Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в организации работы по коррекции плоскостопия с использованием нетрадиционного физического оборудования
Тема: Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в организации работы по коррекции плоскостопия с использованием нетрадиционного физического оборудования.
Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым: пусть он работает,
действует, бегает, кричит, пусть он
находится в постоянном движении.
(Ж.Ж.Руссо)
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сегодня 80 – 95 % детей дошкольных учреждений имеют те или иные отклонения в здоровье и развитии. Преобладающими среди них являются угнетения нервной системы и нарушения опорно – двигательного аппарата. Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Дошкольное звено, как первое звено здоровьесберегающего образования, предполагает выбор форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. И одна из таких форм - это организация двигательной деятельности с использованием нетрадиционного оборудования.
В соответствии с ФГОС профилактика и коррекция плоскостопия должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Изучив различные формы организации оздоровительных мероприятий, мы создали свою систему физкультурно-оздоровительной и лечебно – профилактической работы, которую постоянно совершенствуем.
Система предполагает обеспечение необходимых условий: помещения, спортивного оборудования, дорожек здоровья, атрибутов для игр и мн. др. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно – профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика физического развития. В процессе ее мы оцениваем и сопоставляем данные : приобретение навыков, уровень физического развития и физических качеств. Исходные данные определяются и отмечаются физинструктором, медсестрой, заведующей. Это позволяет нам своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа в предыдущие годы, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня физического развития.
Слайд Совместно с врачем - педиатром, медсестрой и психологом нашего ДОУ мы выделили несколько направлений в реализации задач укрепления здоровья и физического развития детей.
Одно из основных направлений – мониторинг, т.е. отслеживание состояния здоровья детей, своевременное выявление отклонений для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий.
1 этап – диспансеризация детей при поступлении в ДОУ;
2 этап – обследование всех детей с помощью тестов, медсестрой и врачом-педиатром;
3 этап – обследование детей профильными специалистами.
На основе результатов обследования мы разработали систему лечебно – профилактической работы. Для детей с плоскостопием планируем оздоровительную гимнастику, которую можно проводить с младшего и среднего дошкольного возраста.
Слайд Мной были подобраны комплексы упражнений с детьми, благодаря которым укрепляется стопа, развивается мышечная система.
План коррекционной работы ( слайд)
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов .
Слайд ( физоборуд) В рамках данного вопроса в нашем детском саду «Малыш» была проведена совместная работа: специалисты по ФК-воспитатели-родители-дети, посвященная изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Ребенок в течение дня получает оптимальную физическую нагрузку: физкультурное занятие, занятие по ЛФК, подвижные игры на свежем воздухе. Все нестандартное оборудование находится в спортивном зале и физкультурных уголках.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого.
Совместную работу с семьей строю на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
Единство, которое достигается в том случае если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность последовательность работы в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями строю систему работы с семьей:
Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.
Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы.
Обучение конкретным приемам и методам оздоровления.
Ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач использую:
- информацию в родительских уголках, в папках – передвижках;
- консультации;
- дискуссии с участием медиков, специалистов по физвоспитанию;
- семинары-практикумы;
-«Открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий по физической культуре;
- совместные физ.праздники.
Практическая значимость.
Считаю, что профилактическая работа с родителями, не только повысит профессиональную компетенцию работников ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей с нарушением стоп, и окажет необходимую консультативную и практическую помощь родителям этих детей. Но и внесёт значительные изменения в психологический климат ДОУ, а это повлияет в свою очередь на повышение качества образовательного процесса.
Долгосрочность, постоянство и комплексность коррекционно-профилактических воздействий – вот составляющие нашего успеха. В коррекционно-профилактических мероприятиях принимают участие все причастные к этому лица: родители, воспитатели и специалист по физическому воспитанию, медицинская сестра, педиатр. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопительного опыта, сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Потамошнева Наталья Алексеевна