Основные аспекты работы педагога с неблагополучными семьями

1
0
Материал опубликован 6 May

Основные аспекты работы педагога с неблагополучными семьями


Как мы знаем причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. По разным причинам не всегда родители могут и хотят выполнять свои обязанности. Тогда на помощь такой семье может прийти школа: администрация, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и конечно, классный руководитель. Основная задача – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает их нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.

Каждый из нас изучает семьи своих обучающихся, составляет социальный паспорт семьи.

На этапе изучения семей мы пользуемся различными методами:

Наблюдение за обучающимися;

Опрос, анкетирование родителей и их детей.

Используя эти методики, мы определяем тип семейного воспитания и узнаем характер коммуникации в семье, причины, порождающие неблагополучие. Как показывает практика, у каждой семьи эти причины свои, но есть и сходные черты.

Типы неблагополучных семей и задачи педагога в работе с ней

Криминально-аморальная семья. Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей

Задача педагога: Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на детей того образа жизни, который они ведут. Обращать внимание на испытываемое ребенком переживания, боль, стыд, обиду. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Педагогически неграмотная семья. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитете школы и педагогов.

Задача педагога: Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

Постараться изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать ребенка развитием внутреннего духовного мира. При встрече с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.

Неполная семья. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.

Расположить мать к себе, заручиться доверием. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его будущее. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.

Таким образом, мы определили тип неблагополучной семьи, поставив перед собой задачи по работе с ней. И следующим этапом нам предстоит определить методы, формы, то есть разработать план работы с семьей, который будет направлен на корректировку отношения к ребенку в семье. А механизм реализации плана работы может осуществиться через:

- мониторинговые исследования и определение перспектив

- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства

- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных тренингов

- внедрение здоровье сберегающих технологий

- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций

- организация совместной деятельности обучающихся и взрослых

- создание системы оказания психолого-педагогической и социально-педагогической помощи родителям обучающихся.

Таким образом, для успешной работы с неблагополучной семьей, нам, классным руководителям необходимо:

- повышать активную жизненную позицию семьи

- повышать престиж здоровой семьи

- воспитывать коммуникативную культуру

- поддерживать самореализацию членов семьи

- поддерживать социальное партнерство служб, работающих в системе социальной помощи

- осуществлять профилактику семейных проблем

Памятка для классных руководителей при взаимодействии

с неблагополучными семьями

   Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом             настроении

Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели

Не давайте окончательно готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели

Вам необходимо поощрять успехи, замечать даже самые незначительные

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.