Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D ручки»

2
0
Материал опубликован 15 May 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2» города Чебоксары Чувашской Республики


Согласована

Заместитель директора по

воспитательной

работе _________

М.Ю. Вислобокова

Утверждена

Директор МБОУ «Гимназия №2»

г. Чебоксары

___________ С.В. Доментьева

Приказ от _____ № ________




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«3D ручки»

(направление: техническое)




Возраст детей, на которых рассчитана программа:

7-8 лет

Срок реализации программы:

1 год, 34 ч.

Автор - составитель:

учитель информатики

Некрасова Ирина Борисовна



Чебоксары, 2022


Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 4

1.3 Учебный план 5

1.4. Содержание программы 6

1.5 Планируемые результаты реализации программы 6

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 8

2.1. Календарный учебный график 8

2.2. Условия реализации программы 9

2.3.Формы аттестации 9

2.4 . Оценочные материалы 10

2.5. Методические материалы 10

2.6. Список использованной литературы 11

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Перечень нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ «Гимназия№2» г. Чебоксары:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. М., ФИРО, 2015г.;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары.


Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, овладение основами творческой деятельности обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей самовыражения, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. Кроме того, дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Программа разработана с учётом психологических, возрастных особенностей обучающихся, актуальных задач воспитания, обучения и развития детей и условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.

Главным приоритетом стала цель формирование и развитие у детей навыков технического творчества с 3D ручкой, пространственного мышления, а также создание и обеспечение необходимых условий для личностного роста и творческого труда обучающихся.

Направленность программы – техническая.

Актуальность программы.

Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение  имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Данный курс посвящен изучению простейших методов 3D-моделирования с помощью3D ручки. Это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности, реализовывать свои проекты.

Педагогическая целесообразность - в усилении влияний на социализацию личности обучающегося, его самоопределение. Одной из задач педагога является развитие интереса учащихся к знаниям и оказание помощи в формировании устойчивого интереса к построению моделей с помощью аддитивных технологий (3D-ручки), а также создание условий для полноценных занятий и душевного комфорта детей. Дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации и социализации к современному обществу.

Новизна программы заключается в том, что в учебном процессе обучающиеся овладевают навыками 3D-моделирования с помощью 3D ручки, это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они являются в действительности, что помогает экономить время.

Адресат программы.

Программа адресована учащимся младшего школьного возраста, 1 класс. Наполняемость группы не более 15 человек.

Объём и срок освоения программы.

Срок реализации программы 34 недель, форма обучения - очная. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.

Учёт возрастных особенностей обучающихся.

Творческое сотрудничество позволяет развиваться всем обучающимся, снимая психологический барьер неуверенности у одних и сдерживая амбиции других. Такая форма работы предполагает проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности и самоконтроля. Возникающая в коллективе комфортная психологическая среда неформального общения и свободной самореализации благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания, взаимопомощи и появлению дружеских связей. Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях в сочетании с различными методами обучения.

Формирование условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка и направленность на раскрытие его творческого потенциала повышает познавательную и творческую мотивацию личности.

Здоровьесберегающие технологии

В программе учтено использование здоровьесберегающих технологий в обучении. Особое внимание уделяется обеспечению безопасных условий работы обучающихся, противопожарной безопасности. Характерными особенностями обучения, негативно влияющими на здоровье детей, являются: длительная неподвижность, напряжение зрения. Программа рекомендует следующие профилактические мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных факторов:

инструктаж по технике безопасности;

проветривание помещения;

гимнастику для глаз;

физкультминутки;

беседы о здоровье;

создание на занятиях эмоционального комфорта.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование и развитие у обучающихся основных навыков по трёхмерному моделированию..

В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности учащихся конкретизируется следующими задачами:

Развивать познавательные интересы учащихся в области трехмерного моделирования.

Развивать навыки ориентирования в трёхмерном пространстве, модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы, объединять созданные объекты в функциональные группы, создавать простые трёхмерные модели.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения.

 Развивать наглядно-образное и логическое мышление, внимание, восприятие, мелкую моторику рук.

Способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.


В процессе занятий в кружке учащиеся должны научиться:

осуществлять поиск средств решения задачи;

планировать, выполнять и оценивать свои учебные \ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило \ алгоритм с целью достижения успеха;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию;

опираться на языковую догадку в процессе работы с текстами, содержащими отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;

слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Широкое привлечение элементов занимательности способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности учащихся. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках английского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

1.3 Учебный план



Тема

Форма занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с 3D ручкой

Лекция,

практическое занятие

2

8

10

2

Я моделирую

Лекция,

практическое занятие

1

5

6

3

Я создаю

Лекция,

практическое занятие

0,5

9,5

10

4

Мой проект

Лекция,

практическое занятие

0,5

7,5

8


34

1.4. Содержание программы

1 год обучения. 1 час в неделю. 34 недель.

РАЗДЕЛ. «ЗНАКОМСТВО С 3D РУЧКОЙ»

В ходе изучения тема раздела «Знакомство с 3D ручкой» обучающиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам работы, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:

Тема 1-2. 3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D ручкой (2 часа)

Тема 3-4. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме (2 часа)

Тема 5-6. Геометрическая основа строения формы предметов. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. (2 часа)

Тема 7-10. Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» («Брелок с именем»). Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» (4 часа)

РАЗДЕЛ. «Я МОДЕЛИРУЮ»

В ходе изучения тем раздела «Я моделирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность за счёт объёма. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма рисования.

Тема 11-12. Значение чертежа. (2 часа)

Тема 13-14. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня» (2 часа)

Тема 15-16. Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы» (2 часа)

РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ»

В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей.

Тема 17-18. Создание трёхмерных объектов. (2 часа)

Тема 19-20. Практическая работа «Велосипед» (2 часа)

Тема 21-22. Практическая работа «Дерево». (2 часа)

Тема 23-24. Практическая работа. «Качели». (2 часа)

Тема 25-26. Практическая работа. «Самолет». (2 часа)


IV РАЗДЕЛ. «МОЙ ПРОЕКТ»

В ходе изучения тем раздела «Мой проект» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания обучающимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов.

Тема 27-29. Создание и защита проекта «В мире сказок». (3 часа)

Тема 30. Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Сувенир к Дню Победы»

Тема 31-34. Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки» (4 часа)

1.5 Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации;

готовность к выбору направления профильного образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.


Познавательные универсальные учебные действия:

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям,

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты:

обучающийся получит знания о возможностях построения трёхмерных моделей,

научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы

Итоговая аттестация по программе проводится в форме разработки дизайн - проекта.


Участие в соревнованиях и олимпиадах по 3D-моделированию и выставках.

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график


п/п

Раздел

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Знакомство с 3D ручкой

3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки

Лекция, ПР

1



2


Техника безопасности при работе с 3D ручкой

лекция

1



3


Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой

Лекция, ПР

1



4


Общие понятия и представления о форме

Лекция, ПР

1



5


Геометрическая основа строения формы предметов

Лекция, ПР

1



6


Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства

Лекция, ПР

1



7


Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету» («Брелок с именем)

ПР

2



8


Практическая работа «Создание плоской фигуры по трафарету»

ПР

2



9

Я моделирую

Значение чертежа

лекция

1



10


Значение чертежа

ПР

1



11


Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Башня»

ПР

2



12


Практическая работа «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы»

ПР

2



13

Я создаю

Создание трёхмерных объектов

Лекция, ПР

2



14


Практическая работа «Велосипед»

ПР

2



15


Практическая работа «Дерево»

ПР

2



16


Практическая работа «Качели»

ПР

2



17


Практическая работа «Самолет»

ПР

2



18

Мой проект

Создание и защита проекта. «В мире сказок»

ПР

3



19


- Создание объемной фигуры, состоящей из плоских деталей «Сувенир к Дню Победы»

ПР, защита проекта

1



20


Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»

ПР, защита проекта

4



2.2. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Помещение, в котором проводится учебные занятия - проветриваемое и хорошо освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Предоставляются необходимые для занятий материально-технические средства и инструменты, а также дидактические и методические материалы - наглядные пособия, образцы моделей, схемы, чертежи. В наличии имеются инструкции по технике безопасности, шкафы, коробки для хранения материала.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам и правилам, эстетически оформленное;

комплекс мебели (столы ученические, стулья, стеллажи и полки, доска);

бумага;

ножницы;

Трафареты для практической работы;

3D ручка;

компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Информационное обеспечение

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:

фото-, интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы;

схемы конструкций, трафареты, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.

Кадровое обеспечение

В реализации программы занят один педагог, учитель информатики МБОУ «Гимназия №2» г. Чебоксары, Некрасова Ирина Борисовна, учитель высшей квалификационной категории.

2.3.Формы аттестации

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются следующие формы:



Форма диагностики

Краткая характеристика

Входная диагностика (сентябрь)

В форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной программы.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года (май) и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Форма проведения: защита творческого проекта. Результаты фиксируются в оценочном листе и протоколе.

 2.4 . Оценочные материалы

Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).

Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.

- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения : опрос учащихся, итоговая выставка детских работ ( в коллективе)

Оценка творческих способностей ребенка в процессе 3Д моделировании

Форма аттестации данной программы: участие в выставках, конкурсах: грамоты, готовые работы

Формы контроля:

-самостоятельные работы в различных техниках;

-творческие задания;

-анкетирование;

-презентации творческих проектов;

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта - защита творческого проекта, реализации собственной компетентности.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Форма проведения занятий: лекция, практическое занятие, конкурс, Основной вид занятий – практический.

Приемы и методы организация образовательного процесса:

- инструктажи, беседы, разъяснения;

- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);

- практическая работа 3D ручкой;

- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);

- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.;

- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка работ).

Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность. А также следующие формы работы с обучающимися:

-занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации, обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;

- выставки работ, конкурсы;

Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях обучения ведущими становятся те или иные из них.

Основными методами в работе данного кружка следует считать:

- словесный (передача необходимой для дальнейшего обучения информации);

- метод демонстраций (использование схем, карт);

- частично - поисковый (метод работы с дополнительной литературой);

- наглядный (просмотр презентаций, картинок, видеофрагментов);

- исследовательский (поиск информации в различных источниках, критический отзыв на найденный материал, для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности).

2.6. Список использованной литературы


Лыкова И.А. (в соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство // Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ИД «Карапуз- дидактика», 2005.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2009, 2007.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., Просвещение, 1985.

Интернет ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=oK1QUnj86Sc

https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка)

http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/

http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)

https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/

Интернет ресурсы для обучающихся:

http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/

http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты)

https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/ Прилож

20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации