12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швецова Анастасия Андреевна1198
КубГУ бакалавриат "Технология продукции и организация общественного питания" 2012-2016 КубГУ магистратура "Стандартизация, метрология и сертификация" 2016-2018 КИПО переподготовка "Преподаватель химии" КПК "Специальное дошкольное образование" 2019-2022
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Статья на тему: «Основы профессиональной компетентности педагога»

Автор: Швецова Анастасия Андреевна, преподаватель химии

ГБПОУ КК «Динской механико-технологический техникум»



Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.

(Н. В. Гоголь)



Наставник, гуру, ментор – все эти синонимы предполагают описание человека, способного вдохновить, направить на истинный путь. И все эти синонимы обобщают определение «педагог».

Профессия педагога известна нам ещё с Древней Греции. Основные задачи учителя тех времён – обучать и воспитывать. Однако, каким должен быть педагог, который эффективно будет выполнять возложенные на него функции, доподлинно станет известно только с формированием компетентностного подхода к профессиональной деятельности учителя. В связи с чем, актуальность данного вопроса связана с созданием профессиональных педагогических компетенций.

Сегодня, профессиональная компетентность является одной из главной составляющей эффективной реализации педагогической деятельности. Это многофакторное явление, которое включает в себя систему теоретических знаний и способы их применения в конкретных педагогических ситуациях, а также ценностные ориентиры педагога и показатели его культуры.

Шадриков В. Д. предлагает оценивать квалификацию педагогических работников на основе шести профессиональных компетенций (рис. 1).

t1661887260aa.png

Рис. 1. Профессиональные компетенции педагога

Компетентность в области личностных качеств показывает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью.

Вторая компетентность отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания.

Не менее значимой является компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности, которая отражает качество реализации педагогом такой задачи, как формирование мотивации детей на образовательную деятельность. Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности связана с теоретической и методической грамотностью педагога, свободным владением предметом, объемом знаний о профессиональной деятельности, которым он обладает, умением получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знанием условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников.

Компетентность в разработке материалов включает особенности квалификационной готовности учителя разработать и реализовать программу работы и принимать решения в различных педагогических ситуациях. При этом, педагог обязан осознавать всю полноту ответственности за эти решения и последствия их реализации.

И последняя, но не менее важная компетентность в области организации педагогической деятельности, отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты.

Сегодня, при условии создания и внедрения новшеств в образовании, педагогическая деятельность становится инновационной. Новые технологии оценивания, методики обучения, цифровые технологии – все эти инструменты порождают различные изменения в деятельности учителей.

Не обошли инновации и область профессиональных педагогических компетенций. В настоящее время, направленность инновационной образовательной среды на формирование профессиональной компетентности достигается посредством реализации принципов открытости образования и взаимообусловленного многомерного взаимодействия образования с профессиональной сферой.

Открытость системы образования – это требование времени, которое прямо вытекает из отечественных и зарубежных тенденций развития образования. Она предполагает, что система образования должна соответствовать запросам общества, государства и личности.

Стоит отметить, что изначально любая инновация предполагает достаточно мощное сопротивление со стороны педагогов. Причина такого поведения лежит в том, что большинство учителей не готовы и не хотят что-либо менять в процессе выполнения деятельности. Это связано с множеством причин (рис. 2).

t1661887260ab.png

Рис. 2. Причины, препятствующие внедрению инноваций в педагогическую деятельность

Учитывая вышеизложенные причины, способствовать внедрению инноваций в педагогическую деятельность будет наличие у педагога осознанных целей в жизни, проявление им активности, гибкости в действиях и общении, сформированные навыки межличностного взаимодействия, эмоциональная уравновешенность, готовность к риску.

Выделенные характеристики соотносятся с обоснованными структурными компонентами профессиональной компетентности учителя.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что среда образовательного учреждения оказывает значительное влияние на развитие педагога и, в частности на его профессиональную компетентность.

Здесь возникает понятие «инновационная образовательная среда». Данное определение включает совокупность материальных, духовных, экономических, педагогических условий и систему организационных форм и средств, необходимых для развития инновационной образовательной деятельности.

Учитывая вышесказанное, важно отметить, что изучение выделенных структурных компонентов позволит разработать программу психологопедагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога.

Подводя итог, стоит сказать, что современный образованный человек не представляет свою жизнь без развития и инноваций. В свою очередь, современный педагог сегодня – это наставник, с уверенным знанием своего дела, подкрепленным профессиональными компетенциями и основанным на инновационном подходе и непрерывном развитии.


Список литературы:

1. Шадриков, В. Д. Профессиональные компетенции педагогической деятельности / В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №8. – С. 58-60.

2. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е. В.Бондаревская, С. В.Кульневич. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

3. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 233 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.