Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения
«Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения »
Пятый класс это новая ступенька в привычном уже для детей и родителей понятии «обучение». Это новые требования, новые условия, новые учителя, новый график учебы и главное новая нагрузка. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.
В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, ученики. Данная система предполагает постоянное взаимодействие между участниками учебного процесса. Сложностей при переходе в 5 класс много и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа - сложный своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи.
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе,
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, и дети, и родители указывают: темп работы, и как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать; объем работы, как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.
Как помочь ребенку справиться с этой новизной, научиться учиться по-новому и принять новые правила?
У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как никогда им необходима помощь педагогов и родителей. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
Для решения данных проблем ученику необходимо быстро адаптироваться в новых условиях обучения:
Адаптация – приспособление к окружающим условиям. /Биологическая, психологическая/
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету.
Одни пятиклассники быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.
Степень адаптации ребенка зависит от:
его внутреннего состояния;
его характера;
его успеваемости в начальной школе;
его физического здоровья;
от психологического климата в классном коллективе;
а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Как можно помочь обучающимся в период адаптации
Рекомендации для родителей:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками:
- Необходимо согласовать требования всех учителей – предметников.
- Уделять особое внимание организации учебного процесса:
- Правильность оформления тетрадей, различных видов работ;
- Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
Начинать урок со звонком;
Готовиться к уроку на перемене;
Прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
Поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
Отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. Не забывайте «Учитель и ученик - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным»
Источники:
Джинотт, Х. Дж. Между родителем и подростком. – М., 2000.
Сосова, Н. Л. В пятый раз – в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. – СПб., 2001.
https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piatiklassn-1.html
http://www.myshared.ru/slide/978038/
https://infourok.ru/doklad-na-roditelskom-sobranii-adaptaciya-pyatiklassnika-411714.html