"Основные аспекты экологического воспитания младших школьников"
Выступление на педсовете.
Тема «Основные аспекты экологического воспитания младших школьников»
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.
В начальной школе, где закладываются основы экологической культуры, важно добиться того, чтобы дети осознали всю ценность окружающего мира, частью которого мы являемся. Важно воспитать эстетические и нравственные отношения к природным объектам, умение все замечать и все подмечать. Для нас, педагогов начальной школы эти задачи являются очень важными. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом нашей работы является не только овладение детьми определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.
Экологическое воспитание ставит перед нами 3 задачи:
1.Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.
2.Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Знания об экологических связях отражают саму сущность экологии как науки. Без их раскрытия окажется попросту невозможным полноценное экологическое воспитание школьников.
С первых уроков мы пытаемся подвести детей к элементарному пониманию взаимной связи всех видов, что исчезновение одного вида животных повлечет за собой гибель других. Во 2-3 классах мы более глубоко знакомим детей с объектами и явлениями природы. Дети начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное творение природы – не может существовать вне её.
Эффективность такой работы возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеклассной работе. Проводимые экскурсии, экологические праздники, тематические недели «Неделя окружающего мира», Дни Земли яркое тому доказательство. Достичь наибольшей эффективности на уроках помогает межпредметная связь (беседы об охране природы проводятся и на уроках математики, русского языка, чтения, изо, трудового воспитания).
Развитию интереса ко всему живому, окружающему миру, способствуют игры, часто проводимые на всех уроках, викторины, конкурсы и даже театрализованные представления, одно из которых было продемонстрировано на уроке в 1классе.
Конечно, экологическое воспитание имеет в нашей работе и практическую направленность. Помимо экскурсий на природу, мои дети весной сажают деревья, кустарники (день Земли), наблюдают за посадками в классе (посадка фасоли в 1кл.), за распусканием листьев березы на ветках, поставленных в воду, ухаживают за комнатными растениями в классе, изготавливают кормушки для птиц, убирают весной пришкольную территорию.
Мы участвуем в акциях:
-«Покормите птиц зимой, чтобы пели нам весной»(изготовление кормушек)
-«Белкам и скворцам наша защита» (изготовление скворечников)
Главное состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли бы осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понять: от практических действий, поведения, усилий взрослых и детей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных, которые имеются в их окружении. От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее!
Спасибо за внимание
Учитель нач. классов Николаева О.В.