Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе «Золотое правило нравственности»
ОРКСЭ 4 класс
Учитель начальных классов Шабалина Татьяна Леонидовна
ТЕМА: Золотое правило нравственности
Цели:
-продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
-содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
-развивать умение анализировать черты характера; индивидуальность детей, их творческие способности.
Оборудование: горошины (бусинки), презентация, стихотворение А. Барто «Любочка»
(слайд 1) 1. Вступительное слово
- Добрый день. Сегодня у нас много гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им. Теперь улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.
2. Активизация внимания
(Положить в ладошки детям по горошине)
- Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?
- Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. (слайд 2 «Земля»)
- Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?
- На нашей планете около 7 миллиардов жителей.
Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. (слайд 3)
Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.
3. (слайд 4) - Предлагаю вам послушать басню «Мальчик и зеркало»
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Ответы детей:
- В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
- Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
- И зло обернётся к тебе тоже.
- Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
4. – А может ли человек прожить в одиночестве без других людей?
- Нет, человек не может прожить в одиночестве без других людей, потому что…
Нас много на Земле, и всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.
И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?
- Какие чувства вы при этом испытывали?
(Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
- От кого зависит, как у человека сложатся отношения с другими людьми?
5. (слайд 5)- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотая монета, золотая брошь, золотые часы
(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)
У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.
У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».
6. (слайд 6) - Как и когда появилось это правило?
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов:
«не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он хотел, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью», говорил он.
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло?
Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.
(слайд 7) - Прочитайте “Золотое правило нравственности”:
«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
- Запишите это правило в тетрадь. Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.
7. (слайд 8) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8. (слайд 9) Работа с притчей
«Осёл»
Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:
— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.
— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.
— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.
- Что вы можете сказать об Афанди? А о его друге? Что бы вы посоветовали другу?
9. (слайд 10) Работа со стихотворением А. Барто «Любочка».
- Какие черты характера ярко видны у литературного героя?
- Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?
- Какой бы вы дали совет Любочке?
10. (слайд 11) ЗАДАНИЕ: «Я не буду…»
Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
11. - Посмотрите ещё раз на горошину.
Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна? (без природы)
- Каким должен быть человек, способный сохранить всё живое на Земле?
Вывод:
Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.
- Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.
- Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?
- Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.
Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.
(слайд 12 ) Помни!
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
12. (слайд 13) Заключительная часть
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
- Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья)
- Спасибо. Я желаю вам мира и добра.