Урок биологии в 10 классе «Органоиды клетки»
Тема: Органоиды клетки
Класс:10
Цель урока: охарактеризовать строение и функции органоидов.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.
Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.
Оборудование: мультимедийный проектор, опорные таблицы (карточки).
Ход урока
Слайд 1. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Улыбнемся друг другу и новому дню!
Открываем учебники, тетради.
В прошлом учебном году вы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.
Давайте мы мысленно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово "клетка".
(Звучит музыка А. Вивальди).
17 век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.
Это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.
Слайд 2. Год 1665 - английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление ...
Ученик в роли Р .Гука:
" Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени " микроскоп". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы ( ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!"
Слайд 3. Учитель.
Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки простейших:
Ученик в роли А. Левенгука:
"Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие "зверушки" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме "зверушки" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце:"
Учитель.
В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.
По рис в учебнике сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют цель урока)
Оценить ваш труд на уроке поможет информационная карта. Подпишите её.
А теперь вспомните, какие типы клеток выделяют в настоящее время в зависимости от генетического материала? Слайд 4.
Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? Слайд 5.
Слайд 6. На слайде мы видим примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны , и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.
Ядро;
Цитоплазма;
Клеточная мембрана. Слайд 7.
Изучение нового материала
Органоидами (органеллами) называют постоянные компоненты клетки, выполняющие в ней конкретные функции и обеспечивающие осуществление процессов и свойств, необходимых для поддержания ее жизнедеятельности.
Органоиды могут иметь как мембранное, так и немембранное строение.
Немембранные органоиды
Задание 1.(выполняются в форме парной работы)
1.Какая органелла изображена на рисунке?
Где образуются субъединицы рибосом?
Каковы функции рибосом?
Каковы размеры рибосом?
Что входит в состав рибосомы?
Ответ: 1. Рибосома. 2. В ядре, в ядрышке. 3. Биосинтез белка. 4. Около 20 нм. 5. 4 молекулы РНК (одна в малой и 3 в большой субъединице) и около 100 молекул белка
Задание 2.
Как называется этот органоид?
Каковы основные функции клеточного центра?
Как образуются центриоли клеточного центра?
Что характерно для клеточного центра высших растений?
Ответ: 1. Клеточный центр. 2. Центр организации цитоскелета, отвечает за образование микротрубочек веретена деления и расхождение хромосом. 3. Происходит удвоение центриолей. 4. В клеточном центре высших растений центриоли отсутствуют.
Задание 3.
Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова.
1. В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система, называемая … .
2. Цитоскелет образован:
а) ….
б) ….
3. Микрофиламенты – это …
Микротрубочки – это …
4.Из микротрубочек состоят:
а) …
б) …
Задание 4
1. Вспомните, что вам известно о хромосомах?
2. Рассмотрите на рисунке схему строения хромосомы и дайте название ее частей, обозначенных цифрами:
1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 -?
Мембранные органоиды
Задание 5.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Оболочка какой клетки на рисунке? Ответ поясните.
Что обозначено на рисунке цифрами 1-6?
Какие молекулы образуют гликокаликс?
Выскажите предположения, зачем нужна плазмалемма.
Ответ: 1. Оболочка животной клетки, так как нет клеточной стенки, состоит из плазмалеммы и гликокаликса. 2. 1 – бислой фосфолипидов ; 2 – интегральный белок; 3 – полуинтегральный белок; 4 – периферический белок, липопротеин; 5 – гликопротеин; 6 – гликолипидные молекулы. 3. Гликолипиды, гликопротеины и липопротеины. 4. Функции: защитная, опорная, обеспечивает избирательный транспорт веществ.
Задание 6.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
В клетках каких органов в наибольшей степени будет развит аппарат Гольджи?
Каковы основные функции комплекса Гольджи?
Ответ: 1. В железистых клетках. 2. Накопление, модификация и секреция веществ из клетки; синтез первичных лизосом.
Задание 7.
Какая органелла клетки изображена на рисунке?
Какие два вида ЭПС известны?
Каковы основные функции ЭПС?
Ответ: 1. Гладкая и шероховатая. 2. Гладкая ЭПС — транспорт веществ, синтез углеводов и липидов, на шероховатой, кроме того, синтезируются и белки.
Задание 8.
Рассмотрите рисунок «Лизосомы и их функции» и ответьте на вопросы:
Что обозначено на рисунке буквами А-В?
Где образуются лизосомы?
Сколько мембран окружает содержимое лизосом?
Каковы размеры лизосом?
Каковы основные функции лизосом?
Ответ.1. А – экзоцитоз веществ в пузырьках Гольджи из комплекса Гольджи; Б – слияние первичных лизосом с вакуолью; В – слияние первичных лизосом с вакуолью, содержащей митохондрию, предназначенную для автолиза. 2. В комплексе Гольджи. 3. Одна. 4. Около 1 мкм. 5. Расщепление макромолекул (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) до мономеров.
Задание 9.
Изучите рисунки. Ответьте на вопросы:
Какова роль вакуоли в растительных клетках?
Есть ли вакуоли в животных клетках?
Задание 10. «Митохондрии»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено цифрами 1 — 5?
Каковы основные функции митохондрий ?
Как образуются новые митохондрии?
Какова масса митохондриальных рибосом?
Что известно о наследственном аппарате митохондрий ?
Каковы размеры митохондрий ?
Ответ.1. 1 — наружная мембрана; 2 — внутренняя мембрана; 3 — кристы ; 4 — матрикс; 5 — ДНК. 2. Дыхание, кислородное окисление органических веществ, образование АТФ. 3. Делением уже имеющихся. 4. Около 70-S. 5. Одна голая кольцевая ДНК, большая часть часть генов перешла в ядро. 6. Около 7 мкм.
Задание 11. «Пластиды»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено цифрами 1 — 6?
Каковы основные функции хлоропластов?
Как образуются новые пластиды?
Какова масса пластидных рибосом?
Что известно о наследственном аппарате хлоропластов?
Каковы размеры хлоропластов?
Ответ. 1. 1, 2 — наружная и внутренняя мембраны хлоропласта; 3 — строма; 4 — тилакоиды ;
5 — грана; 6 — крахмал. 2. Фотосинтез, накопление питательных веществ. 3. Образуются из уже имеющихся пластид. 4. Около 70-S. 5. Голая кольцевая ДНК, большая часть генов перешла в ядро. 6. Около 6 мкм.
Задание 12. «Взаимопревращения пластид»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Приведите примеры превращения пропластид в различные виды пластид.
Приведите примеры превращения лейкопластов в хлоропласты и наоборот.
Каковы функции лейкопластов?
Каковы функции хромопластов?
Ответ.1. В клетках зародыша семени – пропластиды. На свету – превращаются в хлоропласты, в темноте – в корнях, корнеплодах, клубнях – превращаются в лейкопласты и хромопласты. 2. Клубень картофеля на свету зеленеет – лейкопласты превращаются в хлоропласты. В темноте – наоборот. 3. Накапливают крахмал, реже белки и липиды. 4. Чаще – стареющие хлоропласты. Кроме того, обуславливают окраску цветов, привлекая опылителей, окраску плодов и корнеплодов.
Закрепление нового материала.
Назовите органоиды клетки, обозначенные цифрами
Ответ:
Вывод:
Части клетки, взаимодействуя между собой, образуют целостное единство, т.е биосистему.
А теперь я попрошу каждого из вас мысленно построить логическую цепочку этапов нашего урока.
Что мы узнали сегодня на уроке?
клетки имеют сходные органоиды;
обеспечивают себя необходимыми веществами;
обменные процессы идут на уровне клетки;
с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.
Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы.
Слайд 32. Клетка - это универсальная единица жизни.
А теперь пришло время подвести итоги вашей работы на уроке.
По информационной карте подсчитайте число баллов. Определите оценку.
Поставьте ее в дневник.
Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.
И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.
Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем.
Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение об уроке, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними.
Выскажите мнение об уроке:
- Сегодня я узнал…..
- Я удивился……
- Теперь я умею……
- Я хотел бы…
Домашнее задание.
Изучить строение и функции органоидов клетки.
Сделать модель (аппликацию) клетки.
Сравнить клетки эукариот и прокариот
Урок окончен.