Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей _________________________

протокол № _____ от 2015

СОГЛАСОВАНО

Зам. дир. по УВР

_________________

2015г.

Рабочая программа

курса «Риторика»

для 5 класса

 

Составители:

Мелькова С.В., учитель русского языка и литературы

Сопильниченко И.А., учитель русского языка и литературы

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Риторика» для основного общего образования разработана на основе

- нормативных документов:

Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г.№1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010гю № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Примерная основная образовательная программа основного общего образования ( одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Новотроицкая СОШ

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г..

7. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ____ 201_ г. № ___, г. Москва.

8. Приказ от 8 июня 2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253

9. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2013.

Общая характеристика учебного курса

Цели реализации программы:

- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровня

общей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений и

навыков ведения межкультурного диалога;

- совершенствование умений и навыков риторической деятельности учащихся в

разных сферах общения.

Задачами реализации программы учебного курса являются:

- воспитание культуры речевого поведения (через обучение этикетным формам обращения,

речевым моделям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);

- овладение различными видами учебно-речевой деятельности, в том числе умению

редактировать собственный текст;

- воспитание культуры речевого общения, стимулирование стремления к

самосовершенствованию;

- подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;

- развитие творческих способностей, общительности, импровизации.

 

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность

обучающимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями

коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для

достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия

между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)

ситуации; компонентах коммуникативной ситуации. Сведения этого блока развивают

умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую

задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой

(коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов

(повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста,

то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В курсе риторики

изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в

реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки,

сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в

соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам

высказываний, которые актуальны обучающихся.

Обучение риторике должно опираться на опыт обучающихся, приводить их к

осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических

задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Преподавание риторики основано

на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития

коммуникативных умений – обучающие анализируют примеры общения, реализуют

свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Место учебного курса в учебном плане

В учебном плане МБОУ Новотроицкая СОШ на курс «Риторика» выделено 1 час/нед.( 35 часов) из части, формируемой участниками образовательных отношений ( таблица 1).

Таблица 1

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

1

35

35

Планируемые результаты изучения учебного курса «Риторика»

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое и сложное высказывания на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать различные типы словарей;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

–исполнять тексты, подбирать цитаты;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.

 

Основное содержание курса

Тема 1. Что такое общение. Что значит общаться. Объекты и субъекты общения. Цели общения. Коммуникативная задача.

Тема 2. Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное общение. Виды несловесного общения.

Тема 3. Главный секрет Демосфена. Голос – качество голоса. Дыхательная гимнастика – постановка речевого дыхания. Скороговорки и докучные сказки; кричалки – их роль.

Тема 4. Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы. Правильная речь и речь хорошая – сходства и различия. Богатство языка и богатство речи. Тавтология. Точная речь.

Тема 5. Учимся писать - редактировать. Правка текста: вычленение и устранение ненужного; замена ненужного нужным; включение недостающего – дополнение.

Тема 6. Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать – оценивать. Кто и как слушает: правила для собеседников.

Тема 7. Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения. Правила чтения. Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти – развернутый пересказ; закончить текст (мысль); извлечение смысла – краткий пересказ.

Тема 8. Речевые жанры. Что такое текст? Строение текста. Основная мысль текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Что такое визитная карточка.

Тема 9. Вторичные тексты. Что такое вторичный текст. Изложения (пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.

Тема 10. Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплимент. Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы вежливости. Этикет.

Тема 11. Объявление. Что такое объявление. Где и когда оно используется. Устные и письменные объявления. Виды объявлений. Объявления в прошлом и настоящем. Глашатаи и зазывалы. Афиша и объявление.

Тема 12. Что такое рассказ? Как строить рассказ. Основные части рассказа. Эффективность рассказа. Сочини и запиши свой рассказ.

Тема 13. Спорить или ссориться. Спор и его особенности. Ссора – ее особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что такое убедительные доводы и где их применять.

Тема 14. Сочиняем сказку. Что такое сказка? Каковы ее особенности? Строение сказки. Сказочные элементы, с помощью которых создается чудесный мир сказки. Основные сказочные действия. Сказочный язык. Сказочные герои. Пробуем сочинить свою сказку.

Тема 15. Начало моей биографии. Что такое биография и каковы ее особенности. Построение биографии. Примеры биографий. Начало собственной биографии.

   
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

 

Виды деятельности обучающихся

Общение

2

 

Виды общения.

1

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор. Вести этикетный диалог.

Речевая деятельность

4

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять вид слушания и приемы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.

Качества речи

7

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи.
Определять нарушения в точности речи.

Речевые жанры

20

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что суть истинной вежливости.

Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Вести этикетный диалог. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Составлять объявления устные и письменные.

Придумывать сказочные истории и рассказывать их.

Рассказывать о случаях.

Итого

35

 
 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2013.

3. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «С-инфо», «Баласс», 2013.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса риторики 5 класса учащиеся

НАУЧАТСЯ:

В сфере личностных результатов:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы; проблемы;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

В сфере метапредметных результатов:

умению анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.

умению общаться: умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником, видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение;

отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические;

уметь редактировать чужой и свой тексты, уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие.

В сфере предметных результатов:

умению общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.


ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

В сфере личностных результатов: оценивать личностную значимость тех или иных заданий для совершенствования речи, оценить свои коммуникативные возможности до и после изучения курса.

В сфере предметных результатов: описывать реальные ситуации по модели общения, анализировать из, принимать решения по эффективному исправлению ситуации.

В сфере метапредметных результатов: выполнять сбор информации, организовывать информацию в виде схем, таблиц и диаграмм; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры; распознавать ошибки в высказываниях, обосновывать их и исправлять; публично выступать и представлять результаты учебных достижений.

Комментарии
Комментариев пока нет.