Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Основы риторики (от мысли к слову)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
муниципального образования города Братска
Рабочая программа
специального курса внеурочной деятельности
«Основы риторики (от мысли к слову)»
для учащихся 5 - 9 классов
Составители:
Зольникова Светлана Витальевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»,
I квалификационной категории
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)
И
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Основы риторики (от мысли к слову)» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы.
Специальный курс внеурочной деятельности реализуется через часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и обеспечивает развитие личностных, метапредметных результатов и достижение предметных результатов предметной области «Русский язык и литература»
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ПРЕДМЕТНЫЕ | |
5 – 9 классы | |||
КЛАСС 1.Вводное занятие. Знакомство с курсом. 2.Общение. Собеседники, партнёры, коммуниканты. Коммуникативная задача 3.Межличностное, групповое, массовое общение. 4.Практическое занятие. Словесное и несловесное общение 5.Твой голос. Мимика, жесты. 6.Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает? 7.Два основных правила слушания. 8.Практическое занятие. Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? 9.Речь правильная и хорошая. 10.Речь без ошибок. Чья речь богаче? 11.Говори – пиши точно 12.Практическое занятие. Учимся читать наизусть 13.Практическое занятие. Зачеркни ненужное, включи недостающее 14.Будь вежлив. Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. 15.Что такое комплимент? Лесть, льстивые слова. 16.Тексты. Типы и стили речи. 17.Практическое занятие. Тема, основная мысль, ключевые слова. 6 КЛАСС 1.Вторичные тексты. Понятие о пересказе. 2.Практическое занятие. Подробный и краткий пересказы 3.Объявление. Секреты устных и письменных объявлений. 4.Практическое занятие. Написание объявлений и заявлений. 5.Что такое рассказ? Как строятся рассказы? 6.Что такое спор? Правила спора. 7.Что такое письмо? Дружеские и официально – деловые письма. 8.Практическое занятие. Написание писем. 9.Сказка, её особенности. 10.Виды сказок. Сказочные действия, герои, язык. 11.Практическое занятие. Сочини свою сказку. 12.Общение. Словесное и несловесное общение. 13.Практическое занятие. Великая сила голоса. Учим голос «летать». 14.Практическое занятие. Жесты. Уместные и неуместные жесты. 15.Слушание. Способы и приёмы слушания. 16.Беседа, её особенности. 17.Практическое занятие. Дружеская и деловая беседы. 7 КЛАСС 1.Разные ответы. Начало, основная часть, конец – делу венец. 2.Практическое занятие. Учимся читать учебный текст 3.Виды сочинений. Речевые клише. 4.Практическое занятие. Редактирование текстов. 5.Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. 6.Аннотация, отзыв, конспект, реферат, рецензия. 7.Практическое занятие. Написание аннотаций, отзывов, рецензий. 8.Спор. Как управлять спором. 9.Понятие о притче. Уместность её использования 10.Особенности интервью. Как подготовиться к интервью 11.Практическое занятие. Создание интервью. 12.Риторика уважения. Знакомство. Совет. Вежливое возражение. 13.Речевые жанры. Публицистический стиль. Личное письмо в журнал, газету. 14.Особенности делового стиля. Объяснительная записка, резюме. 15.Культура спора. Учимся спорить 16.Тезисы и аргументы. Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные. 17.Практическое занятие. Составление вопросов. 8 КЛАСС 1.Общение. Виды общения. Причины коммуникативных ошибок. 2.Подготовленная и неподготовленная устная речь. Приёмы подготовки устной речи. 3.Учимся отвечать. Сравнение. Группировка и классификация. 4.Коммуникативные промахи ,неудачи, ошибки 5.Практическое занятие. Выразительность и другие качества речи . 6.Тезисы. Конспекты. Реферат как тип текста. 7.Практическое занятие. Учимся спорить. Способы доказательства . 8.Деловые жанры. 9.Автобиография. Протокол. Характеристика 10.Практическое занятие. Письма бывают разные. 11.Комплимент как речевой жанр. 12.Выражение согласия. Культура выражения несогласия 13.Информационная речь. Её разновидности 14. Как строится аргументированный текст 15.Тексты «с чужого голоса». 16.«Я хочу подарить фотографию…». Вспомним изученное. 17.Практическое занятие. Рецензия. Аннотация. 9 КЛАСС 1.Зачем нужна риторика? Теоретическая и практическая риторика 2.Развитие основных риторических качеств речи. 3.Загадки трёх «К» : контакт – коммуникативность – коммуникабельность. 4.Ораторская речь. Виды ораторской речи. 5.Практическое занятие. Риторические фигуры. Диспут. Дебаты. Дискуссия. Полемика. 6.Публичная речь. Роды, виды, жанры. 7.Практическое занятие. Анекдот и анекдотическая ситуация 8.Путевой очерк. 9.Портретный очерк 10. Практическое занятие. Собираем факты, думаем, размышляем, рассуждаем. 11.Языковая связь текста с фотографией 12.Газетные и журнальные зарисовки с фотографиями 13.Голос – «одежда» нашей речи. 14.Тексты жёсткой и полужёсткой структуры 15.Практическое занятие. Риторика уважения. Речевой этикет. 16.Риторика и современные информационные технологии. 17.Практическое занятие. Автобиографическое повествование. Разные лики «Я». | Личностными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование следующих умений: 1. осознавать роль речи в жизни людей; 2.оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; 3.объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Личностными результатами изучения курса в 6-м классе является формирование следующих умений: 1.осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; 2.осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; 3.оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; 4.анализировать тактичность речевого поведения в семье; 5.объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. Личностными результатами изучения курса в 7 классе является формирование следующих умений: 1.оценивать свою вежливость; 2.определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); 3.осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; 4.осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; 5.понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Личностными результатами изучения курса в 8 классе является формирование следующих умений: 1.объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; 2.осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; 3.отличать истинную вежливость от показной; 4.адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; 5.учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; 6.осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; 7.анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; 8.поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. Личностными результатами изучения курса в 9 классе является формирование следующих умений: 1.учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; 2.осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; 3.анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; 4.осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; 5.понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова | Метапредметными результатами изучения курса в 5 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; 2.реализовывать высказывание на заданную тему; 3.ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; 4.самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; 5.учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; 6.делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Метапредметными результатами изучения курса в 6 классе является формирование следующих учебных действий: 1.формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); 2.пользоваться приёмами чтения учебного текста: 3.ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; 4.знать приёмы сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; 5.пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; 6.пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; 7.реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; 8.реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; 9.при выполнении заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; 10.делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Метапредметными результатами изучения курса в 7 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: 1.формулировать тему урока; 2.определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; 3.критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; 4.осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; 5.учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; 6.анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; 7.продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; 8.перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; 9.осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план, конспект, тезисы; 10.анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; 11.аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы; 12.продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; 13.знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; 14.пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –, видео – ) сопровождением; 15.в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Метапредметными результатами изучения курса в 8 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: 1.формулировать задачу занятия; 2.оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; 3.анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; 4.осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; 5.анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; 6.классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; 7.реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; 8.признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; 9.различать описания разных стилей – делового и художественного; 10.продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; 11.анализировать словарные статьи; 12.реализовывать словарные статьи к новым словам; 13.осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; 14.воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; 15.анализировать газетные информационные жанры; 16.слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; 17.редактировать текст с недочетами. Метапредметными результатами изучения курса в 9 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: 1.продуцировать типы разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; 2.анализировать словарные статьи и статьи из научно-популярных журналов; 3.реализовывать словарные статьи к новым словам; 4.осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект, тезисы прочитанного или услышанного. | Предметными результатами изучения курса в 5 классе является формирование следующих умений: 1.различать устное и письменное общение; 2.различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях; 3.уместно использовать несловесные средства в своей речи; 4.анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; 5.продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; 6.распознавать и вести этикетный диалог; отличать текст от набора предложений, записанных как текст; 7.находить по абзацным отступам смысловые части текста; 8.выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам; 9.осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; 10.выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; 11.сочинять сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; 12.сочинять и исполнять считалки, подбирать рифмы в стихотворном тексте; 13.оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Предметными результатами изучения курса в 6 классе является формирование следующих умений: 1.характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; 2.определять вид речевой деятельности, характеризовать особенности; 3.планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; 4.осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; 5.уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; 6.оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; 7.анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; 8.продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; 9.определять тему, основную мысль несложного текста; 10.определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); 11.анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; 12.разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; 13.сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; 14. давать оценку невежливому речевому поведению. Предметными результатами изучения курса в 7 классе является формирование следующих умений: 1.приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; 2.отличать подготовленную и неподготовленную речь; 3.знать особенности неподготовленной речи; 4.осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; 5.знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; 6.реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога; 7.анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; 8.знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); 9.пользоваться основными способами правки текста. Предметными результатами изучения курса в 8 классе является формирование следующих умений: 1.различать общение для контакта и для получения информации; 2.учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; 3.уместно использовать изученные несловесные средства при общении; 4.определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; 5.называть основные признаки текста, приводить их примеры; 6.называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; 7.продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; 8.вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; 9.анализировать типичную структуру рассказа; 10.рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; 11.знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; 12.продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; 13.объяснять значение фотографии в газетном тексте. Предметными результатами изучения курса в 9 классе является формирование следующих умений: 1.слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; 2.редактировать текст; 3.аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы; 4.продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; 5.знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; 6.пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –,видео – ) сопровождением; 7.в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. |
| |||
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебный материал специального курса «Основы риторики (от мысли к слову) » распределен в соответствии с учебным планом ООО и календарным учебным графиком МБОУ «СОШ №1» для 8 – 9 классов.
Тематическое планирование соответствует содержанию специального курса. Учебный материал курса изучается в 5 – 9 классах и рассчитан на 85 часов (из расчета 1 учебного часа в неделю в первом полугодии: 5 класс – 17 часов, 6 класс – 17 часов, 7 класс – 17 часов, 8 класс – 17 часов, 9 класс – 17 часов). В том числе на теоретическую часть отводится - 59 часов (в 5 классе – 12 часов, в 6 классе – 10 часов, в 7 классе – 12 часов, в 8 классе – 13 часов, в 9 классе –12 часов), на практическую часть отводится - 26 часов ( в 5 классе – 5 часов, в 6 классе – 7 часов, в 7 классе – 5 часов, в 8 классе – 4 часа, в 9 классе – 5 часов).
Тематическое распределение учебных часов (включая теоретическую и практическую части):
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Из них | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
5 КЛАСС | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с курсом. | 1 | 1 | |
2 | Общение. Собеседники, партнёры, коммуниканты. Коммуникативная задача | 1 | 1 | |
3 | Межличностное, групповое, массовое общение. | 1 | 1 | |
4 | Практическое занятие. Словесное и несловесное общение | 1 | | 1 |
5 | Твой голос. Мимика, жесты. | 1 | 1 | |
6 | Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает? | 1 | 1 | |
7 | Два основных правила слушания. | 1 | 1 | |
8 | Практическое занятие. Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? | 1 | | 1 |
9 | Речь правильная и хорошая. | 1 | 1 | |
10 | Речь без ошибок. Чья речь богаче? | 1 | 1 | |
11 | Говори – пиши точно | 1 | 1 | |
12 | Практическое занятие. Учимся читать наизусть | 1 | | 1 |
13 | Практическое занятие. Зачеркни ненужное, включи недостающее | 1 | | 1 |
14 | Будь вежлив. Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. | 1 | 1 | |
15 | Что такое комплимент? Лесть, льстивые слова. | 1 | 1 | |
16 | Тексты. Типы и стили речи. | 1 | 1 | |
17 | Практическое занятие. Тема, основная мысль, ключевые слова. | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 12 | 5 |
6 КЛАСС | ||||
1 | Вторичные тексты. Понятие о пересказе. | 1 | 1 | |
2 | Практическое занятие. Подробный и краткий пересказы | 1 | | 1 |
3 | Объявление. Секреты устных и письменных объявлений. | 1 | 1 | |
4 | Практическое занятие. Написание объявлений и заявлений. | 1 | | 1 |
5 | Что такое рассказ? Как строятся рассказы? | 1 | 1 | |
6 | Что такое спор? Правила спора. | 1 | 1 | |
7 | Что такое письмо? Дружеские и официально – деловые письма. | 1 | 1 | |
8 | Практическое занятие. Написание писем. | 1 | | 1 |
9 | Сказка, её особенности. | 1 | 1 | |
10 | Виды сказок. Сказочные действия, герои, язык. | 1 | 1 | |
11 | Практическое занятие. Сочини свою сказку. | 1 | | 1 |
12 | Общение. Словесное и несловесное общение. | 1 | 1 | |
13 | Практическое занятие. Великая сила голоса. Учим голос «летать». | 1 | | 1 |
14 | Практическое занятие. Жесты. Уместные и неуместные жесты. | 1 | | 1 |
15 | Слушание. Способы и приёмы слушания. | 1 | 1 | |
16 | Беседа, её особенности. | 1 | 1 | |
17 | Практическое занятие. Дружеская и деловая беседы. | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 10 | 7 |
7 КЛАСС | ||||
1 | Разные ответы. Начало, основная часть, конец – делу венец. | 1 | 1 | |
2 | Практическое занятие. Учимся читать учебный текст | 1 | | 1 |
3 | Виды сочинений. Речевые клише. | 1 | 1 | |
4 | Практическое занятие. Редактирование текстов. | 1 | | 1 |
5 | Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово. | 1 | 1 | |
6 | Аннотация, отзыв, конспект, реферат, рецензия. | 1 | 1 | |
7 | Практическое занятие. Написание аннотаций, отзывов, рецензий. | 1 | | 1 |
8 | Спор. Как управлять спором. | 1 | 1 | |
9 | Понятие о притче. Уместность её использования | 1 | 1 | |
10 | Особенности интервью. Как подготовиться к интервью | 1 | 1 | |
11 | Практическое занятие. Создание интервью. | 1 | | 1 |
12 | Риторика уважения. Знакомство. Совет. Вежливое возражение. | 1 | 1 | |
13 | Речевые жанры. Публицистический стиль. Личное письмо в журнал, газету. | 1 | 1 | |
14 | Особенности делового стиля. Объяснительная записка, резюме. | 1 | 1 | |
15 | Культура спора. Учимся спорить | 1 | 1 | |
16 | Тезисы и аргументы. Типы вопросов: уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные. | 1 | 1 | |
17 | Практическое занятие. Составление вопросов. | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 12 | 5 |
8 КЛАСС | ||||
1 | Общение. Виды общения. Причины коммуникативных ошибок. | 1 | 1 | |
2 | Подготовленная и неподготовленная устная речь. Приёмы подготовки устной речи. | 1 | 1 | |
3 | Учимся отвечать. Сравнение. Группировка и классификация. | 1 | 1 | |
4 | Коммуникативные промахи ,неудачи, ошибки | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие. Выразительность и другие качества речи . | 1 | | 1 |
6 | Тезисы. Конспекты. Реферат как тип текста. | 1 | 1 | |
7 | Практическое занятие. Учимся спорить. Способы доказательства . | 1 | | 1 |
8 | Деловые жанры. | 1 | 1 | |
9 | Автобиография. Протокол. Характеристика | 1 | 1 | |
10 | Практическое занятие. Письма бывают разные. | 1 | | 1 |
11 | Комплимент как речевой жанр. | 1 | 1 | |
12 | Выражение согласия. Культура выражения несогласия | 1 | 1 | |
13 | Информационная речь. Её разновидности | 1 | 1 | |
14 | Как строится аргументированный текст | 1 | 1 | |
15 | Тексты «с чужого голоса». | 1 | 1 | |
16 | «Я хочу подарить фотографию…». Вспомним изученное. | 1 | 1 | |
17 | Практическое занятие. Рецензия. Аннотация. | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 13 | 4 |
9 КЛАСС | ||||
1 | Зачем нужна риторика? Теоретическая и практическая риторика | 1 | 1 | |
2 | Развитие основных риторических качеств речи. | 1 | 1 | |
3 | Загадки трёх «К» : контакт – коммуникативность – коммуникабельность. | 1 | 1 | |
4 | Ораторская речь. Виды ораторской речи. | 1 | 1 | |
5 | Практическое занятие. Риторические фигуры. Диспут. Дебаты. Дискуссия. Полемика. | 1 | | 1 |
6 | Публичная речь. Роды, виды, жанры. | 1 | 1 | |
7 | Практическое занятие. Анекдот и анекдотическая ситуация | 1 | | 1 |
8 | Путевой очерк. | 1 | 1 | |
9 | Портретный очерк | 1 | 1 | |
10 | Практическое занятие. Собираем факты, думаем, размышляем, рассуждаем. | 1 | | 1 |
11 | Языковая связь текста с фотографией | 1 | 1 | |
12 | Газетные и журнальные зарисовки с фотографиями | 1 | 1 | |
13 | Голос – «одежда» нашей речи. | 1 | 1 | |
14 | Тексты жёсткой и полужёсткой структуры | 1 | 1 | |
15 | Практическое занятие. Риторика уважения. Речевой этикет. | 1 | | 1 |
16 | Риторика и современные информационные технологии. | 1 | 1 | |
17 | Практическое занятие. Автобиографическое повествование. Разные лики «Я». | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 12 | 5 |
приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы риторики (от мысли к слову)»
5А;5Б классы; 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | Раздел/тема | Дата проведения | ||||
планируемая | фактическая | |||||
5 КЛАСС | 5А | 5Б | 5А | 5Б | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с курсом. | 02.09 | 03.09 | | | |
2 | Общение. Собеседники, партнёры, коммуниканты. Коммуникативная задача | 08.09 | 10.09 | | | |
3 | Межличностное, групповое, массовое общение. | 15.09 | 17.09 | | | |
4 | Практическое занятие. Словесное и несловесное общение | 22.09 | 24.09 | | | |
5 | Твой голос. Мимика, жесты. | 29.09 | 01.10 | | | |
6 | Слышать – слушать – понимать. Кто и как слушает? | 06.10 | 08.10 | | | |
7 | Два основных правила слушания. | 13.10 | 15.10 | | | |
8 | Практическое занятие. Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? | 20.10 | 22.10 | | | |
9 | Речь правильная и хорошая. | 27.10 | 29.10 | | | |
10 | Речь без ошибок. Чья речь богаче? | 10.11 | 12.11 | | | |
11 | Говори – пиши точно | 17.11 | 19.11 | | | |
12 | Практическое занятие. Учимся читать наизусть | 24.11 | 26.11 | | | |
13 | Практическое занятие. Зачеркни ненужное, включи недостающее | 01.12 | 03.12 | | | |
14 | Будь вежлив. Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ. | 08.12 | 10.12 | | | |
15 | Что такое комплимент? Лесть, льстивые слова. | 15.12 | 17.12 | | | |
16 | Тексты. Типы и стили речи. | 22.12 | 24.12 | | | |
17 | Практическое занятие. Тема, основная мысль, ключевые слова. | 12.01 | 14.01 | | |
приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы риторики (от мысли к слову)»
6А;6Б классы; 2021 – 2022 учебный год
№ п/п | Раздел/тема | Дата проведения | ||||
планируемая | фактическая | |||||
6 КЛАСС | 6А | 6Б | 6А | 6Б | ||
1 | Вторичные тексты. Понятие о пересказе. | 02.09 | 03.09 | | | |
2 | Практическое занятие. Подробный и краткий пересказы | 07.09 | 10.09 | | | |
3 | Объявление. Секреты устных и письменных объявлений. | 14.09 | 17.09 | | | |
4 | Практическое занятие. Написание объявлений и заявлений. | 21.09 | 24.09 | | | |
5 | Что такое рассказ? Как строятся рассказы? | 28.09 | 01.10 | | | |
6 | Что такое спор? Правила спора. | 05.10 | 08.10 | | | |
7 | Что такое письмо? Дружеские и официально – деловые письма. | 12.10 | 15.10 | | | |
8 | Практическое занятие. Написание писем. | 19.10 | 22.10 | | | |
9 | Сказка, её особенности. | 26.10 | 29.10 | | | |
10 | Виды сказок. Сказочные действия, герои, язык. | 09.11 | 12.11 | | | |
11 | Практическое занятие. Сочини свою сказку. | 16.11 | 19.11 | | | |
12 | Общение. Словесное и несловесное общение. | 23.11 | 26.11 | | | |
13 | Практическое занятие. Великая сила голоса. Учим голос «летать». | 30.11 | 03.12 | | | |
14 | Практическое занятие. Жесты. Уместные и неуместные жесты. | 07.12 | 10.12 | | | |
15 | Слушание. Способы и приёмы слушания. | 14.12 | 17.12 | | | |
16 | Беседа, её особенности. | 21.12 | 24.12 | | | |
17 | Практическое занятие. Дружеская и деловая беседы. | 14.01 | | |