Особенности работы педагога-психолога с семьями детей с ОВЗ

1
0
Материал опубликован 16 December 2019

Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ.

педагог-психолог МОУ гимназии №14 г.о. Орехово-Зуево Прончатова В.В.




Я работаю педагогом - психологом 12 лет, 6 лет из которых с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И считаю, что важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа педагога-психолога с родителями. Причем, большее значение придается не формам работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание.

Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь. Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, испуга и негодования.

Данное состояние родителей имеет свою динамику и свои стадии развития:

Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.

Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).      

Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.

Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий не находился родитель, необходимо выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом».

Я провожу свои консультации с родителями, действуя под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.  
Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные:

- одни семьи не хотят воспитывать ребенка;

- другие не умеют этого делать;

- третьи не понимают зачем это нужно.

Однако, во всех случаях необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

- как воспитывать,

- чему учить,

- как учить.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются:

Профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома.

Оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем.

Выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития.

Подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.
Третий этап - решение следующих задач:
получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями 
приёмами взаимодействия с ребенком;
умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей. Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и семья ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения социально-психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Прончатова В.В. педагог-психолог

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.