Основные грамматические нормы современного русского языка
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Основные грамматические нормы современного русского языка.
Учебный предмет: родной (русский) язык.
УМК: « Русский родной язык» О.М. Александрова и др.
Класс: 7
Цель: Закрепление понятия «языковая норма». Выработать умение находить и различать грамматические ошибки. Формирование навыков использования нормированной речи.
Планируемые образовательные результаты: понимание необходимости углублённого изучения родного языка; формирование представления о языке как живом, развивающемся явлении; умение работать со словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение объяснять языковые явления; развитие навыков работы в группах, орфографических и пунктуационных навыков.
Личностные УУД: осознание ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку и культуре; гордость за родной язык; осознание роли речевого общения как важной части культуры человека.
Метапредметные УУД:
Познавательные результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
Регулятивные результаты: выполнять индивидуальные, коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
Коммуникативные результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе, высказывать свою позицию в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Предметные УУД: навык обнаружения и устранения ошибок
Тип урока: урок, ориентированный на общую методологию.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1)Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение слушать собеседника; Предметные: осознание богатства и разнообразия лексики русского языка. |
2) Повторение. Словарная работа. | Проверка домашнего задания. Упражнение 1. Упражнение 1. Объясните разницу между приведенными ниже словами (для справок используйте словарь паронимов. | Выступление учащихся. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал; Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса |
3) Актуализация знаний | Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке: «Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба) «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов) «Грамматика повелевает даже царями» (Мольер) - Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания? - А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? - Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Речь человека - это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте. Между прочим Говорил он, между прочим, «Красивее», «Мы так хочем», «Досуг», «шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билютень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит целый день». (В.Масс, М.Червинский) - Скажите, какие нормы нарушил герой? | - Нет Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. | |
3) Работа по теме урока | - Скажите, актуальна ли сегодня проблема чистоты и правильности русской речи? - Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? - Слово учителя: Культура речи является важным звеном общей культуры человека. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку? Грамматические нормы Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста. О каких грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных). Прочитаю вам стихотворение. Послушайте: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей, У рыб нет зуб. - Смешно? Почему? А какие нормы нарушены? (грамматические). А именно? В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические. -Выполним задание, чтобы его выполнить хорошо, нам нужно соблюсти всеграмматические нормы. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). ? Какую грамматическую категорию мы учитывали при выполнении? Правильно-падеж! -Скажите , а сколько же падежей в русском языке? -Правильно, всего 6 падежей. А вот в древнерусском языке существовала довольно сложная система склонения существительных, которая сейчас неизвестна большинству. а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов) | (предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи). Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Ответы учеников Сообщение ученика. В древности в русском языке использовалось 15 падежей, и только 6 падежей сохранилось в современном языке. : 1) Именительный падеж — кто?, что? 2) Родительный падеж — нет кого?, чего? 3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия. 4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия; 5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью); 6) Предложный падеж — думать о ком, о чём 7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т. п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи! 8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине? 9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется? 10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга). 11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз. 12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право). 13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход). 14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду). 15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: понимать нормы употребления паронимов, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности. |
4) Закрепление | Игра «Корректор» (работа в парах). Жалоба Дядя, прашу тебя, помаги Твоей плимяннице Оле, А то небудет ее наги В этой противной школе. Мне вчира за дектант на слава Учитель паставил "два", А сам скозал, что маю работу Даже несмок прачитать. Папраси его, дядя, исправить двойку И паставить мне пять Работа в группах. Исправьте ошибки в следующих предложениях, объясните причины допущенных ошибок. Объясните постановку знаков препинания. а) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Проверка - А теперь посмотрим, насколько вы усвоили грамматические нормы, выполним самостоятельно цифровой диктант. 3) Цифровой диктант. (взаимопроверка) - В каких предложениях нет грамматических ошибок? 1. Новое поступление чулок и носок. (-) 2.Разожгём костёр. (-) 3. Взвесил не менее трёхсот граммов. (+) 4. Делегация англичан и болгар прибыла вовремя. (+) 5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+) 6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-) 7.Две пары новеньких ботинок стояли на полке. (+) | Выполняют задания 2-а уч-ка работают у доски ОТВЕТ: 3, 4, 5, 7. | |
5) Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание. | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. - Какова была задача нашего урока? - Достигли ли вы лично цели нашего урока, заполните, пожалуйста, лист самооценки - Среди словосочетаний найдите ошибки и исправьте их. 1) 1)САМЫЙ УМНЕЙШИЙ ученик 2) ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями 3) ЛЯЖЬТЕ на пол 4) ПРОМОК под дождём 5) ШЕСТИСТАМИ учениками 6) пара САПОГОВ 7) много ВАЛЕНКОВ 8) согласно РАСПИСАНИЯ 9) ОБГРЫЗАННОЕ 10) пара ДЖИНС 11) блеск ПОГОНОВ 13) в ВОСЬМИСТА городах 14) несколько ШОРТОВ | Отвечают вопросы учителя, анализируют цель и результат учебной деятельности, оценивают степень соответствия: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я: узнал___________________________; научился________________________; был активен (оцените по пятибалльной системе и обведите в кружок цифру) 1 2 3 4 5. Записывают домашнее задание в дневник, слушают комментарий учителя. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации к учебной деятельности; Метапредметные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности и самооценку собственной учебной деятельности; Предметные: общее представление о внешних факторах языкового развития и применение полученных знаний при выполнении домашнего задания. |
Селиванова Галина Геннадьевна
Балицкая Олеся