МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
кружка
«Основы финансовой грамотности»
Программа рассчитана на 1 год обучения детей от 15 до 16 лет
Составитель: учитель географии
Бабанина Ираида Александровна
П. Заводской
2020 г
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Учебной программы «Финансовая грамотность»: 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВитаПресс, 2014. ,
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Основы финансовой грамотности» является обязательным в программе обучения, важным средством просвещения обучающихся 9-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Цели программы курса «Основы финансовой грамотности»
- формирование у школьников разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг.
- выработка финансовой грамотности, необходимой для адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества; для профессиональной ориентации в сфере экономики.
Основными задачами являются:
- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;
- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;
- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.
Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.
Программа рассчитана на 18 часов в 9 классе в качестве кружка внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».
Результатом освоения программы является развитие следующих основ финансовой грамотности:
- понимание смысла понятий потребности и экономические блага, ограниченность ресурсов;
- представления об основах действия рынка и сущности денег;
- сущность и необходимость кредитования и страхования;
- правила ведения учёта личных расходов и доходов, планирование;
- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
-готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
- умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
- нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
- установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
- умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
- самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
- умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые цели;
- формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;
- умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение, доказательство, факты.
Структура курса
Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из шести разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Теория | Практика | Кол-во часов |
Раздел 1 | Потребности и блага | 3 | | 3 |
Раздел 2 | Рынок | 2 | | 2 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 2 | | 2 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать | 3 | 1 | 4 |
Раздел 5 | Бюджет | 2 | 1 | 3 |
Раздел 6 | Банк и кредит | 2 | 1 | 3 |
Итог | Обобщение по курсу | 1 | | 1 |
Итого | 15 | 3 | 18 |
Фомы и методы организации учебно-познавательной деятельности
Лекция-беседа, которую в 9 классах целесообразно проводить для введения обучающихся в проблематику финансовой сферы. Для активного вовлечения обучающихся в учебный процесс необходимо использовать метод проблематизации. Привлечение обучающихся к активной деятельности осуществляется учителем с помощью создания проблемных ситуаций. Такая форма занятия обеспечит формирование у подростков умений выбирать оригинальные пути.
Лекция как трансляция знаний и постановка проблемы может проходить в следующих формах:
- просмотр документальных и художественных фильмов;
- просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов.
Практикум является ведущей формой занятия для обучающихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получать опыт выполнения несложных финансовых действий.
Данное занятие может осуществляться в формате индивидуальной и групповой работы. На нём отрабатываются практические умения, происходит формирование компетенций в финансово-экономической сфере. Поисково-исследовательская работа, осуществляемая на практикумах, направлена на формирование компетенций в области поиска, обработки и анализа финансовой информации.
Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:
- поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
- поиск и анализ правовых документов по теме практической работы;
- разработка индивидуальных или групповых проектов;
- проведение мини-исследований;
- поиск информации для написания эссе;
Проектная деятельность. Для формирования экономических и финансовых компетенций, развития самостоятельного мышления и творческой активности, расширения кругозора обучающихся, развития творчества, умений учебно-познавательной деятельности в программу включены проекты, созданные при помощи современных информационных технологий.
Дистанционные и онлайн уроки и занятия. Проект "Онлайн-уроки финансовой грамотности" помогает старшеклассникам из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг. Педагог выполняет роль посредника, модератора и по мере возможности консультанта.
Содержание
«Потребности и блага» 3 часа
Потребности человека. Экономические блага. Ограниченность ресурсов. Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике.
Компетенции:
Понимать противоречия роста человеческих потребностей и ограниченности ресурсов.
Представлять процесс обмена товаров и услуг с помощью бартера и на деньги.
«Рынок» 2 часа
Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование.
Компетенции:
Определять спрос и предложение, объяснять действие рыночного механизма. Объяснять механизм формирования рыночных цен. Понятие «рыночное равновесие», сущность конкуренции.
Понимать структуру цены и роль издержек в её формировании.
«Риски в мире денег» 2 часа
Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена. Виды денег. Валюты разных стран. Курсы валют. Инфляция и реальный доход.
Компетенции:
Понимать сущность денег как средства обмена, сбережения, измерения стоимости и платежа.
Приводить примеры функций денег.
Понимать, что наличные деньги – не единственная форма оплаты товаров и услуг.
Знать, что обменные курсы могут изменяться во времени. Уметь различать российские деньги и иностранную валюту. Уметь определять подлинность денежных единиц. Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.
Знать об обесценивании денежной единицы, различать понятия реальный и номинальный доход.
Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.
«Семья и финансовые организации: как сотрудничать» 4 часа
Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. Заработная плата. Проект «Личный финансовый план». Сбережения. Коммунальные расходы и их учёт. Баланс расходов и доходов.
Компетенции:
Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.
Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.
Определять роль умственного и физического труда в структуре доходов семьи.
Понимать влияние образования на последующую карьеру.
Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.
Понимать смысл заработной платы как денежного вознаграждения за трудовую деятельность на предприятии, фирме, в организации.
Видеть разницу между предпринимательской прибылью и заработной платой.
Видеть перспективы улучшения своего финансового положения и оценивать риски и угрозы.
Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.
«Бюджет» 3 часа
Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Оценка расходов семейного бюджета. Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. Роль налогов в семейном бюджете. Страхование как защита от рисков. Права потребителя. Деловая игра «Бюджет моей семьи».
Компетенции:
Уметь контролировать изменения в платёжных документах.
Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды
Осознавать необходимость учета и планирования доходов и расходов семьи, государства, личности.
Понимать, что такое личный и семейный доход и знать пути его повышения.
Понимать, что такое личные и семейные расходы, знать общие принципы управления расходами.
Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.
Уметь вести запись доходов и расходов, понимать обязательность декларации доходов и уплаты налогов.
Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент. Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.
Определять право на имущество и обязанность его содержать и сохранять. Составлять семейный бюджет.
«Банк и кредит» 3 часа
Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. Банковская карта. Виды карт. Способы оплаты товаров через Интернет Банкротство и способы его избежать.
Компетенции:
Понимать роль банков как финансовых организаций необходимых для развития экономики.
Уметь объяснить источник прибыли банков, знать способы исчисления банковского процента.
Уметь различать кредитные и депозитные операции, вычислять выгоду от их проведения.
Знать условия предоставления кредита и уметь оценивать свои возможности для его получения, понимать обязательность выплаты кредита банку.
Уметь пользоваться банковской картой и знать правила безопасности при пользовании банкоматом.
Знать о платёжных системах в сети Интернет.
Осознавать роль финансовой грамотности в достижении благополучия и предотвращении банкротства.
Принимать самостоятельные управленческие решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр, участия в работе учебных фирм.
Формы и методы оценивания учебных достижений обучающегося.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» обучающиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Критерии оценивания проекта:
- постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
- сформированность и реализованность целей и задач проекта;
- разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
- качество реализации и представления проект
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
1 раздел Тема: «Потребности и блага». | ||||
1 | | | Потребности человека. Экономические блага. | 1 |
2 | | | Ограниченность ресурсов. | 1 |
3 | | | Круговой поток товаров (услуг), ресурсов и денежных платежей в экономике. | 1 |
2 раздел Тема: «Рынок». | ||||
4 | | | Рынок и механизм его действия на примере бытовых сделок. | 1 |
5 | | | Цена товара: содержание и формирование, свободное рыночное ценообразование. | 1 |
3 раздел Тема: «Риски в мире денег». | ||||
6 | | | Деньги. Функции денег: единица счета, средство обмена. Виды денег. | 1 |
7 | | | Валюты разных стран. Инфляция и реальный доход. | 1 |
4 раздел Тема: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать». | ||||
8 | | | Личные и семейные доходы. Труд как основной источник дохода. | 1 |
9 | | | Заработная плата. Проект «Личный финансовый план». | 1 |
10 | | | Баланс расходов и доходов. Коммунальные расходы и их учёт. Сбережения. | 2 |
5 раздел Тема: «Бюджет». | ||||
11 | | | Бюджет и его виды. Оценка доходов семейного бюджета. Роль налогов в семейном бюджете. | 1 |
12 | | | Краткосрочные и долгосрочные потребности семьи. | 1 |
13 | | | Права потребителя. Страхование как защита от рисков. | 1 |
6 раздел Тема: «Банк и кредит». | ||||
14 | | | Банки и их функции. Механизм получения банковской прибыли. | 1 |
15 | | | Банковский процент. Кредитные и депозитные операции банков. Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
16 | | | Способы оплаты товаров через Интернет. Банковская карта. Виды карт. | 1 |
Обобщение по курсу | ||||
17 | | | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: 18 часов
Список литературы и интернет-источников
1.Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. обще-обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г.
3. И.В. Липсиц «Экономика» 1 часть., Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. 15-е издание. Издательство Вита-Пресс. Москва. 2012
Интернет-источники
1.http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2.www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
3.www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
4.www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).
5. Конспект лекций https://fictionbook.ru/author/igor_lipsic/yekonomika_konspekt_lekciyi_ru/read_online.htm
6. Онлайн уроки финансовой грамотности для школьников - https://dni-fg.ru
7. Дни финансовой грамотности - https://dnifg.ru/registration/ , https://dnifg.ru