Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» (9–10 класс)

1
0
Материал опубликован 8 December 2020 в группе



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ





Рабочая программа

кружка

«Основы финансовой грамотности»



Программа рассчитана на 1 год обучения детей от 15 до 16 лет







Составитель: учитель географии

Бабанина Ираида Александровна















П. Заводской

2020 г

Пояснительная записка



Статус документа

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» составлена на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Учебной программы «Финансовая грамотность»: 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВитаПресс, 2014. ,

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”

Место предмета в базисном учебном плане

Курс «Основы финансовой грамотности» является обязательным в программе обучения, важным средством просвещения обучающихся 9-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Цели программы курса  «Основы финансовой грамотности»

- формирование у школьников разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.

- выработка финансовой грамотности, необходимой для адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества; для профессиональной ориентации в сфере экономики.

Основными задачами являются:

-  формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.

Программа рассчитана на 18 часов в 9 классе в качестве кружка внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».


Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:

- понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;

- представления об основах действия рынка и сущности денег;

- сущность и необходимость кредитования и страхования;

- правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;

- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.

Требования к предметным результатам освоения курса:

- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги.


Требования к личностным результатам освоения курса:

- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

-готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам ­ освоения курса:

Познавательные:

- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные:

- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые цели;

- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;

- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение, доказательство, факты.


Структура курса



Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из шести разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается прове­дением контрольного мероприятия.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Теория

Практика

Кол-во часов

Раздел 1

Потребности и блага




3


3

Раздел 2

Рынок

2


2

Раздел 3

Риски в мире денег

2


2

Раздел 4



Семья и финансовые организации: как сотрудни­чать

3

1

4

Раздел 5

Бюджет

2

1

3

Раздел 6

Банк и кредит

2

1

3

Итог

Обобщение по курсу

1


1

Итого

15

3

18

Фомы и методы организации учебно-познавательной деятельности

Лекция-беседа, которую в 9 классах целесообразно проводить для введения обучающихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение обучающихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути.

Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах:

-  просмотр документальных и художественных фильмов;

-  просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов.

Практикум является ведущей формой занятия для обучающихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий.

Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации.

Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:

-  поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

- поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;

-   разработка индивидуальных или групповых проектов;

-  проведение мини-исследований;

-  поиск информации для написания эссе;


Проектная деятельность. Для формирования экономических и финансовых компетенций, развития самостоятельного мышления и творческой активности, расширения кругозора обучающихся, развития творчества, умений учебно-познавательной деятельности в программу включены проекты, созданные при помощи современных информационных технологий.

Дистанционные и онлайн уроки и занятия. Проект "Онлайн-уроки финансовой грамотности" помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.

Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. Педагог выполняет роль посредника, модератора и по мере возможности консультанта.



Содержание

«Потребности и блага» 3 часа

Потребности человека. Экономические блага. Ограниченность ресурсов. Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

Компетенции:

Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов.

Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги.

«Рынок» 2 часа

Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.

Компетенции:

Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма. Объяснять механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие», сущность конкуренции.

Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании.

«Риски в мире денег» 2 часа

Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена. Виды денег. Валюты разных стран. Курсы валют. Инфляция и реальный доход.

Компетенции:

Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа.

Приводить примеры функций денег.

Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг.

Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.

Знать об обесценивании денежной единицы, различать понятия реальный и номинальный доход.

Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.

«Семья и финансовые организации: как сотрудничать» 4 часа

Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. Заработная плата. Проект «Личный финансовый план». Сбережения. Коммунальные расходы и их учёт. Баланс расходов и доходов.

Компетенции:

Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.

Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи.

Понимать влияние образования на последующую карьеру.

Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.

Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации.

Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.

Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы.

Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.

«Бюджет» 3 часа

Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Оценка расходов семейного бюджета. Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. Роль налогов в семейном бюджете. Страхование как защита от рисков. Права потребителя. Деловая игра «Бюджет моей семьи».

Компетенции:

Уметь контролировать изменения в платёжных документах.

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды

Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности.

Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения.

Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами.

Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.

Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов.

Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.

Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять. Составлять семейный бюджет.


«Банк и кредит» 3 часа

Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковская карта. Виды карт. Способы оплаты товаров через Интернет Банкротство и способы его избежать.

Компетенции:

Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики.

Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента.

Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения.

Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку.

Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.

Знать о платёжных системах в сети Интернет.

Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.

Принимать самостоятельные управленческие решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр, участия в работе учебных фирм.

Формы и методы оценивания учебных достижений обучающегося.


Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» обучающиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Критерии оценивания проекта:

-  постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;

-  сформированность и реализованность целей и задач проекта;

-  разработанность плана по подготовке и реализации проекта;

-  качество реализации и представления проект


Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата план

Дата факт

Тема

Кол-во часов

1 раздел Тема: «Потребности и блага».


1



Потребности человека. Экономические блага.

1

2



Ограниченность ресурсов.

1

3



Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.

1

2 раздел Тема: «Рынок».


4



Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок.

1

5



Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.


1

3 раздел Тема: «Риски в мире денег».


6



Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена. Виды денег.

1

7



Валюты разных стран.

Инфляция и реальный доход.


1

4 раздел Тема: «Семья и финансовые организации: как сотрудни­чать».


8



Личные и семейные доходы.

Труд как основной источник дохода.

1

9



Заработная плата.

Проект «Личный финансовый план».

1

10



Баланс расходов и доходов. Коммунальные расходы и их учёт. Сбережения.

2

5 раздел Тема: «Бюджет».


11



Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета.

Роль налогов в семейном бюджете.

1

12



Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи.

1

13



Права потребителя. Страхование как защита от рисков.

1

6 раздел Тема: «Банк и кредит».


14



Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли.

1

15



Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления.

1

16



Способы оплаты товаров через Интернет. Банковская карта. Виды карт.

1

Обобщение по курсу


17



Итоговое занятие.


1



Итого: 18 часов



















Список литературы и интернет-источников

1.Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.

3. И.В. Липсиц «Экономика» 1 часть., Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. 15-е издание. Издательство Вита-Пресс. Москва. 2012

Интернет-источники

1.http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

2.www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

3.www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

4.www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

5. Конспект лекций https://fictionbook.ru/author/igor_lipsic/yekonomika_konspekt_lekciyi_ru/read_online.htm

6. Онлайн уроки финансовой грамотности для школьников - https://dni-fg.ru

7. Дни финансовой грамотности - https://dnifg.ru/registration/ , https://dnifg.ru



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.