12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Котелкина Елена Владимировна29

Урок ОРКСЭ (основы мировых религиозных культур) 4 класс Учитель: Котелкина Е. В.,

УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» МБОУ «СОШ № 6»

Под редакцией Т. Д. Шапошниковой г. Югорск, ХМАО-Югра

Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель урока:  формировать осознанное отношение к ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений об этике; учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого; объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными; самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»); опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию); чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: заполнять таблицу, составлять кластеры.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему); совместно с учителем составлять план решения задачи; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы; слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель этапа

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? 

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть 
на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку

Учащиеся прикасаются ладошками друг к другу, желают успехов на уроке.

Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.

II. Актуализация знаний.

III. Мотивация.

IV. Целеполагание.

V. Первичное восприятие текста.

VI. Физминутка.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VIII. Применение.

IX. Рефлексия.

X. Информация о домашнем задании.

- Я знаю, что вы любите разгадывать кроссворды. Предлагаю начать урок с разминки для ума.















14










8


































10







1

2

3

4

5







12















11











6

7


9




13




















 н

р 

а 

 в

с 

 т

 в

 е

н 

 н

 о

с 

 т

ь 


















































































































































































Задание: разгадать кроссворд, узнать ключевое слово.

- Что означает слово «нравственность»?

- Если мы не знаем, где можно узнать значение слова?

- Прочитаем значение слова «нравственность» в словаре в учебнике на стр.183

- Значит, нравственность – это что?

- А что такое «правило»?

- Какие бывают правила? Приведите примеры.

- Каким может быть правило?

- Что значит «золотое правило»?

- В каком смысле – прямом или переносном употребляется слово? Докажите.

- Вспомните 3 понятия, которые мы разбирали сейчас и сформулируйте тему и цель урока.

- С какими мировыми религиозными культурами связаны слова-понятия в кроссворде?

- Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые?

- Прочитаем статью в учебнике на стр. 168-171.

- О чём говорят все вероучения? Чему учат?

Упражнение «Комплементы»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

- Продолжим урок. Сейчас будете работать в группах.

Учащиеся читают статью в учебнике и выполняют задания.

- Вспомним правила работы в группе.

- Группы работают с разными частями текстами.

1 группа «Понятия»

Задача: найти в словаре и объяснить значение выражения «светская этика».

2 группа «Тезис» Задача: изложить содержание текста в виде тезисов (как звучит золотое правило нравственности в разных религиозных культурах)

t1583170151aa.gif

3 группа «Схема» Задача: охарактеризуйте главное качество нравственности при помощи составления кластера

t1583170151ab.gif

4 группа. «Вопрос». Задача: задать вопросы по тексту одноклассникам.

- Теперь вы знаете, как звучит и что означает золотое правило нравственности.

- Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

- Разбейте на две колонки данные выражения связанные с правилом; не связанные с правилом

- Приведите примеры нравственного или безнравственного поведения героев из литературы.

- В жизни можно найти множество примеров того, как жить по нравственным законам. И это не только герои, о которых пишут книги и снимают фильмы. Это простые люди, которые живут рядом с вами в одном доме, на одной улице, учатся в одной школе.

Медаль «За спасение погибавших» будет вручена учащейся шестого класса Устьвашской средней школы Лешуконского района (Архангельская область) Лидии Пономарёвой. Соответствующий Указ подписал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Правительства области. В июле 2013 года 12-летняя девочка спасла двоих семилетних детей. Лида, опередив взрослых, прыгнула в реку сначала за тонувшим мальчиком, а затем помогла выплыть и девочке, которую также относило течением далеко от берега. Лида Пономарёва — единственная из окружающих ребят и взрослых, оказавшихся на месте трагедии, не задумываясь, бросилась в реку. Девочка вдвойне рисковала собственной жизнью, ведь у нее сильно болела травмированная рука. Когда на следующий день после спасения детей мама с дочкой пошли в больницу, выяснилось, что это был перелом. По предложению губернатора Лида Пономарёва была представлена к государственной награде. 

12-тилетний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-тилетний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду. Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи. Благодаря самоотверженному поступку одного ребёнка, другой ребёнок остался жив. Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно. За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях. Награду вручал председатель Следственного Комитета РФ. Вместо сына ее получил отец мальчика – Айдар Садыков. 

- Почему важно знать и соблюдать золотое правило нравственности?

- Закончить хочу стихотворением, которое раскрывает смысл золотого правила нравственности.

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Дай совет в любви тому, кто рядом,

Если хочешь получить советы,

Посмотри на ближних добрым взглядом,

Если хочешь доброты и света.

Оправдай и радуйся за ближних,

Если хочешь быть вне осужденья,

Возноси молитвы к Богу в вышних

За других, коль ждёшь благословенья.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

-Назовите слова-глаголы, характеризующие золотое правило нравственности.

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Цель достигнута?

- Правила нравственности, т.е. правила, которыми руководствуются люди в своём поведении и отношениях с другими людьми в этих мировых религиозных культурах, разные или одинаковые?

Закончите фразу:

На уроке я задумался …….

На уроке меня заинтересовало ….

На уроке меня взволновало ….

Стр. 194-195 прочитать стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», сделать иллюстрации к уроку и прочитанному произведению.

Разгадывают кроссворд.

1.Череда перерождений, через которую проходят все живые существа в буддизме – сансара.

2. Каменные плиты, на которых были начертаны 10 заповедей – скрижали.

3. Каким именем называют Бога мусульмане? – Аллах.

4. Союз между Богом и еврейским народом – Завет.

5. Главный праздник православных христиан – Пасха.

6. Основные поучения буддизма в собрании священных текстов – Трипитака.

7. Государство, где проживает Папа Римский, глава католической церкви – Ватикан.

8. Как называют Христа верующие Христиане? – Спаситель.

9. Ежедневная молитва мусульман – намаз.

10. Изображения святых у православных христиан – икона.

11. Священная книга мусульман – Коран.

12. Человек, посвятивший свою жизнь распространению Слова Божия в протестантизме – миссионер.

13. Священная книга иудаизма – Тора.

14. Государство, главными символами которого являются Меген-Давид и менора – Израиль.

- Точно сказать не можем.

- Можно посмотреть в словаре.

Читают значение слова в словаре.

- Нравственность – это правила.

- Это условия или требования, которые должны соблюдать все участники действия.

- Правила игры, правописания, школы, речи, поведения.

- Волшебным, замечательным, главным, золотым.

- Это правило самое верное, истинное, главное, ценное.

- Золотые руки – золотое сердце.

- Тема урока: «Золотое правило нравственности».

Цель узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни.

- Иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

- Разные.

- Нет, одинаковые.

- Все вероучения говорят о том, как человек может стать лучше, счастливее, благополучнее.

Учащиеся в кругу говорят друг другу комплементы.

Правила работы в группе.

Выслушивать мнение каждого, каждый должен работать.

Каждый участвует в представлении результатов своей работы.

Не перебивать друг друга.

Говорить шепотом, чтобы не мешать работе других групп.

Этика – часть философии, которая изучает нравственность и мораль.

Светская этика – правила поведения и поступки людей в обычной жизни.

Христианство.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Ислам.

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете»

Буддизм.

«Чего не хочешь для себя – не делай другим».

Иудаизм (уч. стр. 71).

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

t1583170151ae.gif

t1583170151af.gif

t1583170151ag.gif

самосовершенствование

t1583170151ah.gift1583170151ai.gift1583170151aj.gif

1. Назовите главные ценности людей.

(доброта, любовь, уважение, ответственность)

2. С чего начинается путь человека к самосовершенствованию?

(С вопроса «Правильно ли я поступаю?»)

3. Как понимаете слова Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»?

1. Худа та мышь, которая одну лазейку найдет.
2. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
3. Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
4. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

не осуждать поступки других;

помогать товарищу;

делиться с другими;

ходить на рыбалку;

отзываться на чувства окружающих;

давать списывать

- Сказки «Заюшкина избушка» (лиса выгнала зайца из дома); «Золотой ключик» (Буратино спасает своих друзей); отрывок из повести Гюго «Козетта» (девочку избивали, оскорбляли, унижали хозяева).

t1583170151ak.jpg

t1583170151al.jpg

- Это правило человеческих отношений, построенных на взаимности, уважении, добре.

- Любить, улыбаться, не осуждать, молиться, понимать, дарить.

- Тема урока: «Золотое правило нравственности».

Цель узнать правило, понять его смысл, применять его в жизни.

- Разные религиозные культуры учат одним и тем же правилам поведения в жизни: не жадничать, помогать слабым, быть добрым, уважительно ко всем относиться.

Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность, создать образовательную напряжённость

Цель: создать проблемную ситуацию, наметить пути решения проблемы.

Цель: формулировать учащимися целей урока по схеме: узнать-понять-применять.

Цель: совершенствовать умение целостно понимать текст

Цель: эмоциональное и физическое расслабление, снятие усталости.

Цель: выявление необходимой информации, ее фиксация. Выявление взаимосвязей между объектами. Оформление информационного продукта. Планирование и подготовка выступления.

Цель: формировать умение применять полученные знания на практике.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Цель: сообщить о домашнем задании, разъяснить методики его выполнения, мотивировать на  качественное выполнение.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.