12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кумекова Аягоз Темрбулатовна31


Роль компетентности в деятельности педагога в современном мире.


Развитие общества и научно-технических технологий привело к появлению требований к человеку, развитого всесторонне и находящего решение для разных проблем в области педагогики. Так в конце 50-х годов XX столетия появилось понятие «компетентность»

в научном лексиконе1.

Автор монографии Печеркина, рассматривает разные подходы к понятию «компетентность». К примеру, зарубежные авторы склоняются к мнению, что «компетентность – это явление, состоящее из большого числа «компонентов когнитивной и эмоциональной сферы» и могут даже заменять друг друга.

Дж.Равен в своем подходе утверждает, что человеку необходимо развиваться в процессе выполнения интересной деятельности, при этом эффективная деятельность это совокупность независимых и взаимодополняемых компетентностей. Но эффективная деятельность возникает не сама по себе, а результате разных конкретных ситуаций.

Но подходы зарубежных ученных не единственные. Так Б.Д. Эльконин определяет компетентность как «меру включенности человека в деятельность (в ее социальный «срез»). Иными словами, Эльконин говорит, о том, что «компетентность зависит от того насколько человек ориентирован в данном вопросе или направлении. К примеру, социальный педагог может знать разные аспекты жизни неблагополучных семей, а учителю предметнику сложно будет ответить даже на несколько вопросов в сфере защиты семьи и детства для неблагополучных семей. То есть для учителя сферы деятельности своих коллег будут во многом непонятны.

Необходимо при выставлении требований компетентностных требований к учителю, нужно учитывать его возраст, образование и направление деятельности и опыт.

Про человека активного, способного творчески мыслить, мобильного можно говорить, что скорее он обладает свойством «компетентностью». Опять же нужно говорить про человека инициативного, который старается развиваться в ногу со временем. То есть знания, умения и навыки, способность выполнять свои трудовые функции.

Также автор монографии в своей книге выделяет три этапа исследования «компетентности».


Первый этап (1960-1970 гг.) – связан с введением в научный аппарат категории «компетенция», разграничения понятий компетенция/компетентность.

Второй этап (1970-1990 гг.) – использование категории компетенция/компетентность в

теории и практике обучения языку (особенно народному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.

Третий этап исследования компетентности как научной категории, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ А.К. Марковой, где профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.2

Из истории исследования развития понятия «компетентность» видно, что существуют разные подходы к изучению данного понятия.

Если обратимся к составляющим «компетентности», то обнаружим что в каждом виде деятельности свой список требований. То, что касается педагога это профессиональный компонент и личностный компонент. Профессиональный включает в первую очередь профессиональные знания, умения и навыки. Тогда как личностный способность быстро ориентироваться и искать разные подходы к решению проблемы. В этом и заключается инновационность работы. Инновационный подход в компетентности педагога основное направление в изменяющемся нас мире.

Сколько бы ни было знаний, умений у педагога он будет бессилен без инноваций в своей деятельности. Педагог должен развиваться в ногу со временем. Инновации помогают быстро и во многих случаях облегчать профессиональную деятельность педагога. С развитием инновационных технологий у педагога появляется большой спектр возможностей. Проведением уроков с использованием интерактивной доски, видеоролика, и также наглядного материала с сайтов, имеющих образовательные направления расширяют возможности. Также это ведет ускоренному запоминанию учебного материала. Ведь монотонное ведение урока или ведение урока по одному и тому же сценарию быстро надоедают ученикам. Сейчас время цифровых технологий с большим объемом информации. И необходимо использовать эту информацию для развития интереса не только у учеников, но и педагогов.

Хоть сейчас государство пытается выровнять обеспеченность цифровыми носителями и компьютерами, все же необходимо использовать их по максимуму. Инновации в деятельности педагога необходимы и значимы в развитии его компетентности.

1 Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] :

монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург :

[б.и.], 2011. С.9

2 Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] :

монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург :

[б.и.], 2011. С12.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.