Особенности адаптационного периода первоклассников в условиях образовательного учреждения

3
0
Материал опубликован 29 March 2021

«Особенности адаптационного периода первоклассников

в условиях образовательного учреждения»​​​​​​​

В период адаптации к школе закладывается социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка. Успешность приспособления детей к условиям школы во многом обусловлена формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов.

Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные особенности учеников и взаимоотношения с родителями.

Поскольку количество детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, неуклонно растет, проблема школьной адаптации и эффективного приспособления к новым требованиям, правилам вхождения в новые социальные общности приобретает особую актуальность. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. введение ФГОС влечет за собой новые требования к развитию личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных умений первоклассников.

Изучение психологических особенностей адаптации первоклассников к школе является одной из важнейших проблем педагогической психологии. К ней на протяжении длительного времени обращались ведущие психологи западной и отечественной научной школы. ( Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан, И.В. Дубровина, Х. Синклер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Р.В. Овчарова, Л.С. Рубинштейн, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман, Л.И. Божович, Ж. Пиаже и др.)

К примеру, Р.В. Овчарова утверждает, что на течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы.

К числу наиболее благоприятных факторов она относит следующие:

адекватную самооценку своего положения ребенком;

правильные методы воспитания в семье;

отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

благоприятный статус в группе сверстников и т. д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относит следующие:

неправильные методы воспитания в семье (это примерно 50% семей нашего поселка и более);

функциональную неготовность к обучению в школе;

неудовлетворенность в общении со взрослыми;

неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т. д.

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

В-четвертых, стили семейного воспитания, ценностные ориентиры семьи. Преобладающие стили – попустительский и авторитарный (из моей практики).
Умственные способности и социальные навыки человека тесно взаимосвязаны. Врожденные биологические предпосылки реализуются в результате взаимодействия индивида и окружающей его среды. Социальное развитие ребенка должно обеспечить усвоение необходимых для общественного сосуществования социальных навыков и компетенций. Поэтому формирование социальных знаний и навыков, а также ценностных установок является одной из важнейших воспитательных задач. Семья является важнейшим фактором развития ребёнка и той первичной средой, которая оказывает на ребёнка наибольшее влияние. Влияние сверстников и иной среды проявляется позже. 

В первый класс нашей школы приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия определяются разными факторами: повышение уровня безработицы, низкое материальное обеспечение семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными традициями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером их общения с ребенком и многими другими.

Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.

Какие же дети приходят в первый класс нашей школы?

В 2018 – 2019 учебном году в нашу школу поступило 39 учеников. Высокие результаты подготовки к обучению показали 4 детей (10%).

В 2019 – 2020 учебном году в школу поступило 38 учеников. С высокими результатами пришли 10% детей.

В этом году в нашей школе 32 первоклассника. Высокий уровень подготовки показали 2 ребенка (6%), уровень выше среднего – 11%, ниже среднего и низкий – 53%.

Данные обследования детей свидетельствуют, что большинство детей, посещающие дошкольное учреждение, где воспитанников целенаправленно готовят к систематическому обучению, показывают хорошие результаты при поступлении в школу. Однако если успехами ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей обижает невнимание родителей, они замыкаются, перестают быть искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам первоклассников придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению родителей, детей и учителя.

Неготовые к обучению дети – это «группа риска»: риска испытать наибольшие трудности, стать неуспевающими, усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления, попасть в подростковом возрасте в категорию трудновоспитуемых. Эти первоклассники, как правило, отрицательно или индифферентно относятся к школе, нарушают дисциплину, общественные поручения выполняют без особого желания, близких друзей среди одноклассников не имеют. Поэтому те учащиеся, которые попали в «группу риска», находятся на особом контроле у учителя и психолога.

Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу построения плана работы по проведению профилактических мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Для того, чтобы избежать этих трудностей, в нашей школе организовано:

1. «Школа будущих первоклассников». Она функционирует с февраля каждого года. Учителями начальных классов разработана специальная программа занятий для детей, не посещающих дошкольное учреждение.

2. Психолого – педагогический всеобуч, где родители знакомятся с особенностями воспитания и обучения младших школьников. Занятия проводят педагог и психолог с привлечением медицинского работника и социального педагога.

3. Знакомство со школой (экскурсии): кабинет 1 класса, кабинет директора, библиотека, спортзал, столовая и т. д.

4. Вовлечение первоклассников в ряд школьных мероприятий: торжественные линейки, праздники, конкурсы, сборы детского объединения «Республика мальчишек и девчонок» и даже в исследовательскую и проектную работу.

5. Первые общественные поручения.

6. Серия классных часов на тему: «Лесная школа», где дети постепенно знакомятся со школьными нормами и правилами.

7. Занятия с психологом.

8.З анятия с логопедом.

9. Занятия по Правилам дорожного движения, где одна из основных тем – «Дорога от дома до школы и обратно».

Из 32 родителей учащихся первого класса имеют высшее образование – 15%, среднее специальное – 25%, среднее – 60%, 60% родителей - безработные.

Взаимодействие семьи и школы, правильно организованная преемственность не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением, школой и семьей создают успех в решении такой сложной и важной задачи, как организация учебно-воспитательного процесса в школе. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на каждого участника учебно-воспитательного процесса: учителя, родителя.

Учителя начальных классов нашей школы – великие труженики, они обеспечивают успешное вхождение учащихся в школьную жизнь.

Готовность педагога принять в класс особого ребенка, способность понять природу его трудностей, построить педагогически обоснованную, индивидуально – ориентированную методику обучения, сформировать у одноклассников адекватное (терпимое) отношение к трудностям, организовать взаимодействие семьи и школы – вот неполный перечень задач, которые решают учителя на протяжении всего периода обучения.


Литература:

1. О.А. Белянина, Возрастная психология: Учебное пособие. [Текст] / О.А.Белянина. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркутский гос.пед.ун – т», 2008, с. 156.

2. Л.С. Выготский, Мышление и речь. [Текст] /Л.С.Выготский. – М., т. 2.

3. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан, Психология: Учебник для студ. cред. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М., изд. центр Академия.

4. Д.Б. Эльконин, Избранное. [Текст] /Д.Б. Эльконин. – М.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации