорту. Учить добывать теоретические знания в области физическая культура и спорт. Стимулировать оценкой, поощрительными призами.

Результаты

Участие:

1.В проектной деятельности по предмету «Физическая культура» - презентация «Здоровым будешь – все добудешь!».

2.Участница школьного конкурса «Спортивный кроссворд».

3.Участница внутришкольного конкурса рисунков «Мой любимый вид спорта».

4.Победитель всероссийской образовательной олимпиады по ПДД «Лучший пешеход».

5.Победитель Всероссийской олимпиады по физической культуре «Знаток спорта».

6.Призер «Олимпиады по физической культуре 3 – 4 классы» международного проекта videouroki/net

7. Победитель Международного конкурса по физической культуре для детей с ОВЗ «Авангард» ЦДО «Снейл».

8. Член внутришкольного научного сообщества по физической культуре «Спортивный олимп».

9. Призер, грамота III степени, в городских соревнованиях по плаванию среди лиц с ограниченными возможностями.

Итак, взаимодействие с общественными организациями, работа с родителями, работа учителей в команде, совместная внеклассная работа - вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

он достаточно гибок,

ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

он уважает индивидуальные различия

он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Практика эффективности инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных местах, и традиционный класс - только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - даже наедине с учителем. Инклюзивный класс - это место, где обучающиеся с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. 

Список интернет ресурсов:

https://old.mgpu.ru/materials/file/pp7.pptx

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574

http://www.inksystem-az.com/

http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mifi

http://festival.1september.ru/articles/652768/

http://collegy.ucoz.ru/load/2-1-0-4663

http://tak-to-ent.net/load/413-1-0-10007

http://ocpmcc.edu35.ru/inclusion/29-inclusl/168-inclusion

http://www.scienceforum.ru/2013/159/1543

http://www.inksystem-az.com/

http://childpsy.ru/lib/articles/id/32757.php

Материалы вебинаров курса «Инклюзия, 72 ч.».

Опубликовано в группе «Физкультура и спорт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.