Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы 3D–моделирования. 3D-печать»

2
0
Материал опубликован 10 June 2023

t1686399429aa.gif


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Основы 3D-моделирования. 3D-печать»

направление: техническое

для 5-7 классов

срок реализации: 2022-2023 учебный год (68 часов)



Составитель:

Кочиева Изаура Тамазовна

педагог дополнительного образования


с. Чермен 2022 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа технической направленности «Основы 3D–моделирования. 3D-печать» составлена для организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена основной школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования. Освоение данного направления позволяет решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.

Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.

Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.

Данные направления ориентируют подростков на рабочие специальности, воспитывают будущих инженеров – разработчиков, технарей, способных к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Новизна данной программы состоит в том, что занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «Основы 3D – моделирования. 3D-печать», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.

Цели:

Повышать интерес молодежи к инженерному образованию.

Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений.

Познакомить с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, возможностями 3D печати.

Сформировать базовые навыки создания презентаций;

Сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;

Привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.

Задачи:

Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.

Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.

Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.

Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).

Расширение области знаний о профессиях.

Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, с проведением занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию.

Результаты освоения личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

умение ставить учебные цели;

умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

умение сличать результат действий с эталоном (целью);

умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.

Предметные результаты:

умение использовать терминологию моделирования;

умение работать в среде графических 3D редакторов;

умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;

владение устной и письменной речью.

Формы организации учебных занятий:

проектная деятельность самостоятельная работа;

работа в парах, в группах;

творческие работы;

индивидуальная и групповая исследовательская работа;

знакомство с научно-популярной литературой.

Формы контроля:

практические работы;

мини-проекты.

Методы обучения:

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).

Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

Групповая работа.

Тематическое планирование

Тема

кол-во часов

Введение в 3D-моделирование

1

Черчение 2D-моделей в Paint 3D

6

Построение 3D-моделей в Paint 3D

15

Урок 3D-моделирования.

8

Знакомство с 3D-принтером

4

Освоение программ Autodesk 360. (Fusion 360)

7

Печать 3D-моделей

8

Кейс «Механическое устройство»

12

Творческие проекты

7

Итого:

68


Содержание программы

Введение в 3D моделирование (1 ч.). Инструктаж по технике безопасности.

3D технологии. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение. Примеры.

Черчение 2D-моделей в Paint 3D (6 ч.). Пользовательский интерфейс. Виды линий. Изменение параметров (редактирование по дереву). Правила введения параметров через клавиатуру. Нанесение размеров. Построение собственных моделей по эскизам.

Построение 3D-моделей в Paint 3D (15 ч.). Способы задания плоскости в Paint 3D Операция выдавливания. Создание эскизов для моделирования 3D. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна.

Урок 3D-моделирования (8 ч.). Знакомства с программами 3D Builder, SketchUp. Создание объёмно-пространственной композиции в программе

Знакомство с 3D-принтером (4 ч.). Основные элементы принтера. Техническое обслуживание.

Освоение программ Autodesk 360 (7 ч.). Программа Autodesk Tinkercad. Программа (Fusion 360).Знакомство с интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе. Редактирование кода слайсера. Ручное и автоматическое управление принтером.

Печать 3D моделей (8 ч.). Технологии 3D печати. Экструзия.

Кейс 5. «Механическое устройство» (12 ч.). Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов. Демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека. Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.

Творческие проекты (7 ч.). Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Основы 3D моделирования. 3D-печать»


Тема занятия

Вид деятельности

Количество часов

Дата

Введение в 3D моделирование (1ч.) 


1.

Инструктаж по технике безопасности. 3D технологии. Понятие 3D модели и виртуальной реальности.

Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. Усвоение терминологии 3D моделирования


1


Черчение 2D-моделей в в Paint 3D (6 ч.)

2.

Пользовательский интерфейс.

Изучение основных функций в разделе «Геометрия».

1


3.

Виды линий.

Функция «Линии», «Биссектриса».

1


4.

Изменение параметров.

Редактирование деталей из дерева событий. Блокировка/разблокировка событий.

1


5.

Нанесение размеров.

Изучение способов нанесения размеров.

1


6.

Построение собственных моделей по эскизам.

Групповая работа по черчению моделей по эскизам.

1


7.

Построение собственных моделей по эскизам.

Самостоятельная работа по черчению моделей по эскизам.

1


Построение 3D-моделей в в Paint 3D (15 ч.)


8.

Способы задания плоскости в Paint 3D

Учимся правильно определять плоскость в пространстве для дальнейшего построения детали.

1


9.

Операция выдавливания.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


10.

Создание эскизов для моделирования 3D.

Создание эскизов во время работы в режиме «Деталь».

1


11.

Операция скругления.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


12.

Построение уклона части детали.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


13.

Функция оболочка.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


14.

Операция Булева.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


15.

Вычитание компонентов.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


16.

Алгоритм создания 3D моделей.

Определение правильной последовательности при создании модели.

1


17.

Создание куба, призмы.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


18.

Создание пирамиды.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


19.

Создание сферы и шара.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


20.

Создание усеченных многогранников.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


21.

Способы построения группы тел.

Определение отличий в построении одной детали или группы.

1


22.

Установка тел друг на друга, операция приклеивания.

Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически.

1


Урок 3D-моделирования (8 ч.)

23.

Урок 3D-моделирования

3D Builder


2


24.

Создание объёмно-пространственной композиции в программе 3D Builder


2


25.

3D-моделирования. Программа SketchUp


2


26.

Создание объёмно-пространственной композиции в программе SketchUp


2


Знакомство с 3D-принтером (4 ч.)

27.

Основные элементы принтера. Техническое обслуживание.

Знакомство с принтером, техническими особенностями. Учимся обслуживать принтер, готовить к печати. Калибровка стола.

2


28.

Создание эскиза объёмно-пространственной композиции


2


Освоение программ Autodesk 360 (7 ч.)

29.

Программа Autodesk Tinkercad

Знакомство с программой

1


30.

Программа Autodesk Tinkercad

Интерфейс



1


31.

Программа (Fusion 360)





1


32.

Создание объёмно-пространственной композиции в программе Fusion 360


1


33.

Основы визуализации в

программе Fusion360


1


34.

Знакомство с интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе.

Изучаем основные функции программ, отличия. Учимся правильно располагать деталь на рабочем столе.

1


35.

Редактирование кода слайсера. Ручное и автоматическое управление принтером.

Виды слайсеров. Учимся редактировать код слайсера вручную. Учимся вручную греть экструдеры и стол.

1


Печать 3D моделей (8 ч.)

36.

Технологии 3D печати.

Знакомство с технологиями 3D печати.

1


37.

Экструзия.

Правка STL моделей. Печать на 3D принтере

1


38.

Экскурсия.

Посещение типографии Каспий.

1


40.

3D печать.

Печатаем собственные детали.

1


41.

3D печать.

Печатаем собственные детали.



42.

3D печать.

Печатаем собственные детали.

1


43.

3D печать.

Печатаем собственные детали.

1


44.

3D печать.

Печатаем собственные детали.

1


Кейс «Механическое устройство» (12 ч.)

45.

Введение: демонстрация

механизмов, диалог


2


46.

Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика»


2


47.

Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов


2


48.

Мозговой штурм


2


49.

Выбор идей. Эскизирование


2


50.

3D-моделирование, сбор материалов для презентации


1


51.

Рендеринг


1


Творческие проекты (7 ч.)

52.

Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах

Выбор темы проекта. Подготовительные операции.

1


53.

Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей

Работа над проектом.

1


54.

Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей

Работа над проектом.

1


55.

Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей

Работа над проектом.

1


56.

Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей

Работа над проектом.



57.

Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей

Работа над проектом.

1


58.

Обсуждение и защита проекта

Обсуждение и защита проекта.

1



Всего

68



Форы контроля и подведения итогов

В начале занятия проводится опрос обучающихся по вопросам предыдущего занятия.

В конце этапа моделирования проводится обсуждение результатов проектирования с оценкой проделанной работы. Вопросы, которые возникают у обучающихся, выносятся на общее обсуждение также в диалоговой форме разбора материала.

В качестве проверки используются различные формы подведения итогов: проведение внутренних соревнований между обучающимися, учебными группами; участие в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях по робототехнике. Основные способы построения моделей.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Учебно-методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в форме лекций, обсуждения и практических работ.

При работе с детьми в учебных группах используются различные методы: словесные, метод проблемного обучения, проектно-конструкторский метод, а также игровой метод.

Метод строго регламентированного задания. Выполнение индивидуальных и групповых 3D моделей.

Групповой метод (мини-группы). Создание модели по предложенной схеме группой занимающихся (2– 4 человека); определение ролей и ответственности, выбор рационального способа создания модели.

Метод самостоятельной работы. Свобода при выборе темы, методов и режима работы, создание условий для проявления творчества. Защита собственного проекта.

Соревновательный метод. Проведение соревнований для выявления наиболее качественной и оригинально выполненной работы.

Словесный метод. Вербальное описания заданий и оценки результатов.

Метод визуального воздействия. Демонстрация визуализированых рисунков, демонстрация отпечатанных модели.

Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии, обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Так как главной функцией дискуссии является стимулирование познавательного интереса, то данным методом в первую очередь решается задача развития познавательной активности обучающихся.

Методическое обеспечение

Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.

В процессе подготовки к занятиям продумывается вводная, основная и заключительная части занятий, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся, выделяется теоретический материал, намечается содержание представляемой информации, подготавливаются наглядные примеры изготовления модели.

В конце занятия проходит обсуждение результатов и оценка проделанной работы.

Материально-технические условия реализации программы.

Для проведения занятий необходимо достаточно просторное помещение, которое должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы – витрины для хранения материалов, специального инструмента, приспособлений, чертежей, моделей. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала и ТСО.

Для реализации программы необходимо:

Компьютерный класс 10 шт.

Системное программное обеспечение (Windows)

Программное обеспечение

3D принтер

Программа для 3D принтера типа Slicer

PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов.

Бумага А4 для рисования и распечатки;

Бумага А3 для рисования;

Набор простых карандашей — по количеству обучающихся;

Клей ПВА — 2 шт.;

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

http://www.123dapp.com/design

http://www.autodesk.com/products/fusion-360/learn-training-tutorials

http://www.123dapp.com/design

https://www.youtube.com/watch?v=w_X2uoD_UKI

https://www.youtube.com/watch?v=KK_g_jiJl0A

https://www.youtube.com/watch?v=hHXHiboMyaU

http://autodeskeducation.ru/winterschool2016/masterclasses/

http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-pechat/

https://www.youtube.com/watch?v=EQ-W4qxF5Sk

http://3dwiki.ru/kak-rabotaet-3d-printer-bazovye-ponyatiya-i-nekotorye-vazhnye-terminy/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации