Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы 3D–моделирования. 3D-печать»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы 3D-моделирования. 3D-печать»
направление: техническое
для 5-7 классов
срок реализации: 2022-2023 учебный год (68 часов)
Составитель:
Кочиева Изаура Тамазовна
педагог дополнительного образования
с. Чермен 2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа технической направленности «Основы 3D–моделирования. 3D-печать» составлена для организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена основной школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования. Освоение данного направления позволяет решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.
Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.
Данные направления ориентируют подростков на рабочие специальности, воспитывают будущих инженеров – разработчиков, технарей, способных к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.
Новизна данной программы состоит в том, что занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «Основы 3D – моделирования. 3D-печать», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Цели:
Повышать интерес молодежи к инженерному образованию.
Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений.
Познакомить с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, возможностями 3D печати.
Сформировать базовые навыки создания презентаций;
Сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;
Привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
Задачи:
Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.
Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.
Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).
Расширение области знаний о профессиях.
Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, с проведением занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию.
Результаты освоения личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде графических 3D редакторов;
умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;
владение устной и письменной речью.
Формы организации учебных занятий:
проектная деятельность самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
индивидуальная и групповая исследовательская работа;
знакомство с научно-популярной литературой.
Формы контроля:
практические работы;
мини-проекты.
Методы обучения:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Групповая работа.
Тематическое планирование
Тема | кол-во часов |
Введение в 3D-моделирование | 1 |
Черчение 2D-моделей в Paint 3D | 6 |
Построение 3D-моделей в Paint 3D | 15 |
Урок 3D-моделирования. | 8 |
Знакомство с 3D-принтером | 4 |
Освоение программ Autodesk 360. (Fusion 360) | 7 |
Печать 3D-моделей | 8 |
Кейс «Механическое устройство» | 12 |
Творческие проекты | 7 |
Итого: | 68 |
Содержание программы
Введение в 3D моделирование (1 ч.). Инструктаж по технике безопасности.
3D технологии. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение. Примеры.
Черчение 2D-моделей в Paint 3D (6 ч.). Пользовательский интерфейс. Виды линий. Изменение параметров (редактирование по дереву). Правила введения параметров через клавиатуру. Нанесение размеров. Построение собственных моделей по эскизам.
Построение 3D-моделей в Paint 3D (15 ч.). Способы задания плоскости в Paint 3D Операция выдавливания. Создание эскизов для моделирования 3D. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна.
Урок 3D-моделирования (8 ч.). Знакомства с программами 3D Builder, SketchUp. Создание объёмно-пространственной композиции в программе
Знакомство с 3D-принтером (4 ч.). Основные элементы принтера. Техническое обслуживание.
Освоение программ Autodesk 360 (7 ч.). Программа Autodesk Tinkercad. Программа (Fusion 360).Знакомство с интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе. Редактирование кода слайсера. Ручное и автоматическое управление принтером.
Печать 3D моделей (8 ч.). Технологии 3D печати. Экструзия.
Кейс 5. «Механическое устройство» (12 ч.). Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов. Демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека. Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.
Творческие проекты (7 ч.). Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Основы 3D – моделирования. 3D-печать»
Тема занятия | Вид деятельности | Количество часов | Дата | ||
| |||||
1. | Инструктаж по технике безопасности. 3D технологии. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. | Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. Усвоение терминологии 3D моделирования | 1 | ||
Черчение 2D-моделей в в Paint 3D (6 ч.) | |||||
2. | Пользовательский интерфейс. | Изучение основных функций в разделе «Геометрия». | 1 | ||
3. | Виды линий. | Функция «Линии», «Биссектриса». | 1 | ||
4. | Изменение параметров. | Редактирование деталей из дерева событий. Блокировка/разблокировка событий. | 1 | ||
5. | Нанесение размеров. | Изучение способов нанесения размеров. | 1 | ||
6. | Построение собственных моделей по эскизам. | Групповая работа по черчению моделей по эскизам. | 1 | ||
7. | Построение собственных моделей по эскизам. | Самостоятельная работа по черчению моделей по эскизам. | 1 | ||
Построение 3D-моделей в в Paint 3D (15 ч.) | |||||
8. | Способы задания плоскости в Paint 3D | Учимся правильно определять плоскость в пространстве для дальнейшего построения детали. | 1 | ||
9. | Операция выдавливания. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
10. | Создание эскизов для моделирования 3D. | Создание эскизов во время работы в режиме «Деталь». | 1 | ||
11. | Операция скругления. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
12. | Построение уклона части детали. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
13. | Функция оболочка. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
14. | Операция Булева. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
15. | Вычитание компонентов. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
16. | Алгоритм создания 3D моделей. | Определение правильной последовательности при создании модели. | 1 | ||
17. | Создание куба, призмы. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
18. | Создание пирамиды. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
19. | Создание сферы и шара. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
20. | Создание усеченных многогранников. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
21. | Способы построения группы тел. | Определение отличий в построении одной детали или группы. | 1 | ||
22. | Установка тел друг на друга, операция приклеивания. | Изучение функции. Установка параметров вручную и автоматически. | 1 | ||
Урок 3D-моделирования (8 ч.) | |||||
23. | Урок 3D-моделирования | 2 | |||
24. | Создание объёмно-пространственной композиции в программе 3D Builder | 2 | |||
25. | 3D-моделирования. Программа SketchUp | 2 | |||
26. | Создание объёмно-пространственной композиции в программе SketchUp | 2 | |||
Знакомство с 3D-принтером (4 ч.) | |||||
27. | Основные элементы принтера. Техническое обслуживание. | Знакомство с принтером, техническими особенностями. Учимся обслуживать принтер, готовить к печати. Калибровка стола. | 2 | ||
28. | Создание эскиза объёмно-пространственной композиции | 2 | |||
Освоение программ Autodesk 360 (7 ч.) | |||||
29. | Программа Autodesk Tinkercad | Знакомство с программой | 1 | ||
30. | Программа Autodesk Tinkercad | Интерфейс | 1 | ||
31. | Программа (Fusion 360) | 1 | |||
32. | Создание объёмно-пространственной композиции в программе Fusion 360 | 1 | |||
33. | Основы визуализации в программе Fusion360 | 1 | |||
34. | Знакомство с интерфейсом. Калибровка деталей на рабочем столе. | Изучаем основные функции программ, отличия. Учимся правильно располагать деталь на рабочем столе. | 1 | ||
35. | Редактирование кода слайсера. Ручное и автоматическое управление принтером. | Виды слайсеров. Учимся редактировать код слайсера вручную. Учимся вручную греть экструдеры и стол. | 1 | ||
Печать 3D моделей (8 ч.) | |||||
36. | Технологии 3D печати. | Знакомство с технологиями 3D печати. | 1 | ||
37. | Экструзия. | Правка STL моделей. Печать на 3D принтере | 1 | ||
38. | Экскурсия. | Посещение типографии Каспий. | 1 | ||
40. | 3D печать. | Печатаем собственные детали. | 1 | ||
41. | 3D печать. | Печатаем собственные детали. | |||
42. | 3D печать. | Печатаем собственные детали. | 1 | ||
43. | 3D печать. | Печатаем собственные детали. | 1 | ||
44. | 3D печать. | Печатаем собственные детали. | 1 | ||
Кейс «Механическое устройство» (12 ч.) | |||||
45. | Введение: демонстрация механизмов, диалог | 2 | |||
46. | Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика» | 2 | |||
47. | Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов | 2 | |||
48. | Мозговой штурм | 2 | |||
49. | Выбор идей. Эскизирование | 2 | |||
50. | 3D-моделирование, сбор материалов для презентации | 1 | |||
51. | Рендеринг | 1 | |||
Творческие проекты (7 ч.) | |||||
52. | Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах | Выбор темы проекта. Подготовительные операции. | 1 | ||
53. | Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей | Работа над проектом. | 1 | ||
54. | Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей | Работа над проектом. | 1 | ||
55. | Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей | Работа над проектом. | 1 | ||
56. | Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей | Работа над проектом. | |||
57. | Выполнение творческих заданий и проектов по созданию3D моделей | Работа над проектом. | 1 | ||
58. | Обсуждение и защита проекта | Обсуждение и защита проекта. | 1 | ||
Всего | 68 |
Форы контроля и подведения итогов
В начале занятия проводится опрос обучающихся по вопросам предыдущего занятия.
В конце этапа моделирования проводится обсуждение результатов проектирования с оценкой проделанной работы. Вопросы, которые возникают у обучающихся, выносятся на общее обсуждение также в диалоговой форме разбора материала.
В качестве проверки используются различные формы подведения итогов: проведение внутренних соревнований между обучающимися, учебными группами; участие в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях по робототехнике. Основные способы построения моделей.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в форме лекций, обсуждения и практических работ.
При работе с детьми в учебных группах используются различные методы: словесные, метод проблемного обучения, проектно-конструкторский метод, а также игровой метод.
Метод строго регламентированного задания. Выполнение индивидуальных и групповых 3D моделей.
Групповой метод (мини-группы). Создание модели по предложенной схеме группой занимающихся (2– 4 человека); определение ролей и ответственности, выбор рационального способа создания модели.
Метод самостоятельной работы. Свобода при выборе темы, методов и режима работы, создание условий для проявления творчества. Защита собственного проекта.
Соревновательный метод. Проведение соревнований для выявления наиболее качественной и оригинально выполненной работы.
Словесный метод. Вербальное описания заданий и оценки результатов.
Метод визуального воздействия. Демонстрация визуализированых рисунков, демонстрация отпечатанных модели.
Дискуссия. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии, обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Так как главной функцией дискуссии является стимулирование познавательного интереса, то данным методом в первую очередь решается задача развития познавательной активности обучающихся.
Методическое обеспечение
Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.
В процессе подготовки к занятиям продумывается вводная, основная и заключительная части занятий, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся, выделяется теоретический материал, намечается содержание представляемой информации, подготавливаются наглядные примеры изготовления модели.
В конце занятия проходит обсуждение результатов и оценка проделанной работы.
Материально-технические условия реализации программы.
Для проведения занятий необходимо достаточно просторное помещение, которое должно быть хорошо освещено и оборудовано необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы – витрины для хранения материалов, специального инструмента, приспособлений, чертежей, моделей. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала и ТСО.
Для реализации программы необходимо:
Компьютерный класс 10 шт.
Системное программное обеспечение (Windows)
Программное обеспечение
3D принтер
Программа для 3D принтера типа Slicer
PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов.
Бумага А4 для рисования и распечатки;
Бумага А3 для рисования;
Набор простых карандашей — по количеству обучающихся;
Клей ПВА — 2 шт.;
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
http://www.123dapp.com/design
http://www.autodesk.com/products/fusion-360/learn-training-tutorials
http://www.123dapp.com/design
https://www.youtube.com/watch?v=w_X2uoD_UKI
https://www.youtube.com/watch?v=KK_g_jiJl0A
https://www.youtube.com/watch?v=hHXHiboMyaU
http://autodeskeducation.ru/winterschool2016/masterclasses/
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-pechat/
https://www.youtube.com/watch?v=EQ-W4qxF5Sk
http://3dwiki.ru/kak-rabotaet-3d-printer-bazovye-ponyatiya-i-nekotorye-vazhnye-terminy/