Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D ручки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Чебоксары Чувашской Республики
Согласована Заместитель директора по воспитательной работе _________ М.Ю. Вислобокова | Утверждена Директор МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары ___________ С.В. Доментьева Приказ от _____ № ________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«3D ручки»
(направление: техническое)
Возраст детей, на которых рассчитана программа:
7-8 лет
Срок реализации программы:
1 год, 34 ч.
Автор - составитель:
учитель информатики
Некрасова Ирина Борисовна
Чебоксары, 2022
Содержание
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.2. Цель и задачи программы 4
1.5 Планируемые результаты реализации программы 6
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Условия реализации программы 9
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Перечень нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ «Гимназия№2» г. Чебоксары:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары.
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, овладение основами творческой деятельности обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей самовыражения, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. Кроме того, дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Программа разработана с учётом психологических, возрастных особенностей обучающихся, актуальных задач воспитания, обучения и развития детей и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
Главным приоритетом стала цель - формирование и развитие у детей навыков технического творчества с 3D ручкой, пространственного мышления, а также создание и обеспечение необходимых условий для личностного роста и творческого труда обучающихся.
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы.
Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Данный курс посвящен изучению простейших методов 3D-моделирования с помощью3D ручки. Это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности, реализовывать свои проекты.
Педагогическая целесообразность - в усилении влияний на социализацию личности обучающегося, его самоопределение. Одной из задач педагога является развитие интереса учащихся к знаниям и оказание помощи в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью аддитивных технологий (3D-ручки), а также создание условий для полноценных занятий и душевного комфорта детей. Дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.
Новизна программы заключается в том, что в учебном процессе обучающиеся овладевают навыками 3D-моделирования с помощью 3D ручки, это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности, что помогает экономить время.
Адресат программы.
Программа адресована учащимся младшего школьного возраста, 1 класс. Наполняемость группы не более 15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Срок реализации программы 34 недель, форма обучения - очная. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.
Учёт возрастных особенностей обучающихся.
Творческое сотрудничество позволяет развиваться всем обучающимся, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля. Возникающая в коллективе комфортная психологическая среда неформального общения и свободной самореализации благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания, взаимопомощи и появлению дружеских связей. Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях в сочетании с различными методами обучения.
Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.
Здоровьесберегающие технологии
В программе учтено использование здоровьесберегающих технологий в обучении. Особое внимание уделяется обеспечению безопасных условий работы обучающихся, противопожарной безопасности. Характерными особенностями обучения, негативно влияющими на здоровье детей, являются: длительная неподвижность, напряжение зрения. Программа рекомендует следующие профилактические мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных факторов:
инструктаж по технике безопасности;
проветривание помещения;
гимнастику для глаз;
физкультминутки;
беседы о здоровье;
создание на занятиях эмоционального комфорта.
Цель: формирование и развитие у обучающихся основных навыков по трёхмерному моделированию..
В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности учащихся конкретизируется следующими задачами:
Развивать познавательные интересы учащихся в области трехмерного моделирования.
Развивать навыки ориентирования в трёхмерном пространстве, модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы, объединять созданные объекты в функциональные группы, создавать простые трёхмерные модели.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения.
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику рук.
Способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
В процессе занятий в кружке учащиеся должны научиться:
осуществлять поиск средств решения задачи;
планировать, выполнять и оценивать свои учебные \ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило \ алгоритм с целью достижения успеха;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию;
опираться на языковую догадку в процессе работы с текстами, содержащими отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Широкое привлечение элементов занимательности способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности учащихся. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках английского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
№ | Тема | Форма занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Знакомство с 3D ручкой | Лекция, практическое занятие | 2 | 8 | 10 |
2 | Я моделирую | Лекция, практическое занятие | 1 | 5 | 6 |
3 | Я создаю | Лекция, практическое занятие | 0,5 | 9,5 | 10 |
4 | Мой проект | Лекция, практическое занятие | 0,5 | 7,5 | 8 |
| 34 |
1.4. Содержание программы
1 год обучения. 1 час в неделю. 34 недель.
РАЗДЕЛ. «ЗНАКОМСТВО С 3D РУЧКОЙ»
В ходе изучения тема раздела «Знакомство с 3D ручкой» обучающиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам работы, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:
Тема 1-2. 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D ручкой (2 часа)
Тема 3-4. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме (2 часа)
Тема 5-6. Геометрическая основа строения формы предметов. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. (2 часа)
Тема 7-10. Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» («Брелок с именем»). Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (4 часа)
РАЗДЕЛ. «Я МОДЕЛИРУЮ»
В ходе изучения тем раздела «Я моделирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность за счёт объёма. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма рисования.
Тема 11-12. Значение чертежа. (2 часа)
Тема 13-14. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» (2 часа)
Тема 15-16. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» (2 часа)
РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей.
Тема 17-18. Создание трёхмерных объектов. (2 часа)
Тема 19-20. Практическая работа «Велосипед» (2 часа)
Тема 21-22. Практическая работа «Дерево». (2 часа)
Тема 23-24. Практическая работа. «Качели». (2 часа)
Тема 25-26. Практическая работа. «Самолет». (2 часа)
IV РАЗДЕЛ. «МОЙ ПРОЕКТ»
В ходе изучения тем раздела «Мой проект» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов.
Тема 27-29. Создание и защита проекта «В мире сказок». (3 часа)
Тема 30. Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Сувенир к Дню Победы»
Тема 31-34. Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» (4 часа)
1.5 Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации;
готовность к выбору направления профильного образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям,
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
обучающийся получит знания о возможностях построения трёхмерных моделей,
научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Итоговая аттестация по программе проводится в форме разработки дизайн - проекта.
Участие в соревнованиях и олимпиадах по 3D-моделированию и выставках.
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||||
1 | Знакомство с 3D ручкой | 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки | Лекция, ПР | 1 | | |
2 | | Техника безопасности при работе с 3D ручкой | лекция | 1 | | |
3 | | Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой | Лекция, ПР | 1 | | |
4 | | Общие понятия и представления о форме | Лекция, ПР | 1 | | |
5 | | Геометрическая основа строения формы предметов | Лекция, ПР | 1 | | |
6 | | Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства | Лекция, ПР | 1 | | |
7 | | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» («Брелок с именем) | ПР | 2 | | |
8 | | Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» | ПР | 2 | | |
9 | Я моделирую | Значение чертежа | лекция | 1 | | |
10 | | Значение чертежа | ПР | 1 | | |
11 | | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» | ПР | 2 | | |
12 | | Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» | ПР | 2 | | |
13 | Я создаю | Создание трёхмерных объектов | Лекция, ПР | 2 | | |
14 | | Практическая работа «Велосипед» | ПР | 2 | | |
15 | | Практическая работа «Дерево» | ПР | 2 | | |
16 | | Практическая работа «Качели» | ПР | 2 | | |
17 | | Практическая работа «Самолет» | ПР | 2 | | |
18 | Мой проект | Создание и защита проекта. «В мире сказок» | ПР | 3 | | |
19 | | - Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Сувенир к Дню Победы» | ПР, защита проекта | 1 | | |
20 | | Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» | ПР, защита проекта | 4 | | |
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое и хорошо освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Предоставляются необходимые для занятий материально-технические средства и инструменты, а также дидактические и методические материалы - наглядные пособия, образцы моделей, схемы, чертежи. В наличии имеются инструкции по технике безопасности, шкафы, коробки для хранения материала.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам и правилам, эстетически оформленное;
комплекс мебели (столы ученические, стулья, стеллажи и полки, доска);
бумага;
ножницы;
Трафареты для практической работы;
3D ручка;
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Информационное обеспечение
В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:
фото-, интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы;
схемы конструкций, трафареты, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.
Кадровое обеспечение
В реализации программы занят один педагог, учитель информатики МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары, Некрасова Ирина Борисовна, учитель высшей квалификационной категории.
2.3.Формы аттестации
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются следующие формы:
Форма диагностики | Краткая характеристика |
Входная диагностика (сентябрь) | В форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы. |
Итоговый контроль | Проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения: защита творческого проекта. Результаты фиксируются в оценочном листе и протоколе. |
2.4 . Оценочные материалы
Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка детских работ ( в коллективе)
Оценка творческих способностей ребенка в процессе 3Д моделировании
Форма аттестации данной программы: участие в выставках, конкурсах: грамоты, готовые работы
Формы контроля:
-самостоятельные работы в различных техниках;
-творческие задания;
-анкетирование;
-презентации творческих проектов;
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Форма проведения занятий: лекция, практическое занятие, конкурс, Основной вид занятий – практический.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
- практическая работа 3D ручкой;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность. А также следующие формы работы с обучающимися:
-занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- выставки работ, конкурсы;
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них.
Основными методами в работе данного кружка следует считать:
- словесный (передача необходимой для дальнейшего обучения информации);
- метод демонстраций (использование схем, карт);
- частично - поисковый (метод работы с дополнительной литературой);
- наглядный (просмотр презентаций, картинок, видеофрагментов);
- исследовательский (поиск информации в различных источниках, критический отзыв на найденный материал, для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности).
2.6. Список использованной литературы
Лыкова И.А. (в соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство // Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ИД «Карапуз- дидактика», 2005.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2009, 2007.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., Просвещение, 1985.
Интернет ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc
https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Интернет ресурсы для обучающихся:
http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/
http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/ Прилож
20