Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Автотранспорт. Машины нашей улицы»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Автотранспорт. Машины нашей улицы»
Программные задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о транспорте;
- пополнять словарный запас;
- закреплять умение образовывать прилагательное от существительного; образовывать слово во множественном числе.
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;
- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
Форма организации: фронтальная.
Материалы у воспитателя: иллюстрации с изображением автотранспорта, карточки с изображением транспорта (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадки. Слушайте внимательно.
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
Четыре колеса
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (Автомобиль)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина)
Рукастая, зубастая,
Идет-бредет по улице,
Идет и снег грабастает,
А дворник только щурится,
А дворник улыбается:
Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)
В.: Давайте повторим, что я загадывала. Как это можно назвать одним словом? (Транспорт)
- Сегодня мы с вами поговорим об автотранспорте.
Основная часть:
-Какие виды автотранспорта вы знаете?
(Демонстрация иллюстраций с изображением легкового, грузового, специального, пассажирского транспорта)
- Что есть у всех видов наземного транспорта?
(Демонстрация иллюстрации: трамвай)
- Какой вид транспорта изображен? Для чего он нужен? Как мы можем его узнать?
-Вы знаете, что это за вид транспорта?
-Это трамвай, он чем-то похож на троллейбус. Но трамвай это транспорт, который ездит на электрическом токе по рельсам. Это и отличает его от троллейбуса. Если вы приедете в город Череповец, то сами сможете прокатиться на трамвае.
(Демонстрация иллюстрации: поливомоечная машина)
-А эту машину вы видели на улицах нашего города?
- Вы знаете, как она называется?
- Это поливомоечная машина. Почему она так называется, как вы думаете?
- Что отличает её от других машин?
(Демонстрация иллюстрации: снегоуборочная машина)
- А это что за машина?
- Для чего она нужна?
-Также с помощью этой машины посыпают дороги песком.
- Не так давно появились экологичные автомобили. Это автомобили, оказывающие меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем обычные автомобили. (Демонстрация иллюстраций)
- Существует много видов этих автомобилей. Например, автомобиль на воде. Он получает энергию для движения от одной воды. Или электромобиль на солнечных батареях, который использует энергию солнечного света, собираемую и преобразуемую в электричество. Есть даже Воздухомобиль — автомобиль, использующий для движения сжатый воздух (демонстрация иллюстраций автомобилей).
- Назовите профессии людей, которые управляют машинами? Поездами и электричками, проверяют билеты у пассажиров. А у кого в автобусе мы можем купить билет?
- Чему подчиняются водители и пешеходы?
-Какие цвета сигналов есть на светофоре?
-Что означает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что из чего». Я буду называть части транспорта и из чего они сделаны, а вам нужно сказать какие они. Например, Колесо из резины (какое?).
- Кабина из железа какая?
- Руль из пластмассы какой?
- Дверца из металла какая?
- Окна из стекла какие?
- Сиденья из кожи они какие?
-А сейчас давайте отдохнем. Встаньте все в круг.
Физминутка
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль.
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота!
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть куда!
- Присаживайтесь на свои места.
(Воспитатель раздает каждому ребенку карточку, на которой изображено определенное количество автомобилей, пожарных или грузовых машин)
- У вас карточки с изображением транспорта. Вам нужно посчитать, сколько изображено автомобилей ( грузовиков, пожарных машин) и сказать нам. Например, я скажу: У меня три автомобиля. А вы скажите, сколько у вас?
- Сейчас мы попробуем из двух слов образовать одно. Например: Железная дорога – железнодорожный (Лед колет – ледокол, сам катит – самокат, сам летает – самолет, бензин возит – бензовоз, везде ходит – вездеход, на земле – наземный, под землей – подземный, железная дорога – железнодорожный, быстро ходит – быстроходный, Бензин, колонка – бензоколонка.
Игра «Один-много»
-Я буду называть слово в единственном числе, а вы это же слово во множественном. Одна машина, а много..
Слова: трамвай, автобус, грузовик, троллейбус, маршрутка, самосвал.
Заключительная часть:
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие виды транспорта вы запомнили?
- Что было самое легкое на занятии?
-Что понравилось?
-Спасибо за работу, Вы все большие молодцы. Мне понравилось с вами работать