Программа внеурочной деятельности «Основы ландшафтного дизайна и его экономические возможности»
«Основы ландшафтного дизайна и его экономические возможности»
Автор, руководитель – Макарьева Н.А.
Часовая нагрузка в неделю – 2 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети растут в условиях интенсивно формирующейся рыночной экономики страны. Для них стали необходимыми знания таких областей наук, как экономика, маркетинг, управление, потому что профессии, которые они получат на основе этих знаний, будут не только престижны, но и высокооплачиваемы.
Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности.
Представленный курс «Основы ландшафтного дизайна и его экономические возможности» подтверждает этот факт. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания биологии. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.
Данный курс рассчитан для учащихся 5 класса.
Цель курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;
- познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;
показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;
кроме того, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах (кроме некоторых сведений биологии декоративных культур). Вопрос об использовании растений в зеленом строительстве, об экономической перспективности этого направления не упоминается вовсе.
Изучаемые в курсе вопросы широко представлены в соответствующей научно-популярной литературе. В школьной библиотеке есть книга для учащихся «Как вырастить цветы», для учителя — «Практикум по цветоводству», энциклопедия по садово-парковому и ландшафтному искусству; в методическом кабинете - компакт-диск «Ландшафтный дизайн».
В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:
устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса (например: «Развитие садово-паркового строительства в России», «Знаменитые сады и парки мира: Версаль» и т. д.);
- составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города (например, «Ассортимент растений открытого грунта (однолетники)» и т. п.);
- создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка (или, например, около торгового павильона, детского сада и т. д. по договоренности);
- составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы ландшафтного дизайна на территории... (района, города и т. п.);
- составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений (например, «Лианы и их применение в вертикальном озеленении», «Газоны» и т. д.).
Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности о работе из предложенного перечня, тему реферата (или определить свою), территорию для создания проекта, изучаемую группу декоративных растений.
Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то она (работа) может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением кафедры представлена на конкурсе и т. п.
Заключительное занятие — это итоговая конференция, предполагающая выставку и защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.
В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:
о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;
о правилах составления проектов;
о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;
об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;
об истории развития садово-паркового искусства.
На основе перечисленных знаний формируются конкретные умении:
составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности» а также природно-климатических условий района;
создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
представлять результаты работы в виде сводных таблиц,- планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.
Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта).
В ходе написания рефератов и других видов отчетности закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.
Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Дата |
В том числе |
Форма контроля |
|||
лекции |
практические рабо ты |
экскурсии |
конференции |
|||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|||||
2 |
От дворцовых парадных парков до скромных садов горожан… |
7 |
7 |
Сообщение, рисунки |
||||
3 |
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве |
19 |
8 |
11 |
Составление списка растений |
|||
4 |
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения |
21 |
11 |
8 |
2 |
Результаты практических работ, экскурсии, задания |
||
5 |
Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества |
15 |
2 |
13 |
||||
6 |
Выставка и презентация отчетных работ учащихся . |
7 |
5 |
2 |
Презентация отчетной работы |
|||
Итого: |
70 |
34 |
32 |
4 |
№ |
Наименование тем курса |
Всего часов |
Дата |
В том числе |
Приме-чание |
|||
лекции |
практические рабо ты |
экскурсии |
конференции |
|||||
I |
Введение |
1 |
1 |
|||||
II |
От дворцовых парадных парков до скромных садов горожан… |
7 |
7 |
|||||
1 |
Входная диагностика. |
1 |
||||||
2 |
Понятие о ландшафтной архитектуре |
1 |
||||||
3 |
Садово-парковое искусство. |
1 |
||||||
4 |
История использования человеком травянистых растений. |
1 |
||||||
5 |
Использования человеком древесных декоративных растений. |
1 |
||||||
6 |
Основные направления мирового парко-строения |
1 |
||||||
7 |
История и современность парко-строения. |
1 |
||||||
III |
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зеленом строительстве |
19 |
8 |
11 |
||||
1 |
Понятие о древесных растениях: деревья, кустарники, лианы; |
1 |
||||||
2 |
Вечнозеленые и листопадные древесные растения. |
1 |
||||||
3 |
Декоративность: размер и форма кроны |
1 |
||||||
4 |
Декоративность: строение и окраска листьев |
1 |
||||||
5 |
Декоративность: форма ствола и окраски коры |
1 |
||||||
6 |
Декоративность: величина и окраска цветков и плодов |
1 |
||||||
7-8 |
Практическая работа №1 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений для озеленения пришкольного участка». |
2 |
||||||
9 |
Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. |
1 |
||||||
10 |
Классификация растений по продолжительности жизни |
1 |
||||||
11-12 |
Практическая работа № 2 «Составление ассортимента травянистых растений для озеленения пришкольного участка». |
2 |
||||||
13-18 |
Практическая работа № 3 «Осенние работы на пришкольном участке» |
7 |
||||||
IV |
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения |
21 |
11 |
8 |
2 |
|||
1 |
Типы посадок травянистых растений |
1 |
||||||
2 |
Композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка |
1 |
||||||
3 |
Композиции из деревьев и кустарников: бордюр, солитер |
1 |
||||||
4 |
Композиции из деревьев и кустарников: партер, мик-сбордеры, газоны. |
1 |
||||||
5 |
Массивы, рощи, групповые и одиночные посадки |
1 |
||||||
6 |
Аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение |
1 |
||||||
7-10 |
Практическая работа №4 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона» |
4 |
||||||
11 |
Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления |
1 |
||||||
12 |
Насаждения по функциональному признаку |
1 |
||||||
13 |
Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.) |
1 |
||||||
14 |
Насаждения ограниченного пользования |
1 |
||||||
15 |
Специального назначения утилитарные |
1 |
||||||
16-19 |
Практическая работа № 5 «Составление проекта озеленения территории» |
4 |
||||||
20-21 |
Экскурсия «Элементы ландшафтного дизайна на территории района (города и т. д.)». |
2 |
||||||
V |
Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества |
15 |
2 |
13 |
||||
1 |
Востребованность услуг ландшафтного дизайнера |
1 |
||||||
2-4 |
Практическая работа №6 «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации». |
3 |
||||||
5 |
Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? |
1 |
||||||
6 |
Практическая работа №7 «Весенние работы на учебно-опытном участке» |
10 |
||||||
VI |
Выставка и презентация отчетных работ учащихся . |
7 |
5 |
2 |
||||
1-2 |
Подготовка к итоговой конференции |
2 |
||||||
3-4 |
Составление отчетов о работе дизайнеров |
2 |
||||||
5 |
Подготовка к выставки |
1 |
||||||
6-7 |
Итоговая конференция и выставка |
2 |
Литература.
Баумена «Сады и парки Горьковской области». Волго-Вятское изд-во 1981г.
Боговая И.О., Теодоронский В.С. «Озеленение населенных мест». «Агроп-ромиздат» 1990г.
Вакуленко В.В., Труевцева М.Ф., Вакуленко Вл.В. «Декоративное садоводство» «Просвещение» 1982г.
Журнал «Биология в школе»:№1 1998г.; №2 1998г. стр.81; №3 1998г. стр.83; №5 2003г. стр.47.
Журнал «Цветы в вашем саду» Г.И.П.П. «Вятка» 1996г.
Журнал «Цветы в вашем саду и дома». Аптекарский цветник. №1 1998г.
Заливский В.А. Приусадебный цветник». Ленинград. Изд-во «Колос».1967г.
Кудрявцев В.К. «Основы агротехники садовых культур. 8-9 класс». Просвещение.1991г.
Родина В.А. «Цветоводство в школе». Москва. «Учпедгиз».1958г.
Тавлинова Г.К. Цветоводство». Санкт-Петербург. «Агропромиздат».2000г.
Федорук А.Т. «Садово-парковое искусство Белоруссии». Минск.»Ураджай» 1989г.
Юрченко А. «Настольная книга цветовода». Москва.«ЭКСМО». 2004г.
Шилика А. «1000+1 совет по строительству дачного домика». Минск.»Харвест».1999г.
14. Под редакцией Ашихминой Т.Я. « Экология родного края». Киров 1996 год.