12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвиенко Елена Анатольевна466
Россия, Оренбургская обл., Орск
4

Урок «Особенности сатиры Владимира Маяковского»



ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет _литература__________________________

Класс 11

Тема урока: Особенности сатиры Маяковского

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Достижение планируемых результатов

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие творческих и интеллектуальных способностей; определить, в чем жизненность и современность сатирических произведений Маяковского в наши дни, выразить собственное негативное отношение к таким явлениям, как «мещанство» и «бюрократизм». формирование активной гражданской позиции; воспитание нравственных качеств личности;

Метапредметные:

А) регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё не известно, планирование, прогнозирование, развитие умения соотнести свой продукт деятельности с эталоном.

Б) коммуникативные УУД: развитие умения верно ставить вопрос, умения точно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения,

В) познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

3. Предметные: обобщить знания об особенностях сатирических произведений, использовать термины «ирония», «сатира», «сарказм». «гротеск», «гипербола», «литота», «сниженная лексика».

 

Оборудование: 

портрет В. В. Маяковского, иллюстрации к стихам, толковый и литературоведческий словари., презентация "Оружия любимейшего род"


Презентация "Оружия любимейшего род"
PPTX / 24.81 Мб

 

Оформление доски:

 

- портрет В. В. Маяковского,

- иллюстрации к стихам,

- запись темы урока:

«Особенности сатиры Маяковского»

Эпиграф.

  Оружия

        любимейшего

                             род…

                      В. Маяковский «Во весь голос»

 

Ход урока

     

Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

Прим

1. I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Доброе утро, уважаемые гости. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что эта встреча пройдёт очень интересно и плодотворно. Я желаю нам всем удачи.

        Благодарят.

 

II.Определение темы и целей урока.

   

В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать      человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т. е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала строки самого Маяковского:

Оружия

любимейшего

род…

Откуда они? О каком оружии идёт речь?

 

О каких произведениях пойдёт речь на уроке?

Какую цель будем преследовать?

Так что тема сегодняшнего урока «Особенности сатиры В. Маяковского». Записываем в тетрадь число, тему, эпиграф.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Это строки из поэмы «Во весь               голос». А оружие – это сатира.

      О сатирических.

   

Определять тематику стихов, художественные особенности.

 

III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

 

Одну из своих книг он назвал: «Маяковский улыбается. Маяковский смеётся. Маяковский издевается.» О каком смехе идёт речь?

(2 Слайд) (Обложка книги)

Современники признавали, что Маяковский был очень остроумным человеком и шутить он умел.

Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заряжают!

- Мои стихи не море, не печка, не чума!

-Маяковский, зачем Вы носите кольцо на пальце? Оно Вам не к лицу.

-Вот потому, что не к лицу, и ношу его на пальце, а не на носу.

Ваше перо никому, никому не нужно!

-Мадам, не о Вас речь, Вам перья нужны только на шляпку.

О каком пере идёт речь?

В стихотворении «Долой!» Маяковский напишет:» Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». То есть для него поэзия всегда была оружием. Он мог не только шутить, но и издеваться. А это уже смех злой. (Сатира)

(3 слайд) Заполняем схему. Тематика сатирических произведений.

Против кого и чего направлена сатира раннего Маяковского? Что он отрицает в своих ранних стихах и поэмах? Назовите четыре «Долой» ранних стихов Маяковского.

 

 

 

Когда строй поменялся,    произошла революция, каково было отношение Маяковского к революции?

В первые послереволюционные годы и годы Гражданской войны против чего направлял своё оружие Маяковский?

“Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей.

 

 

Время НЭП. Против чего направлял своё оружие Маяковский в этот период?

 

                            

 

Чертим схему

Тематика произведений.

До революции            Гражданская война                                                                                         

Буржуи,                             внешние 

                                         враги республики   

Религия,                             Антанта

                                         белогвардейцы

Продажность

Мира

В процессе работы в классе мы заполним третью колонку : «Против чего борется Маяковский в период НЭПа.

Ирония (насмешка)

Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)

Юмор (добрый, сочувствующий смех)

Сатира (обличающий, гневный смех)

Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)

Гипербола (преувеличение)

Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)

Аллегория (образное иносказание)

 

 

О поэзии.

 

 

 

 

Против сытых буржуев, мира жующих и развлекающихся. Против продажности мира. Сущность дореволюционных сатирических произведений – протест против неправды, во имя человека, его разума.

Долой вашу любовь, вашу религию, ваше искусство, ваш строй.

Маяковский принял её и начал работать на благо её.

Против врагов внешних, Антанта, контрреволюционеров.) После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции

Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то, когда успокоились «бури революционных лет», он переносит «огонь» на внутренние недостатки.

 

 

     Время НЭП

 

3 Получение новых знаний.

 

В стихотворении «Разговор с товарищем Лениным»

поэт пишет о новой жизни:

Освещаем,

одеваем нищь и оголь,

ширится

добыча

угля и руды...

А рядом с этим,

конечно,

много,

много

разной

дряни и ерунды.

(слайд 4)В кого метит своё оружие Маяковский, создавая целую галерею неприятных типов: «Трус», «Подлиза», «Сплетник», «Служака». Представляем работу 3 ряда.

Против каких недостатков выступает Маяковский в этих стихах? Записываем в схему

(слайд 5) Чью традицию он продолжает, называя стихи «Плюшкин», «Головотяпы»

Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.

Анализ стихотворения «О дряни» 2 ряд

(Слайд 6) В 1920-1921 годах появилось стихотворение «О дряни»,

Стихотворение обличает «мурло мещанина» нового советского времени. Кто такой мещанин? В каком значении автор использует слово в данном тексте? Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей.

Большую роль играют детали в стихотворении.

Какие вещи изображены. Какие реалии того времени? Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу. Его мечты-это галифища. Вспомните, о чём мечтали рабочие, строители Кузнецка, в холоде, голоде, лёжа под телегой.: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Ими восхищается автор. А почему нашему герою нужны не просто галифе, а галифища? Как когда-то бояре мерили, у кого борода длиннее, так и наш чиновник будет гордиться размерами галифе.

Что такое серп и молот? Это символ единства рабочего и колхозника на государственном флаге. А для Нади это просто узор на платье. Теряется значимость элемента знамени и герба.

Как автор относится к своим героям? Какие слова подбирает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки выходят с рисунками и читают наизусть отрывки стихотворений «Подлиза», «Сплетник», «Служака».

В этих стихотворениях автор выступает против карьеризма, безынициативности, сплетен.

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

 

 

 

 

 

 

(учащиеся ставят сценку «О дряни»)

Лингвисты отвечают, (Слайд 7-8) МЕЩАНИН – 1.В царской России лицо городского сословия, составлявшееся из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих. 2. перен. Человек с мелкими интересами и узким кругозором.

Автор говорит не о сословии, а об образе жизни.

Историки 2 ряда говорят про портрет Маркса, про газету «Известия», про галифе, серп и молот (Слайды 9-12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвисты говорят об использовании сниженной лексики «мразь, «дрянь», «зады», «мурло», «заорёт». Сниженная лексика позволяет выразить своё негативное отношение к проявлению мещанства в советские республике.

 

Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет: «Скорее / головы канарейкам сверните — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обобщённое значение символа мещанства (аллегория). Образ орущего портрета-это какой сатирический приём?

Чем опасно мещанство?

Слово Мещанство записываем в схему

Гротеск

Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает автор

 

( Слайд 13) В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся».

Анализ стихотворения – «Прозаседавшиеся». 1 ряд

Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?

Как достигается комический эффект?

Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА». Историки , объясните нам значение этих слов.

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 16-17) Объединяя несоединимое, Маяковский,наоборот, разбил реально существующий Главкомполитпросвет на четыре организации). Лингвисты, объясните, что означают эти части.

Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа.

 

 

 

Объясните, зачем автор, при упоминании об Иван Ваныче ставит глагол во множественном числе? (Товарищ Иван Ваныч ушли заседать)

 

 

Вывод: Что обличает в стихотворении «Прозаседавшиеся» автор? Записываем в схему.

Слайд 19. Оценка стихотворения В. Лениным. Историки, расскажите, как оценил вождь это сатирическое стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

На этот вопрос : Что обличает в своём стихотворении Маяковский ?» - был получен такой ответ. «B стихотворении «Прозаседавшихся» В. Маяковский обличает бюрократизм и волокиту». Прав был ученик?

Межрпредметные связи

B стихотворении «Прозаседавшихся» В. Маяковский обличает бюрократизм и волокиту.

Какая грамматическая ошибка встретилась в этом предложении?

Задание 24 ЕГЭ что проверяет. Напомните мне?. Вот проверим, насколько вы разбираетесь в этих терминах. Если количество заседаний преувеличено (А), то в вопросе, обсуждаемом на собрании, явное преуменьшение - «покупка склянки чернил Губкооперативом». (Б) Фантастично зрелище сидящих на заседании половин людей - «до пояса здесь, а остальное там», В этих строчках Маяковский использует приём(В)– предельного преувеличения, придающего образу фантастический характер. В этом стихотворении поэт передал в буквальном смысле привычный (Г) «разрываться на части».

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) развёрнутые метафоры

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) фразеологический оборот

6) ряды однородных членов

7) литота

8) термины

9) гротеск

Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником.

Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело).

 

 

Историки объясняют: Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов,(Слайд 14-15) чтобы показать абсурдность происходящего. Что у этих объединений может быть общего, о чём они могут совещаться? Только для сатирического эффекта можно придумать такое. Но Маяковский опирался на реальный факт: в 1921 году бывший заведующий Тео режиссёр С. Н. Кель был назначен на работу в Гукон начальником отдела коннозаводства.

ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ) ПРИ НАРКОМАТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР. Существовал с 1920 по1930г. В ведении Г. находились библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома, внешкольные учреждения. Г. проводил ликвидацию неграмотности, занимался лекционной работой, художественной самодеятельностью, распространением печати

Чтобы уж совсем высмеять нелепость этого явления, он называет учреждение по буквам алфавита. А-б-в-г-д-ж-з-ком.

Об Иван Ваныче секретарь говорит. как говорила раньше горничная о своём барине. НЕ искоренилось ещё подобострастие.

 

(Слайд18) Автор осуждает такое явление, как бюрократизм.

 

В.И. Ленин "Вчера я случайно прочитал в "Известиях" стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно".

Да, по сути он прав, но оформлен ответ неверно.

Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.

 

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

 

 

 

 

Знание средств выразительности.

У учеников распечатаны задания.

Ответ: 3795

 

4.Подведение итогов урока. Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века

Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова.

Актуально ли творчество В. В. Маяковского в наше время?

И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».

«Я к вам шагну в коммунистическое далеко», -писал поэт.

Попробуйте дома ответить на вопрос «Против каких недостатков выступал бы Маяковский сейчас, в 21 веке» Или на вопрос «А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?»

 Ответы учащихся: К сожалению,   общественные пороки, порицаемые   художником начала прошлого века,    имеют место и в наши дни. Стихи     поэта пережили свое время и   остались актуальными и сегодня.

 

Рефлексия. Выставление оценок

   



 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.