Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

0
0
Материал опубликован 21 October 2021

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Цели:       

Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях  природы.

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;

Учить подбирать синонимы – признаки предмета;


Развивать связную речь.

Оборудование: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, мяч, шаблоны листьев (штриховка, простой карандаш,
схема описания рассказа по теме «Осень», интерактивная доска, ноутбук,
Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И.Бунин)
Дети:Это осень!


Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети садятся.
– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

- Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого
месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий.
Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад – 2 слова листья опадают).

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук.
Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк). Третьи меняют шкурку – заяц, белка, лиса,

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно,
насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли,
нужно их подкармливать, строить кормушки)

- Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте
им кормушки.

– Осенью холодно или тепло?

Воспитатель: Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни.
Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в
теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

Игра «Погода осенью»


Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.


Воспитатель: Ребята, а какая бывает погода осенью:

Если идет дождь? (дождливая)
А когда дует ветер? (ветреная)
А когда холодно? (холодная)
А если на улице пасмурно? (пасмурная
А если сыро? (сырая)
Если хмуро? (хмурая)
Ну, а если ясно? (ясная)

Воспитатель: Давайте сыграем еще в одну игру. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла …(осень)
Осенью опадают…(листья) Дует холодный…(ветер) Стелиться…(туман) В лесу растут…(грибы) Моросит мелкий…(дождик) Солнышко все реже и реже
выглядывает из-за…(туч) Птицы собираются в стаи и …(улетают в теплые края) - Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели……………………(машут ладошками)

- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист  (Что делает?)  - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?)  - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

Воспитатель: Игра  «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при
составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, …..    (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое…)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные…)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые…)

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, …..  (пасмурно, ветрено…)

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)

Воспитатель: А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!

Итог:

- О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

- Чем мы занимались с Вами сегодня?

- Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?


Комментарии
Комментариев пока нет.