Основные подходы к организации патриотического воспитания в деятельности классного руководителя (из опыта работы)
Основные подходы к организации патриотического воспитания в деятельности классного руководителя. Из опыта работы.
Представляю опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию.
В образовательных стандартах определена важность формирования базовых национальных ценностей, которые определяют самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, государству, труду, смысл человеческой жизни. Эти ценности являются основой духовно - нравственного развития, воспитания и социализации личности. Одним из источников нравственности является патриотическое воспитание.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Патриотизм – это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние.
Патриотическое воспитание как направление воспитательной работы в деятельности классного руководителя является приоритетным.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, и проявляется в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Поэтому обозначенные направления деятельности в системе патриотического воспитания определяю для себя как основные
Люди приходят к пониманию патриотизма по-разному, а значит и формы работы с детьми должны быть разными:
В своей деятельности как классного руководителя особое место уделяю формированию патриотического воспитания на примерах героической борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Убеждена, что мы должны воспитывать в наших детях чувство благодарности и уважения к тем людям, кто одержал победу над врагом, защитил нашу Родину от фашизма ценой собственной жизни. Наши дети должны знать о том, какой ценой досталась нам победа, а в будущем рассказать об этом и своим детям. "Никто не забыт, ничто не забыто" и "памяти павших будем достойны" - основные идеи, которые я стремлюсь донести до своих воспитанников.
Начинаю работать в данном направлении с пятого класса - знакомлю учеников с пионерами - героями, их сверстниками. Основная мысль, которую пытаюсь донести до ребят: это такие же мальчишки и девчонки, которые не готовились к войне, но в самый ответственный момент не дрогнули и встали на защиту своей Родины, а ты бы смог так поступить? И здесь важна "живая" реакция: полная тишина, слезы в глазах, даже ответы "я бы не смог", вопросы о том, где можно прочитать об этом.
Вы скажете, это не ново. Я соглашусь. Ведь так воспитывали нас, и я считаю, что в нас заложили чувство патриотизма, которое мы к сожалению растеряли в 90- х годах.
Вы спросите, при чем тут ФГОС и УУД?.Надо поменять формы подачи информации: не давать в готовом виде, а предложить ее найти самим, и рассказать об этом одноклассникам.
Дети принимают и присваивают информацию, если получают ее не в готовом виде. Когда спрашиваешь у ребят, слышали они когда-нибудь такие имена как Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, то большинство отвечают отрицательно. Разделив на группы, предлагаю найти информацию и приготовить сообщение для классного часа. Подводя итоги, прошу ответить на вопросы, что поразило, заставило задуматься. Желающих прошу написать письмо тому, о ком он узнал.
В течение всего процесса обучения возвращаюсь к этой теме - знакомимся с комсомольцами -героями, с известными и малоизвестными героями той войны. Говорим о тружениках тыла, прошу ребят узнать дома и рассказать о своих родственниках - участниках войны. Знакомимся с Книгой Памяти, некоторые ребята находят в ней сведения о своих пропавших без вести родственниках и местах их захоронений. Говорим о наших земляках - героях войны на фронте и в тылу. Говорим о воинах- героях СВО. Такие кл часы заканчиваем минутой молчания.
Учитывая тот факт, что способность воспринимать информацию разная (есть дети - слухачи, визуалы, кинестетики), то в своей практике использую такую форму работы, как вечерний киносеанс. Совместно с коллегами организуем просмотр кинофильмов для отдельных классов, параллели с обязательным последующим обсуждением. Такая форма работы становится в нашей школе традиционной.
Использую возможности социального партнерства: музеи города, государственный архив. Систематически посещаем спектакли Ирбитского драмтеатра и других театров, приезжающих на гастроли. (Радует, что откликаются с удовольствием.)
Стремлюсь создать условия, способствующие приобретению учащимися позитивного социального опыта: мои ученики участвуют в традиционных школьных социальных акциях патриотической направленности, конкурсах плакатов.
Например, мои ребята сами придумали эскиз поздравительной открытки, а затем вручали ветеранам - жителям поселка Пионерский.
С 2012 года проходит в нашей школе полюбившаяся битва хоров. Будущий сезон будет посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, поэтому объявлен конкурс патриотической песни. Интересно то, что участвуют все до единого в классе, удивляют и радуют одновременно. Учительский хор всегда представлен на этой битве. Учим собственным примером. Предлагаю перенять наш опыт.
Новые образовательные стандарты ставят целью формирование у обучающихся способности и готовности к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Этим требованиям отвечают проектные технологии. Работая над проектом, ученик учится решать проблемные ситуации, ставить цель, оценивать свою деятельность, получает навыки работы с информацией, развиваются коммуникативные навыки. Представляя результат собственной деятельности, получают бесценный жизненный опыт.
Хочется поделиться интересной находкой - школьный проект "Ирбит в годы войны"
Участвуя в школьном проекте "Ирбит в годы войны", перед ребятами была поставлена проблема : определить здание, на котором находится данная памятная доска, и после изучения информации, связанной с деятельностью этого объекта в военные годы, представить результаты о проделанной работе на школьном митинге.
Воспитать патриота - значит воспитать гражданина, знающего и любящего свой край, его историю, культуру и традиции. Поэтому одним из важных направлений деятельности классного руководителя считаю изучение родного края.
В нашей школе с 2012 года реализуется проект "Основы исследовательской деятельности", в рамках которого с учениками мы изучаем историю Ирбита и Ирбитской ярмарки.
Активными участниками образовательной деятельности являются родители Совместно с родителями организуем поездки - экскурсии по городам нашей области, посещаем памятники архитектуры, музеи, знакомимся с народными традициями.
Воспитывать нужно собственным примером, поэтому считаю необходимым активное сотрудничество с родителями, которое связано с организацией совместных праздников, походов выходного дня, участием в школьных проектах: например, "Ученик года",победителями которого в разных номинациях становились мои воспитанники. Ребята совместно с родителями участвовали в проектах патриотической направленности: создание презентации о своих прадедах - солдатах ВОв, акции по сбору гуманитарной помощи нашим защитникам СВО, письма солдатам. Дети должны видеть личную заинтересованность своих родителей в их школьной жизни, чтобы в дальнейшем выстраивать взаимоотношения в своей семье.
Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воздействия на человека. Только продуманная и хорошо спланированная работа поможет воспитать настоящего гражданина.